Академики протестуют против клерикализации общества
Письмо президенту особый жанр в новейшей истории. Кто только ни писал президенту писем. Ни к кому другому в современной России не потечет со своими бедами палимый солнцем бедуин. Владимир Путин выступает в роли молчаливого оракула, который выслушивает все, но не выносит никакого вердикта, а обращения попадают в поле зрения СМИ и общества. Академиков РАН, создавших очередное произведение этого любопытного жанра, беспокоит возрастающая клерикализация российского общества. Прежде всего, угрозу видят в перспективе введения основ православной культуры в школах и теологии в вузах. Обращение подписали физики Евгений Александров, Жорес Алферов, Лев Барков, Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков и Анатолий Черепашук, биолог Гарри Абелев, гематолог Андрей Воробьев, геофизик Михаил Садовский, генетик Сергей Инге-Вечтомов. Необходимо признать, что основания к такому обращению или даже к целой серии обращений, исходящих от различных слоев общества, имеются. Восстанавливаются разрушенные церкви и строятся новые прекрасно. Но как обстоят дела с научными центрами, школами, библиотеками, больницами, да и с продовольственными магазинами, если выехать за пределы Садового кольца на расстояние в сотню километров? Не ахти: школы, например, "укрупняются". Ситуация, сходная с той, которая словами гоголевского героя описывается фразой "как мухи, выздоравливают". Держать в полувымершей деревне школу "нерентабельно". Вот ее и объединяют с другой школой, которая точно так же испытывает недостаток в грамотных учителях, элементарных методических пособиях и расположена километров за пять, десять, двадцать. Что такое пять или даже два километра по российским грунтовым (или бывшим асфальтовым) дорогам в беспутицу или зимой? Нужен транспорт, чтобы возить учеников, шофер, техническое обслуживание откуда на это все средства? Да и устранить саму фигуру учителя как носителя знаний, как выразителя иных чаяний значит обречь мир поселка на интеллектуальное истощение.
Казалось бы, тут-то и мог бы прийти на помощь священник. Возрожденный храм это возрожденная жизнь. Ежедневные или хотя бы праздничные богослужения, отпевания, крестины и похороны по христианскому обычаю, не говоря уж о богословском, историческом, вообще книжном знании, которое растет вокруг церкви, в умах ее прихожан дело, безусловно, благое, какие могут тут быть сомнения? Однако на практике "свет Христов", который "просвещает всех", затемнен самыми дикими суевериями, да и много ли молодых священников, выпускников столичных семинарий, испытывают желание ехать в какую-то глухомань, чтобы вдали от священноначалия и перспектив "повышения по службе" нести свое служение? Где же все выпускники воскресных школ, активные православные? Положим, есть и примеры таких подвигов. Но ведь в основном-то "новых православных", особенно из молодежи, вдохновляет "задача апостольской проповеди на площадях". Это выражение одного полемиста, который всерьез предлагает проповедовать на "Плешке", как называют в народе площадь с памятником героям Плевны, печально прославленную как место сбора людей "нетрадиционной ориентации". Предложение возникло после и, видимо, не без связи с недавними событиями: горе-патруль очередных "хоругвеносцев", вознамерившийся очистить площадь от гомосексуалистов, был избит, да еще и обратился к мэру Москвы с жалобой.
То есть проблемы-то существуют. Но, с другой стороны, какие же могут быть претензии к церкви? Восстанавливать библиотеки России, основной фонд которых был собран в 1960-х, самое позднее 1970-х годах, и чинить там канализации (у библиотек страны даже на это нет денег) церковь не может, это не ее дело. А и попробуй сейчас же найдутся очередные противники клерикализации. Перестанут восстанавливаться монастыри и храмы на их месте сами собой школы и институты не вырастут, скорее, полезут как грибы "однорукие бандиты" да казино.
От сотворения мира и до обеда
Разногласия общества упираются в пресловутые проблемы по введению основ православной культуры в курс обязательной школьной программы и теологии в перечень специальностей, которые дают в высших учебных заведениях. Но необходимо все же понимать, что эта инициатива идет, что называется, снизу:
ее не столько насаждают сверху, сколько есть реальная необходимость в получении некоторой частью нашего общества образования по такому профилю. Другой вопрос: насколько эта часть действительно велика в соизмерении с ее активностью? И как будет осуществляться преподавание: кем, по каким пособиям, в счет каких предметов? Пока суть да дело, в иных школах Крыма преподают предмет "Религиозное просвещение", который ведут баптисты. В частных школах или сверх плана в общеобразовательных по всей России где йогу, где ушу, где кунг-фу. А ведь это все не только и не столько телесные упражнения или дыхательные практики, но и своя философия, религиозные, мировоззренческие представления. Ну а в школах Дальнего Востока, сообразуясь с реальностью, налегают на китайский язык. Все логично.
Понятно, что без унификации среднего образования по всей стране через несколько поколений житель Вышнего Волочка рискует не понять жителя Находки. Русский язык с его образами мира и представлениями, имманентно содержащимися в семантических конструкциях, один из немногих языков на такой огромной территории, который, несмотря ни на что, сохраняет поразительное единство. Он не раздроблен на серию диалектов, различия не столь велики, хотя, разумеется, свои особенности есть в каждой области России. Обитатель одной провинции Китая с трудом объяснится с представителем другой, а лондонец "оксбриджей" затруднится в разговоре с жителем портового района, мы же пока без труда разговариваем и, кажется, иногда даже понимаем друг друга. Чтобы не подразумевать под одними и теми же словами кардинально различные вещи, среднее образование должно быть унифицировано, и с этим уже возникли серьезные трудности.
Теология же в перечне квалификаций высшей аттестационной комиссии явление закономерное и нисколько не опасное. Прежде всего неверно, будто теология не наука или ученый не может заниматься теологией именно как наукой. Чтобы заниматься теологией, не обязательно даже быть верующим человеком. Теологию можно рассматривать и как сумму человеческих представлений о Боге, о взаимосвязях таких представлений со знаниями о мире, в антропологическом измерении. И нельзя же отказывать людям, которые желают получить подобное образование. Это как-то недемократично. Религиоведение не исчерпывает этой дисциплины, хотя и тесно связано с ней, и хотелось бы напомнить, что не далее чем десять лет назад всерьез обсуждалась сама возможность преподавать религиоведение в вузах. Именно тогда ректор Российского православного университета Иоанна Богослова игумен Иоанн Экономцев в одной из дискуссий по этому предмету сказал: "Кафедре религиоведения, где неизвестно, что будут преподавать студентам, я предпочел бы исламский колледж. Я знаю, что там верующие люди, что ничему плохому там моих ребят не научат". Понятно, что это полемический перехлест. Десятилетие преподавания религиоведения в ведущих институтах страны должно было уже показать, что религиоведение как предмет не столько является наследником научного атеизма, сколько светской дисциплиной в ряду классических наук.
Но современный мир испытывает необходимость не только в религиоведах, как и не только в менеджерах и юристах, но также и в теологах, специалистах по вопросам, связанным с историей и теорией учений о Боге. Непонимание этого факта обратит постхристианский мир Западной Европы и России в исламский уже при жизни нынешних поколений. Ведь и религиозное чувство современных людей никуда не исчезло просто сместилось в другие ритуальные практики и мировоззренческие установки. Другой вопрос: есть ли у нас преподаватели, специалисты по теологии в необходимом количестве на все вновь открывающиеся факультеты? И кто будет проводить их аттестацию, кто сможет проверить, какого рода и уровня знания они станут вдалбливать в головы студентов? "Зачет по теологии" звучит, конечно, хорошо... Пока же, судя по буйной реакции на обращение академиков, у нашей православной общественности решительная единица не только по теологии, но и по элементарной вежливости и человеколюбию.
СПРАВКА
ТЕОЛОГИЯ (от ГРЕЧ. THEOS Бог и LOGOS УЧЕНИЕ) богословие, сумма представлений о сущности Бога. Дисциплина, существующая в теистских вероучениях, то есть признающих наличие единого божественного существа, творца мира и человека. Собственно теология это даже целый куст наук, она включает в себя такие разделы, как догматика, апологетика, экзегетика, экклесиология, сотериология, литургика, гомилетика и т.д. В современном мире существует множество теологии, иные из которых являются интеллектуально насыщенными актуальными концепциями, как, например, теология смерти Бога (протестантизм и постпротестантизм) или теология освобождения (возникшая на основе католицизма).
Источник: www.mn.ru Московские новости