ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Андрей Григоренко: "Все сидят по своим углам, и Церковь в том числе"

27 июля 2007

Обращение российских академиков к президенту – одна из наиболее обсуждаемых тем в прессе на этой неделе. Напомним, что 23 июля ведущие академики РАН выразили свое возмущение клерикализацией российского общества. Среди тех, кто подписал обращение – такие знаменитые ученые, как Жорес Алферов и Виталий Гинзбург. В интервью корреспонденту "Воды живой" ситуацию комментирует доктор философских наук, профессор Андрей Юрьевич Григоренко, заведующий кафедрой религиоведения в РГПУ имени Герцена.

– Андрей Юрьевич, насколько, с Вашей точки зрения, обосновано обращение академиков?

– Нужно сказать, что тенденции, о которых они пишут, наблюдаются. Но здесь скорее дело не в Церкви, а в самом нашем обществе, в институтах власти, которые пытаются найти некую стержневую идеологическую основу, способную сплотить общество. И в этих попытках и поисках они обращаются к Церкви. Церковь – не инициатор, но, с другой стороны, ее тоже можно понять: кто же откажется от такой возможности – быть участником важных общественных процессов, содействовать власти? Я не хочу давать категоричную оценку тем или иным поступкам. Это сложная проблема, и у каждой стороны есть какая-то своя правда. Тот же Гинзбург – это очень интересный и искренний человек, высказавший определенную точку зрения. Он имеет на это право. А по поводу духовной основы – она должна быть у общества, а ее нет. Да и Церковь, как оказалось, не смогла выступить как объединяющее всех россиян начало. В каком-то смысле часть вины в этом лежит и на самой Церкви. Она очень поздно заговорила о социальных противоречиях российского общества, она не осуждает социальное расслоение в нашей стране. Поддавшись моде, она не осуждает так называемые "язвы" современного капиталистического общества, молчит о тупиковом пути развития этого общества.

– И все же, можно ли говорить, что Церковь в современной России как-то выходит за границы дозволенного Конституцией?

– Конечно, нет. Инициатор этих процессов прежде всего общество, политические партии, властные структуры, которые пытаются использовать религиозный вопрос как политический козырь, использовать религиозный фактор в своих интересах. И вообще нужно разделять понятия "клерикализация" и "синодализация", то есть, сближение Церкви с государством по инициативе последнего. Клерикализация была на Западе в XIX веке, когда католическая Церковь боролась за политическую власть в ряде европейских стран и использовала собственные ресурсы в борьбе против светских партий и против государства, которые в то время пытались ограничить весьма ее широкие политические и иные права в государстве. Напомним, что образование, культура и т.д. – всё это было тогда в распоряжении Церкви. У нашей православной Церкви нет таких прав, как нет и таких сил, да, очевидно, и желаний. У нас сейчас наоборот государство пытается сблизиться с церковью и использовать ее нравственный и духовный капитал в своих интересах. уместнее называть это словом синодализация по аналогии с той ситуацией, которая сложилась в царской России со времен Петра I. Условный термин "синодализация" вовсе не означает, что Церковь формально должна стать частью государственной машины. "Синодализация", в качестве альтернативы клерикализации, делает церковь несвободной, зависимой от своего покровителя-государства, вынужденной, в конечном итоге, следовать в фарватере его политики. Церковные мужи сами понимают сложившуюся ситуацию. Но не всегда им удается избежать искушения.

– Каким Вам представляется место Русской Православной Церкви в современном российском обществе?

– Церковь – часть общества. Но, желая приспособиться к чему-либо, она идет на уступки. И как следствие – теряет авторитет у россиян. По последней статистике в 1996 г., когда россиян опрашивали, каким социальным институтам (армии, государству, партиям, Церкви) в стране вы доверяете, большинство ответило – Церкви. Впоследствии (с 1997 г.) число "доверяющих" Церкви россиян, согласно социологическим опросам, уменьшилось. Причина такого сокращения, такого процесса – в ставшей слишком тесной связи Церкви и государства. В моём понимании роль Церкви должна быть независимой. Только тогда она будет способна выполнить главную свою функцию – пророческую, наставническую. Церковь должна бить в колокол, когда встречается с социальной несправедливостью, критиковать то, что называется социальным злом, вообще больше уделять тому, чем живет простой человек, – что сейчас практически отсутствует. Тогда за Церковью пойдут, к ее мнению будут прислушиваться.

– По-Вашему, православие должно быть государственной, официальной религией или одной из равноправных конфессий?

– Не должно быть никакой государственной религии. Чем обернулся государственный статус для православной Церкви в 19-20 веках, всем хорошо известно. Да и наше многоэтническое и многоконфессиональное общество этого не поймет. Однако занимать очень активную позицию в общественной жизни Церковь просто обязана.

– Как Вы считаете, что следует ввести в качестве школьного предмета – основы православной культуры или историю всех мировых религий?

– Это провокационный вопрос (смеется). Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы история мировых религий преподавалась в школе, в вузе. Мы понимаем крайнюю актуальность, востребованность знаний о религии в современном обществе, особенно у молодежи. Понимает это и Церковь. Но все понимают эту необходимость по-разному. Церковь имеет в виду знание только православия. Но в стране не одна, а четыре традиционных религии. Но нужно найти золотую середину. У того же курса религиоведения могут быть разные модификации. Допустим, в учебниках европейских районов России можно уделять большее внимание православию, а, скажем, на юге России, в мусульманских районах – исламу. Можно, конечно, и по-другому. Но, в любом случае, учебник, посвященный основам истории мировых религий и культуры, не должен проповедовать никакую религию, а должен знакомить с гуманистическим потенциалом разных религий, воспитывать у учеников уважение к представителям других культур и религий. Тогда и не будет никаких противоречий, и воевать будет не с кем. А проповедь исключительности только одной (не важно, какой конкретно) религии в школах и вузах – это недопустимо. А в условиях миграционных потоков, когда наши города стали гигантскими мегаполисами, где проживают представители разных наций, где в одном классе учатся представители разных культур, этносов и религий, это просто взрывоопасно. Опасно не только для многоконфессионального и многонационального общества, но и для самой Церкви. Вообще говоря, необходимо соработничество. А то получается, что все сидят по своим углам, и Церковь в том числе, и преследуют собственные интересы.

Беседовал Владимир Дукельский,

"Вода живая",

24.07.07

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама