ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

От догмата к повествованию

Стратегии диалога Уолтера Онга

Станислав Обирек :: 01 августа 2007

Весной 1999 года я позвонил в Университет Сент-Луиса американскому иезуиту, профессору Уолтеру Онгу. Я попросил его написать статью, посвященную диалогу с неверующими, для журнала Zycie Duchowe ("Духовная жизнь"). Он отнесся к просьбе с пониманием и некоторое время спустя прислал текст, речь в котором шла о том, что религии должны выработать "новый язык". Статья называлась "Где мы сейчас находимся? Несколько основных замечаний, касающихся космологии".

Летом 2001 года я в последний раз готовил к печати номер журнала (следующий номер редактировал уже отец Юзеф Аугустын), в нем предлагались тексты, завершающие длительную дискуссию о возможности диалога верующих и неверующих. Между делом я попросил Станислава Лема отреагировать на то, о чем писал Онг. 13 июля 2001-го я написал Лему: "Я только что закончил переводить текст Уолтера Онга, который будет опубликован в ближайшем номере Zycie Duchowe. Пока перевод довольно сырой, однако я решил прислать его вам и узнать, что вы думаете об этой статье и, в частности, о следующем высказывании Онга: "Отступление от догматики и обращение к повествованиям (которых немало и в Библии) открывает путь для плодотворного диалога между христианами и представителями других религий, а в дальнейшем – между верующими и неверующими". Далее я писал: "Примером повествований, вокруг которых мог бы строиться такой диалог, для меня являются ваши произведения. Вы – Автор, агностицизм которого совершенно не умаляет драматизм бытия".

Мы переписывались по электронной почте, и в тот же день я получил ответ Станислава Лема: "Спасибо за присланную статью Уолтера Онга... Судя по тому, что его имя сопровождается аббревиатурой SJ, он, как и вы, принадлежит к Обществу Иисуса (Societas Jesu). То есть он принадлежит к определенной конфессии и хочет согласовать положения своей веры с современной наукой. Мне кажется, я достаточно непредвзят, когда говорю, что вера (любая вера!) не нуждается в том, чтобы согласовывать свои основы с данными науки, и наоборот..."

Я отреагировал немедленно, рассчитывая на то, что Лем подхватит весьма важную, как мне казалось, тему: "Я вас понимаю, хотя и не совсем. Мне казалось, что подход Онга (да, он иезуит) – интересное поле для контакта. Для меня не столь важно, вера или неверие разделяют нас... Отряхиваться от иезуитов, которые якобы защищают свою конфессию, – неубедительно. Ни Онг, ни тем более я не собираемся никого обращать в свою веру, мы скорее хотим понять, на чем основана забота о "состоянии человечества" (condition humaine). Ведь вы, при всем своем пренебрежении к религии, искренне об этом заботитесь. Если вы захотите поддержать тему, буду счастлив". На этот раз Лем на мое письмо не ответил.

Подход Станислава Лема кажется мне весьма симптоматичным и типическим. Сам факт принадлежности к религиозному объединению или монашескому ордену подчас не позволяет разглядеть в человеке адекватного собеседника. Между тем Уолтер Онг действительно рассматривал возможность творческого примирения современной науки с христианской верой. [...]

"Диалогический подход означает, что ты сам не знаешь, куда он тебя заведет. Ты можешь изменить другого человека, а он тебя", – так Онг обозначил свое понимание диалога в одном из интервью в 1971 году... Поразительная вещь: несмотря на такую открытость в отношении партнера по диалогу, Онг никогда не утрачивал своей идентичности иезуита. Более того, его всегда уважали и повсюду принимали именно как члена Общества Иисуса, занимающегося наукой. [...]

В мае 1958 года в Нью-Йорке состоялся семинар на тему "Религия в Америке". Среди его участников были три иезуита, два влиятельных протестантских теолога – Рейнгольд Нибур и Пауль Тиллих, и американский философ Авраам Йошуа Хешель. Уолтер Онг выступал на семинаре с докладом "Диалог религии и светского мировоззрения в плюралистическом обществе". Сам Онг отрицал, что на ход его мыслей оказал влияние Пьер Тейяр де Шарден, но текст его выступления в Нью-Йорке явно отражает увлечение идеями знаменитого французского иезуита. Во всяком случае, размышляя о парадоксальном положении человека в мире, Онг находил ответ именно у него: "В своих работах, посвященных эволюции и феномену человека, отец Пьер Тейяр де Шарден неоднократно подчеркивал, что, пусть в ходе эволюции человека между людьми возникают все новые различия, прообраз человека, наделенного разумом, интеллектом, напротив, является объединяющим началом... Отсутствие полного взаимопонимания между людьми, ведущее к взаимной изоляции, – временное явление, обреченное на исчезновение благодаря самой природе человека".

В своих многочисленных работах Уолтер Онг пишет об "объединяющей силе устной речи", способной перебросить мост не только между религиозным и светским мировоззрением, но и между различными отраслями науки. В эпоху растущей специализации, усиливающегося разделения науки это немало. Это не наивное или идеалистическое убеждение, оно произрастает из глубокого понимания современной антропологии. Работа "Слово в противостоянии" (1977) стала для Онга переломной – с тех пор он борется за то, чтобы у устной речи, не искаженной под влиянием письма и печати, нашлось свое достойное место в межчеловеческом общении. [...]

Вот что писал Уолтер Онг в 1995 году: "Склонность к отождествлению слов с их отображением на письме может привести к возникновению религиозного или культурного фундаментализма. Не случайно в культуре США, укорененной в письменных текстах, распространено убеждение, согласно которому истина должна быть выражена в форме четких определений, не нуждающихся в интерпретации... Что касается христиан-фундаменталистов, то они, как правило, не воспринимают слова Иисуса: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). Иисус не оставлял своим последователям списка четких предписаний или утверждений".

"Каждый контакт, каждый диалог ведет к единению, несмотря на различия между мной и тобой, между тобой и мной. В конечном итоге участниками диалога становятся люди, целиком вовлеченные в него и готовые взять на себя ответственность за судьбу мира именно в качестве индивидуумов", – говорил Онг в 1958 году. В этих словах можно обнаружить перекличку с книгой еврейского философа Мартина Бубера "Я и ты", на которую американский иезуит неоднократно ссылался в дальнейшем. [...]

Остается лишь надеяться на то, что собратья Онга по Обществу Иисуса поддержат его начинания, направленные на достижение взаимопонимания с современной гуманитарной наукой, зачастую формировавшейся в оппозиции христианской мысли. Содержательный, объективный анализ человеческого языка позволяет осознать, что люди способны понимать друг друга. Это понимание неизбежно, если человечество хочет выжить. При этом религиозные или мировоззренческие противоречия – второстепенная вещь. Главное – это задумываться над "состоянием человечества".

Полная версия статьи опубликована в книге Wartosci etyczne w roznych tradycjach religijnych (Krakow, 2005). Фрагменты текста публикуются с разрешения автора.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама