ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Долгий путь к независимости

Положение Болгарской Православной Церкви во все времена было непростым

Павел Круг :: 15 августа 2007

С тех пор как "апостолы славян" Кирилл и Мефодий в конце IX века перевели с греческого языка церковные богослужебные тексты на староболгарский, этот язык нисколько не изменился. Это язык православной литургии, мы знаем его под именем церковнославянского. Однако в самой Болгарии со времен "солунских братьев" произошли куда более значительные перемены. Болгарской Православной Церкви потребовались века, чтобы обрести независимость и добиться признания в православном мире.

В VI–VII вв. Балканский полуостров – этот "мост" между восточной и западной половинами Римской империи, между латинским и греческим христианством – был заселен славянскими племенами. Первое болгарское государство было создано ими вместе с протоболгарами – племенами тюркского происхождения – в конце IX века и погибло под ударами Византии в 1018 г. Второе Болгарское царство, основанное полтора столетия спустя, просуществовало вплоть до османского завоевания.

После захвата Юго-Восточной Европы (а в 1453 году – и Константинополя) турками-османами православная Болгария попала под владычество мусульман. Для властей Османской империи не было национальностей, своих подданных они делили по религиозному принципу. Совокупность последователей каждой конкретной религии составляла своеобразную религио-нацию – "миллет". Все ромеи – православные жители бывшей Византии – составляли "рум миллети" и должны были подчиняться Константинопольскому Патриарху.

Таким образом болгары (так же как сербы и румыны) находились под двойным давлением. С одной стороны, возрождение национальной религиозной культуры сталкивалось с попытками исламизации страны со стороны турок, с другой стороны, приходилось противостоять так называемому "фанариотству" – то есть стремлению Константинопольского Патриарха и греческого духовенства эллинизировать болгар.

Только в 1850 году фирманом (декретом) турецкого султана в Константинополе была легализована община из 30 тыс. православных болгар, что вместе с созданием "болгар миллети" означало признание Османской империей болгар как нации. Это событие стало толчком к провозглашению независимой Болгарской Церкви. В 1860 году епископ Макариопольский Иларион отказался упоминать имя Вселенского Патриарха при богослужении. Это был демонстративный акт: тем самым провозглашалась самостоятельность Болгарской Церкви по отношению к Константинопольскому Патриархату.

Фирман султана от 28 февраля 1870 года разрешал создание Болгарского Экзархата – автономной Болгарской Православной Церкви. Спустя два года турецкое правительство признало избрание первым болгарским Экзархом Антима I. В день памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая 1872 года Антим вместе с несколькими болгарскими епископами провозгласил независимость Болгарской Церкви. Константинопольский Патриархат отреагировал созывом Собора, который провозгласил болгар "раскольниками", разорвал каноническое общение с ними и осудил "филетизм" (организацию Церкви по национальному принципу).

Вскоре, после Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., Болгария получила независимость. Однако и в этот новый период истории страны между Церковью и государством возникало немало трений. Первые болгарские монархи не были православными по вероисповеданию: избранный в 1879 году князь Александр Баттенбергский (1879–1886) был протестантом, а пришедший ему на смену Фердинанд Сакс-Кобург-Готтский (1887–1918) – католиком.

В двух мировых войнах, потрясших в том числе и Юго-Восточную Европу, Болгария занимала сторону Германии и ее союзников. Однако даже в самые страшные военные годы Болгарская Православная Церковь сохраняла свою самостоятельность и была одной из немногих европейских Церквей, которые решительно сопротивлялись уничтожению евреев в годы Второй мировой войны.

1945 год значим для Болгарской Церкви тем, что Константинопольский Патриарх, наконец, признал ее, положив конец длившемуся более семидесяти лет расколу. В 1953 году был провозглашен Болгарский Патриархат, первым главой которого избран митрополит Пловдивский Кирилл. В период его патриаршества Болгарская Церковь стала участником экуменического движения, вступив во Всемирный Совет Церквей (она вышла из ВСЦ девять лет назад). Преемником Кирилла после его смерти в 1971 году стал Патриарх Максим.

В коммунистической Болгарии действовал дискриминационный по отношению к Церкви закон о вероисповеданиях. После "бархатной революции" 1989 года религиозные организации в Болгарии получили свободу. При этом в Конституции страны было зафиксировано, что "традиционным вероисповеданием в Республике Болгария является христианство восточного обряда".

Однако в 1992 году Болгарскую Православную Церковь ослабил серьезный раскол. Сторонники "альтернативного Синода" отказались признавать Патриарха Максима, считая его избрание неканоничным и обвиняя его в сотрудничестве с режимом Тодора Живкова. В 1996 году митрополит Неврокопский Пимен (Энев) был незаконно провозглашен Болгарским Патриархом. Хотя Пимен пользовался поддержкой президента Петра Стоянова и имевшего парламентское большинство Союза демократических сил, он был вынужден отказаться от претензий на патриаршество после Софийского Собора 1998 года. Тогда главы всех канонических Православных Церквей поддержали статус Патриарха Максима как единственного законного главы Болгарской Церкви.

В 2004 году после победы на выборах Социалистической партии Болгарии (наследницы Коммунистической партии) государство также встало на сторону Патриарха Максима в церковном вопросе. Это стало возможным благодаря принятию нового закона о вероисповеданиях, разрешавшего именоваться Болгарской Православной Церковью только одной юридической организации. Храмы, принадлежавшие "альтернативному Синоду", были опечатаны и переданы сторонникам Патриарха Максима. Казалось бы, это стало концом "болгарского раскола".

В нынешнем году Болгарская Православная Церковь поддержала вступление страны в Евросоюз. Но если европейское будущее Болгарии уже никем не подвергается сомнению, то Церковь в этой стране, по-видимому, еще ждут большие перемены. Тенденции в Румынской Православной Церкви, наблюдающиеся после смерти Патриарха Феоктиста (в частности, активность сторонников полной люстрации духовенства, то есть разоблачения сотрудничавших с коммунистическим режимом), имеют шанс повториться и в Болгарии. Кто знает, не заставит ли это вновь поднять голову сторонников "альтернативного Синода"?

Текст подготовлен по материалам журнала "Вера во втором мире" (Glaube in der zweite Welt, № 7–8, 2007)

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама