18 августа в Москве завершилась работа международной конференции "Христианская соборность и общественная солидарность", организованной Преображенским Содружеством малых православных братств, Свято-Филаретовским православно-христианским институтом и журналом "Вестник Русского Христианского движения".
Заключительный день конференции открылся семинаром "Что такое общественная солидарность сегодня?" Проф. А.Л. Лапко в своем докладе "Опыт общественной работы братства свв. Кирилла и Мефодия на пользу Польской православной церкви" рассказал о драматической истории православных братств в Польше. Братство свв. Кирилла и Мефодия, председателем которого он является, своей главной задачей считает предотвращение растворения православных в инославной среде. С этой целью братство проводит большую просветительскую и издательскую работу, а также активно занимается воцерковлением молодежи.
Руководитель отдела социокультурных исследований аналитического центра Ю. Левады (бывший ВЦИОМ) А.Г. Левинсон представил доклад на тему "Современные варианты солидарности". Термин "солидарность" в социологии может быть окрашен как позитивно, так и негативно. Раскрывая понятие "негативной солидарности", он привел примеры общего отрицательного отношения местных жителей к русским беженцам-приезжим, одной нации к другой, а также современного российского общества к собственному воодушевлению начала 90-х годов и к политическим лидерам той поры. Редким примером положительной солидарности А.Г. Левинсон назвал данное собрание. Алексей Георгиевич затруднился назвать основание солидарности в нем, отметив только, что это не фундаментализм. Он сказал, что даже будучи неверующим человеком, чувствует солидарность с таким собранием.
Проф. Ю.Н. Афанасьев в докладе "Возможность солидарности в современной России" охарактеризовал современное состояние российского общества как "криминальная власть в криминализированном социуме". При этом он уточнил, что термин "криминальный" не несет в себе негативной нравственной оценки, т.к. "в сложившихся условиях по-другому невозможно".
Оживление зала вызвала фраза следующего докладчика, проф. Клаудио Кьяруттини (координатор католического мирянского братства Шарля де Фуко в Италии): "Чем больше я узнаю Россию, тем большее ее люблю". В своем докладе "Некоторые социальные и политические вопросы, актуальные в современном итальянском обществе" он рассказал о "волонтариате" одном из интереснейших социальных феноменов последних десятилетий жизни Европы. Это явление самоорганизации общества, занимающегося социальной работой на иных основаниях, нежели государственные социальные службы. Он возник как попытка преодоления изолированности людей друг от друга. Также докладчик отметил две тенденции, заметные как в итальянском обществе, так и в других европейских странах: нарастание индивидуализма, с одной стороны, и попытки этому противостоять, с другой. В качестве попытки преодоления фрагментарности в обществе он привел интересный пример "кохаусинга" многоквартирного дома с большими общими помещениями (кухня, детская, столовая, конференц-зал).
Зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин СФИ Г.Б. Гутнер в докладе на тему "Солидарность и отчуждение. Опыт современных общественных и церковных институтов" сказал, что "отчуждение есть следствие развития социальных структур", неизбежными чертами которого являются превращение человека в "агента социальных сил, которые им владеют", отчуждение результатов деятельности человека, а затем и отчуждение человека от самого себя. Все исторические попытки преодоления отчуждения потерпели крах. Возможный путь преодоления отчуждения в обществе докладчик видит в самообразующихся малых группах, в которых люди "не отчуждают себя друг от друга и не используют других как средство". Реальная возможность преодоления отчуждения в церкви соборность, но она не существует сама по себе, как "солидарное действие закрытого социального института".
В заключение были подведены итоги конференции. Зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ Д.М. Гзгзян отметил, что "солидарность людей даже с целью выживания всегда основывается на признании ценности каждой человеческой жизни". Развивая эту мысль, Г.Б. Гутнер сказал, что если люди не будут стремиться к "тому, чего не бывает" (на философском языке Ю. Хабермаса "осознанная утопия"), то они даже не будут пытаться общаться. Это общее положение справедливо также для соборности и солидарности, осуществление которых будет невозможным, если согласиться с тем, что их нет. Н. Игнатович (Информационная служба СФИ) привела свидетельство известного православного деятеля А.И. Огородникова о том, что силы для преодоления страха и сопротивления советской репрессивной системе он и другие верующие черпали в том, что воспринимали существование советского режима как "личную трагедию". По мнению выступающей, для обретения соборности и солидарности в церкви и обществе необходимы ответственность и покаяние. Они станут реальностью только тогда, когда будут люди, воспринимающие их отсутствие как личную трагедию. В заключительном слове проф.-свящ. Георгий Кочетков подчеркнул, что соборность не утопия и не идеал. Это не объективированная ценность, а реальность духовная. Итогом конференции, по его мнению, стало "оживление веры и просто доверия друг другу", которое как раз и способно породить подлинную положительную солидарность. Стало ли это собрание еще и явлением соборности, покажет будущее, причем только "по плодам" духа.
Информационная служба СФИ
По материалам источников: Информационная служба СФИ