Нам представлялось, что вопросы о необходимости преподавания в вузах теологии, а в школах Основ православной культуры так долго были предметом публичных дискуссий, что все аргументы сторонников того и другого уже прозвучали и должны были быть услышаны. Но снова и снова приходиться говорить об очевидном.
К счастью, сейчас в ряде вузов России уже накоплен определенный опыт преподавания теологии, состоялись первые выпуски специалистов-теологов, и поэтому сегодня мы можем вести полемику не только на теоретическом уровне ("так должно быть!"), но и на фактическом ("это уже есть!").
В Дальневосточном государственном университете кафедра теологии и религиоведения была открыта в 1999 г. Сразу подчеркнем, что инициатива ее открытия принадлежала отнюдь не Владивостокской епархии Русской Православной Церкви, а ректору ДВГУ Владимиру Ивановичу Курилову, который пригласил для заведования кафедрой архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, кандидата богословия, имеющего многолетний опыт преподавания в Московских Духовных школах.
Мы ведем подготовку по двум специальностям ("теология" и "религиоведение") и трем формам обучения (очная, заочная, очно-заочная) и все эти годы видим неубывающий интерес к изучению религии вообще и Православия в особенности со стороны представителей разных возрастных категорий, разных социальных групп. У нас учатся как вчерашние школьники, так и люди, уже имеющие высшее образование, в том числе, и кандидаты наук. Подчеркнем, что никакого конфликта или противостояния между двумя специальностями нет, они обе востребованы, хотя традиционно конкурс на специальность "теология" у нас значительно выше. Соединение в рамках одной кафедры специальностей "религиоведение" и "теология" позволяет обеспечить многосторонний подход к изучению религии. Религиоведческая методология предполагает компаративный социо-культурный анализ религиозных феноменов, изучение религии извне, как элемента культурной и социальной жизни. Теологию интересует собственно положительный религиозный опыт, исследуемый изнутри, непосредственно. На нашей кафедре ведутся интенсивные научные исследования. За восемь лет защищено пять кандидатских диссертаций, еще четверо преподавателей завершают работу над диссертационными исследованиями. Преподаватели кафедры постоянно принимают участие в научных и научно-практических конференциях разного уровня, в том числе, и в международных. Преподавателями кафедры опубликован ряд научных монографий и учебных пособий, в частности, по библеистике, каноническому праву, русской духовно-академической философии, православной музыкальной культуре. Все это свидетельствует о том, что изучение теологии не только не противоречит критериям научности, но оказывается активно востребованным в современном научном и образовательном пространстве. Остается только высказать сожаление, что отсутствие теологии в Номенклатуре специальностей научных работников ВАК создает серьезные трудности для наших молодых преподавателей и для выпускников, поскольку им приходится поступать в государственную аспирантуру по философии или истории, либо проходить обучение в не имеющей государственной аккредитации аспирантуре конфессиональных вузов. Мы активно занимаемся экспертно-консультационной и организационно-методической деятельностью, взаимодействуем с Администрацией Приморского края и административными органами муниципальных образований, с Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования: проводим научно-практические семинары по проблемам религиозной жизни для учителей, а также специалистов, курирующих вопросы взаимодействия с религиозными организациями, занимающихся вопросами образования, культуры, социальной работы, работой с молодежью, представителей СМИ, правоохранительных органов.
Мы можем засвидетельствовать большой интерес к проблемам православной культуры со стороны молодежи. Ежегодно наша кафедра проводит краевую олимпиаду по истории христианской культуры и религиоведению среди старшеклассников, в 2007 г. в ней приняли участие 52 человека. В проводимой нами Молодежной конференции "Религия. Культура. Человек" ежегодно принимает участие порядка 60 человек в качестве докладчиков, и еще около 150 человек – в качестве слушателей.
Наши выпускники, получившие высшее теологическое образование, работают в различных сферах. Многие из них становятся преподавателями в высших и средних учебных заведениях, причем их образование является достаточно широким, чтобы позволить им вести не только Основы православной культуры, но и религиоведение, этику, историю мировой культуры, философию. Лаборатория "Православная культура" Приморского института повышения квалификации и переподготовки работников образования также укомплектована нашими выпускниками. Многие выпускники работают в социально-реабилитационных центрах, детских клубах, занимаются воспитательной работой с детьми и молодежью. Среди наших выпускников есть те, кто трудится в административных органах разного уровня, профессионально осуществляя взаимодействие государственных структур с религиозными организациями. Ряд выпускников работают в СМИ, библиотеках, домах культуры, музеях. Наших выпускников охотно принимают на работу в правоохранительные органы. Специалисты-теологи участвуют в реализации социальных программ, направленных на поддержку молодой семьи. Часть выпускников параллельно с изучением теологии освоили китайский язык, стали экскурсоводами и работают с китайцами, приобщая их к основам знаний о православии и русской культуре. Несколько человек прошли подготовку по антинаркотической программе "Проект-Барьер", получили соответствующие сертификаты и сейчас занимаются просветительской работой среди молодежи края. Среди студентов заочного отделения и спецотделения (на базе первого высшего образования) есть врачи, учителя, предприниматели, военнослужащие, журналисты.
Таким образом, учитывая восьмилетний опыт преподавания теологии в Дальневосточном государственном университете, мы можем засвидетельствовать, что эта специальность в полной мере доказала как свою научную состоятельность, так и свою практическую востребованность.
Далее хотелось бы высказать ряд соображений общего порядка относительно необходимости подготовки специалистов-теологов с точки зрения "вызовов" современного общества.
Последние годы отмечены расширением взаимодействия государства и традиционных конфессий. Религиозные организации принимают активное участие в общественной жизни. Эффективный межконфессиональный диалог является важным условием гражданского согласия. С другой стороны, сегодня мы становимся свидетелями широкого распространения фундаментализма, религиозно-националистических и даже нацистских движений, беспрепятственно и быстро развивающихся по причине отсутствия масштабной государственной программы религиозного просвещения. Нередко естественная религиозная потребность из-за недостатка знаний приводит людей к оккультизму или в тоталитарные секты, что пагубно отражается на их душевном здоровье, моральном облике, а порой угрожает и самой их жизни.
Религиозная ситуация в дальневосточном регионе в целом и в Приморском крае в частности является достаточно сложной. Приграничное положение Приморского края, а также соседних Амурской, Сахалинской, Камчатской областей и Хабаровского края делает наш регион особенно привлекательным для многочисленных миссионеров из-за рубежа, в том числе и таких, которые являются носителями мировоззрений, не совместимых с гражданскими и патриотическими ценностями.
Проблема государственной безопасности в области психического здоровья нации настоятельно требует широкомасштабной, научно и этически обоснованной работы, направленной на социальную адаптацию лиц, пострадавших от деятельности деструктивных религиозных движений, от алкоголизма, наркомании, разврата, получивших психические травмы в "горячих точках". Все это диктует необходимость налаживания эффективной системы религиозного просвещения, подготовки специалистов высокого уровня, которые владели бы техникой духовной безопасности и профессионально ориентировались в вопросах современной духовной культуры и религиозной жизни и нравственного воспитания.
Важное практическое значение теология имеет и в сфере взаимодействия учреждений культуры и религиозных организаций. Адекватное использование и изучение многих произведений религиозной культуры невозможно без глубокого понимания в равной мере и культурного, и религиозного их смысла и значения.
К сожалению, сегодня клубы, дома и дворцы культуры нередко становятся площадками, на которых разворачивают свою деятельность магические салоны, т.н. "народные целители" (на поверку чаще всего оказывающиеся калечащими людей шарлатанами), представители оккультных и деструктивных религиозных групп и организаций. В большинстве случаев за этим стоит не злая воля руководства данных учреждений культуры, а элементарная неосведомленность в вопросах религиозной жизни.
Оставляет желать много лучшего и освещение в СМИ вопросов, связанных с религиозной сферой и проблемами нравственности. Порой неловко становится за журналистов, которые не могут грамотно произнести имя веками чтимого на Руси святого или название иконы, объяснить суть религиозного праздника, провести четкую границу между верой и суеверием, доходчиво и убедительно разъяснить опасность участия в тоталитарных сектах. В одном и том же номере газеты можно обнаружить благожелательную заметку о церковном торжестве, астрологический прогноз и рассказ о приворотных зельях или способах гадания. Что касается моральной проблематики, то она либо вообще отсутствует в современных СМИ, либо СМИ становятся пропагандистами "ценностей" эгоизма, потребительства, половой распущенности. Все это свидетельствует о том, что здесь также остро не хватает специалистов по проблемам духовной жизни.
В последние годы Дальний Восток стал объектом пристального внимания со стороны восточных соседей. Наши города посещает множество туристов и предпринимателей из стран АТР. Они часто проявляют большой интерес к религиозной жизни нашего региона, стремятся посетить храмы, познакомиться с религиозными традициями России. Но пока у нас остается совершенно неразвитым соответствующее направление туристической деятельности, хотя знакомство гостей с имеющимися на территории Приморья храмами и монастырями могло бы весьма способствовать лучшему пониманию особенностей нашей культуры, истории, менталитета.
Люди, профессионально ориентирующиеся в проблемах духовной жизни, нужны в детских домах и больницах, а также там, где занимаются работой с молодежью, инвалидами, стариками, социальной и психологической реабилитацией, благотворительными программами, патриотическим и духовно-нравственным воспитанием.
Сегодня большинство россиян осознает необходимость обращения к традиционным нравственным и культурным ценностям, в связи с чем в общеобразовательных школах вводится курс "Основы православной культуры". Обеспечить необходимое качество преподавания смогут люди, которые достаточно глубоко знают историю христианской церкви, православную этику, историю христианской живописи, архитектуры, духовной музыки, разбираются в проблематике русской религиозной философии и классической литературы.
Нередко приходится встречаться с унаследованным от советских времен отождествлением понятий "светский" и "атеистический". Светский характер образования предполагает, что в процессе изучения составляющих теологию и религиоведение отраслей научного знания не совершаются культовые обряды, не ставятся цели подготовки священнослужителей. Светское образование не финансируется и не управляется Церковью. Но это совсем не означает, что светское образование должно быть обязательно атеистическим. Провозглашаемая статьей 28 Конституции Российской Федерации свобода совести распространяется не только на атеистов, но и на верующих, причем человек имеет право придерживаться религиозных убеждений, действовать в соответствии с ними и распространять их в любое время и в любом месте – в том числе и в учебном заведении. Опыт тех стран, которые принято считать демократическими, показывает, что преподавание теологии наряду с другими предметами является реализацией неотъемлемого права студентов и школьников на доступ к информации. В обществе, претендующим на то, чтобы именоваться демократическим, должна быть исключена ситуация, когда в безальтернативном порядке всем навязывается атеистический метод преподавания. Наконец, немаловажно и то, что налогоплательщиками являются не только атеисты, но и верующие, и это еще один довод в пользу того, чтобы дать последним возможность получить такое образование, которое отвечало бы их мировоззрению и религиозному чувству.
Теология всегда конфессиональна, поэтому и теологическое образование с необходимостью должно опираться на многовековой опыт, накопленный в той или иной религии. Православная духовная традиция для России является культуроформирующей. По данным различных социологических исследований, от 60 до 80 % россиян называют себя православными или православно ориентированными. Хотя различные религии у нас равны перед законом, бесспорна их неодинаковая роль в отечественной культуре, которая имеет своим фундаментом прежде всего православную духовную традицию.
Бессмысленно спорить с тем, что современному грамотному, всесторонне образованному человеку нужно иметь представление об основных религиозных традициях мира. Точно также нельзя спорить с тем, что россиянину полезно изучать иностранные языки или зарубежную литературу. Но ведь из последнего утверждения никак не следует, что в школах России в абсолютно одинаковых объемах должны преподаваться русский и английский языки или творчество А.С. Пушкина и В. Шекспира. Так почему же курсу Основ православной культуры постоянно противопоставляется изучение религий мира? Бесспорно, нужно изучать и то, и другое, но при определении приоритетов необходимо исходить все же из социокультурной и духовной реальности современной России.
Заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета кандидат философских наук, доцент Анна Владимировна Здор
Источник: Русская линия