ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Политика Нагорной проповеди

В России Церковь снова прислуживает власти

Соня Марголина :: 04 сентября 2007

Когда временное правительство объявило весной 1917 года об отделении в России Церкви от государства, причащение в армии, которое прежде было обязательным, стало делом добровольным. Число военнослужащих, которые соблюдали этот религиозный обряд, стремительно падало – с 90% в 1916 году до 17% в 1917. Большевики при помощи силы довели до конца начавшийся уже при царизме процесс падения авторитета Церкви. Русская православная церковь (РПЦ) стала жертвой беспрецедентного похода, целью которого было ее полное уничтожение.

Радикальное вытеснение обрядов и традиций – запреты церковных праздников и шествий, колокольного звона и даже рождественских елей – повлекло за собой три поколения выросших в атеизме граждан, которые ни разу не держали в руках Библии. Отторжение всего, что было связано с Богом, было выражено среди советских граждан сильнее, чем при просвещенном европейском скептицизме – можно даже назвать это "русским нигилизмом", который, согласно Ницше, "не просто говорит "нет", хочет этого "нет", а это "нет" воплощает в реальность".

В этом свободном от ценностей состоянии принудительно просвещенный Homo sovieticus и столкнулся в конце 90-х годов прошлого века с развалом СССР и обрушившейся на него религиозной свободой. "Возрождение Православной церкви в значительной мере оградило нас от очень тяжелых проблем, возникших в 90-е годы, когда старая мораль была полностью разрушена новой экономикой", – заявил первый вице-премьер Сергей Иванов, о котором говорят как о возможном преемнике президента Путина.

Православная церковь при этом выиграла от капитализма – сегодня она представляет собой богатый и влиятельный институт, который в одной только Москве реализует сотни инвестиционных проектов. 800 новых церквей уже построено или находится в стадии строительства. В следующем году Церковь получит конфискованную после революции собственность, в том числе и земли общей площадью свыше 1 млн гектаров. Новая капиталистическая мораль, а также близость к власти повлекли за собой стремительный взлет, которому можно только позавидовать.

Российское мессианство

Эксклюзивные отношения между Церковью и Кремлем вписываются в логику авторитарного политического режима, в котором прослеживается все больше черт позднего царизма. Традиционная функция РПЦ по узакониванию ниспосланной Богом власти играет при этом такую же большую роль, как и передающаяся из поколения в поколение неприязнь к Западу и ощутимый великодержавный шовинизм. Между тем проникновение религиозных мотивов в политику принимает порой совершенно гротескные формы, как, например, в статье министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова "Containing Russia: Back to the Future?" ("Сдерживание России: назад в будущее?"), которую тот отозвал из журнала Foreign Affairs якобы из-за попыток цензуры.

"Однополярность, если на то пошло, является покушением на прерогативы Всевышнего, – писал Лавров. – Нагорная проповедь (:) содержат нравственный закон и для международных отношений. (...) Если мы не будем поступать с другими по-христиански, то будут ли с нами так поступать? Возможно, соборность российского мироощущения делает понимание этого более доступным для нас, чем для других". Российское мессианство, которое для спасения мира предложил в 1880 году еще Достоевский в своей "Пушкинской речи", снова вступает в действие в качестве ассиметричного ответа России на претензии Запада на гегемонию. При подобном родстве душ между Кремлем и Церковью именно у Церкви, которая еще недавно прозябала как исторический курьез под надзором КГБ, должна была от успеха закружиться голова.

Но основная масса не так уж и сильно принимает во всем этом участие. Несмотря на то, что почти 60% населения страны считают себя православными, а еще больше заявляют о том, что они крещеные, результаты опросов свидетельствуют о том, что лишь 10% можно назвать воцерковленными. Большинство же остается равнодушным к религии. Именно социально незащищенные слои населения, особенно в сельских, экономически отсталых районах, демонстрируют неожиданную враждебность. Участились случаи нападения на приходских священников и разграбления церковного имущества – священнослужители даже вынуждены приобретать ружья. Люди, живущие в бедности и беззаконии, приходят в ярость от одного только вида священника, не говоря уже о его нравоучительных проповедях. При этом сами сельские священники влачат нищенское существование.

Обратно к урокам религии

Пропасть, зияющую между претензией сплотить за собой всех русских как православных и отторжением всего религиозного у подавляющего большинства населения, Церковь хочет сократить при помощи введения уроков религии в школе. Уроки, эвфимистически названые "Основы православной культуры", в качестве эксперимента уже были введены в некоторых школах. Десять ведущих ученых обратились в этой связи к президенту Путину с открытым письмом, в котором выразили свой протест против противоречащей конституции клерикализации общества. Путин никак не ответил на воззвание деятелей науки. При этом Церковь стремится выстроить общество в соответствии с традиционными и "органичными" для русских ценностями. Православная "Декларация о правах и достоинстве человека", принятая на Всемирном русском народном соборе в 2006 году в Москве, противопоставляет европейским ценностям "более высокие ценности", такие как вера, мораль, святыни и родина. Личные свободы существуют лишь в границах, определенных традиционной моралью и исторической религией.

В обществе ведутся дискуссии по поводу того, приобретет ли соборность форму клерикального фашизма, который уже проявился в судебном процессе над устроителями выставки "Осторожно, религия!", или же останется умеренным вариантом "православного капитализма". Это повлекло бы за собой усиление ксенофобии и кровавые конфликты на этнической почве. Конечно, не все российские священники склонны к ксенофобии, но до сих пор Церковь не торопится напомнить своей пастве о любви к ближнему, в то время как мигранты и даже маленькие дети становятся жертвами агрессии на межэтнической почве. Напротив: тот, кто на практике хочет реализовать этот обет, рискует понести за это наказание.

Как тот священник, который стал духовным отцом Михаила Ходорковского в сибирском лагере и тут же за это был изгнан из своего прихода.

С точки зрения государства у Православной церкви есть дела и поважнее – ведь пропасть между бюрократией и населением достигла угрожающих размеров. В то время как гражданское общество крепко схвачено за горло, Церкви, как неправительственной организации, поручено противодействовать социальным перекосам при помощи благотворительности, насаждения православия и контроля над традициями.

При царизме Церковь оказалась неспособной на это. Самыми радикальными революционерами, как известно, были дети священников, а бывший семинарист, не окончивший курса, вообще добрался до самых верхов власти. Его богобоязненная мать сказала ему при их последней встрече: "Иосиф, лучше бы ты стал священником". О подобных побочных эффектах обязательных для всех уроков религии Церковь и ее сторонники, похоже, еще не задумывались.

Источник: Süddeutsche Zeitung

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама