В последнее время вновь обрела актуальность тема религиозного образования. Поводом для этого стало пресловутое ОПК вокруг него ведутся жаркие споры. Однако и сторонники его, и противники, на мой взгляд, упускают из виду один из важнейших аспектов этого вопроса.
Спор у них идет, по сути, о том, хорошо или плохо православное христианство, или шире хороша или плоха религия вообще.
Очевидно, что в таком виде он бессмыслен. Эта проблема относится к "вечным вопросам", которые невозможно решить ни голосованием, ни полемикой в СМИ ее каждый решает для себя, исходя из собственных знаний и собственного опыта.
Противники ОПК справедливо опасаются, что этот предмет, позиционируемый как "предоставление знаний о православии, необходимых образованному человеку", на деле может превратиться в односторонне-апологетическое восхваление этой религии, по сути, в рекламу РПЦ.
Однако опасность такого подхода описывается ими превратно. Они по крайней мере, многие из них представляют дело так: увидав на уроке "попов" и услышав, что Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов, школьник немедленно уверует и бодрым галопом побежит в церковь. Дабы предотвратить такую печальную участь, следует уберечь его не только от ОПК, но и вообще от знаний о религии, которые сами по себе абсолютно не нужны, а то и вредны просвещенному современному человеку.
Понятно, что такой подход к делу находит себе очень специфических сторонников. Равно как и рассуждения о том, что-де "страна у нас многонациональная", и потому еврейским детям можно изучать в школах иудаизм, татарским или чеченским можно изучать ислам, и только русским изучать православие никак нельзя.
На самом же деле проблема не в том, что на уроках ОПК подросток будет узнавать что-то о православии а в том, что он не узнает самого необходимого.
Запрещать молодым людям интересоваться религией все равно, что запрещать Волге впадать в Каспийское море. "Метафизическая интоксикация" нормальный этап интеллектуального развития; а в социуме, где религия по-прежнему достаточно влиятельна и играет значительную общественную роль, оградить подростка от "опиума для народа" можно, только привязав его к кровати. Это невозможно, да и не нужно. Существуют решения, которые каждый должен принимать сам и сам отвечать за свои ошибки решения о выборе профессии, спутника жизни, мировоззрения. По этому поводу можно высказывать свое мнение, советовать, убеждать но нельзя применять насилие или ограничивать в информации.
Однако современный молодой человек, интересующийся религией и находящийся в "духовных поисках", подвергается большому риску. Риску, которого он сам обычно не осознает. Об опасностях беспорядочного секса или употребления наркотиков его предупреждают многие но никто не предупреждает, что неправильно построенная духовная жизнь может нанести ему вред, сравнимый с вредом от того и другого.
Напротив: религиозные проповедники, как правило, позиционируют свою религию как абсолютную истину, средоточие добра, любви и света, источник нравственности, высший моральный авторитет и т.д., ни о каких возможных проблемах не упоминают, а малейшее подозрение в том, что следование их религии несет в себе какой-то риск для верующего, воспринимают как "нападки".
Однако религиозное обращение дело опасное по определению. Принятие той или иной религии предполагает серьезное изменение картины мира, коррекцию личной этики, следование определенным духовным практикам, в том числе затрагивающим глубинные слои психики. Это серьезные и тяжелые изменения, несущие в себе большой риск для психического здоровья.
При этом Традиция, которая вместе с набором догматов и правил давала бы модели практического обращения с ними в реальной жизни, у нас разрушена. Как правило, родители не дают молодому человеку моделей "религиозного поведения" и не являются для него авторитетами в этой области. В своих отношениях с высшими силами он предоставлен самому себе и тем людям, которых выберет себе в учителя. А возрастные особенности психики, недостаток жизненного опыта, малое знание людей, юношеский идеализм и максимализм все это делает его уязвимым для недобросовестного психологического воздействия. Проще говоря, ему очень легко попасть в руки сознательных или бессознательных шарлатанов, которые свернут ему крышу.
Наивно думать, что такие шарлатаны водятся только в тоталитарных сектах, и что, перечислив названия этих сект или какие-то их внешние признаки, можно людей от них уберечь.
Во-первых, секты постоянно развиваются, меняются, мимикрируют; во-вторых и, в-главных, даже самые крупные и "почтенные" религиозные организации не гарантированы от появления сект и секточек в собственной среде. Да-да, и РПЦ здесь не исключение.
Уроки ОПК, даже исполненные самой навязчивой пропаганды, вряд ли сделают неверующего подростка верующим. Сведения, получаемые на уроках, редко вызывают у школьников такие душевные сдвиги. Опасность в другом. Такие занятия могут зафиксировать внимание ребенка на религиозных вопросах, вызвать интерес к религии, дать толчок "духовным поискам" но при этом не объяснят, что такое религия, "как с ней обращаться" и какие опасности могут подстерегать молодого человека на этом пути.
О том, как именно, в каком объеме и формате, с какими акцентами и т.д. следует сообщать школьникам сведения о мировых религиях вообще и о православии в частности можно спорить очень долго. И об этом я сейчас спорить не хочу.
Но есть вещи, которые необходимо оговаривать в первую очередь. В любом случае. В любом курсе будь то ОПК, религиоведение, история религий или что-то еще. Вообще в любом разговоре о религии с детьми или молодыми людьми. Независимо от убеждений лектора, независимо от убеждений ребенка (или его родителей). Это то, что НУЖНО ЗНАТЬ так же, как ребенку помладше нужно знать, что нельзя совать пальцы в розетку или разговаривать с незнакомцами.
Это базовые понятия о религиозной психологии и своего рода "правила религиозной безопасности".
Эти правила я бы сформулировала (разумеется, в черновом варианте и очень приблизительно) примерно так:
1. Если хочешь присоединиться к какой-либо религиозной организации сначала прочти основополагающие тексты этой религии. Читай в оригинале или в общепринятом переводе (но не в пересказе), по возможности, без комментариев. Не бойся, что чего-то в этих текстах не поймешь или поймешь неправильно непонимание всегда можно исправить. Но это сформирует у тебя собственный обоснованный взгляд на религию, которую ты выбрал, и даст "точку опоры", которая поможет тебе в дальнейшем.
Если какие-то важные моменты в этих текстах вызывают у тебя непонимание или неприятие не присоединяйся к религиозной организации и не давай никаких обязательств, пока не прояснишь свои сомнения.
2. Не выполняй обряды и ритуалы, смысла которых не понимаешь. Не делай того, что вызывает у тебя сильное неприятие. Благой Бог если он существует не может требовать от тебя лицемерия. Ему нужны не притворщики или роботы, а искренние, сознательные последователи.
3. Если авторитетные лица твоей религиозной организации:
Утверждают, что ты не должен принимать во внимание свой разум ("рассудок"), чувства и ощущения, или должен "отказаться от своей воли";
Жестко настаивают на соблюдении непонятных или неприятных тебе обрядовых действий, внушают тебе чувство вины за их неисполнение;
Не могут или не хотят объяснить рациональный смысл тех или иных действий или запретов (а говорят, например: "Так поступать против воли Божией" или "Это нужно, чтобы ты доказал свое послушание");
Трактуют твои вопросы и сомнения как свидетельство твоей "греховности";
Ограничивают тебя в получении информации например, объявляют "греховным" или "духовно опасным" чтение определенных книг или общение с определенными людьми;
Предлагают тебе резко изменить образ жизни, бросить учебу или работу, порвать с кем-то из родных или близких;
Утверждают, что инаковерующие или неверующие являются по определению дурными людьми, что они не могут быть нравственными, лишены совести и т.д., что для верующего общение и взаимодействие с ними невозможно, ненужно или опасно;
Проявляют большой интерес к твоей сексуальной жизни, подробно расспрашивают на эту тему, говорят о сексе то, что тебя смущает или шокирует;
Все, что с тобой происходит, объясняют "кознями бесов" или еще чем-либо в этом роде
это означает, что данные люди пытаются, сознательно или бессознательно, тебе навредить.
Это не значит, что ты должен немедленно отказаться от избранной религии: во что верить и верить ли вообще только твой выбор. Но это значит, что доверять этим людям и подчиняться их указаниям НЕЛЬЗЯ. Если тебе необходим личный авторитет найди себе настоящего Учителя, который не станет тебя калечить.
4. Если твоя религиозная жизнь:
o Вызывает у тебя уныние, депрессию, страх, постоянное чувство вины, отвращение к себе, отчуждение или неприязнь по отношению к окружающим;
o Приводит к серьезным конфликтам или проблемам в отношениях с родными и близкими;
o Заставляет с тоской вспоминать о временах, когда ты был неверующим
– это означает, что твоя духовная жизнь сложилась неправильно и наносит серьезный ущерб твоей психике.
Если будешь продолжать в том же духе, этот ущерб может стать необратимым. Ты хочешь приблизиться к Богу а приближаешься к петле или к психушке.
Выбор за тобой. Но ты предупрежден.
Можно долго спорить о том, что и в каком объеме "нужно знать образованному человеку". Но от наличия или отсутствия знаний о древнерусской иконописи человек не умрет, не сойдет с ума и не станет несчастен. Это не вопрос жизненной важности. А знания о технике религиозной безопасности, вовремя преподанные юным искателям истины, могут предотвратить множество психических заболеваний, разрушенных семей и исковерканных судеб.
11.09.07
Источник: АПН