ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Техника религиозной безопасности

Наталья Холмогорова :: 17 сентября 2007

В последнее время вновь обрела актуальность тема религиозного образования. Поводом для этого стало пресловутое ОПК – вокруг него ведутся жаркие споры. Однако и сторонники его, и противники, на мой взгляд, упускают из виду один из важнейших аспектов этого вопроса.

Спор у них идет, по сути, о том, хорошо или плохо православное христианство, или шире – хороша или плоха религия вообще.

Очевидно, что в таком виде он бессмыслен. Эта проблема относится к "вечным вопросам", которые невозможно решить ни голосованием, ни полемикой в СМИ – ее каждый решает для себя, исходя из собственных знаний и собственного опыта.

Противники ОПК справедливо опасаются, что этот предмет, позиционируемый как "предоставление знаний о православии, необходимых образованному человеку", на деле может превратиться в односторонне-апологетическое восхваление этой религии, по сути, в рекламу РПЦ.

Однако опасность такого подхода описывается ими превратно. Они – по крайней мере, многие из них – представляют дело так: увидав на уроке "попов" и услышав, что Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов, школьник немедленно уверует и бодрым галопом побежит в церковь. Дабы предотвратить такую печальную участь, следует уберечь его не только от ОПК, но и вообще от знаний о религии, которые сами по себе абсолютно не нужны, а то и вредны просвещенному современному человеку.

Понятно, что такой подход к делу находит себе очень специфических сторонников. Равно как и рассуждения о том, что-де "страна у нас многонациональная", и потому еврейским детям можно изучать в школах иудаизм, татарским или чеченским – можно изучать ислам, и только русским изучать православие никак нельзя.

На самом же деле проблема не в том, что на уроках ОПК подросток будет узнавать что-то о православии – а в том, что он не узнает самого необходимого.

Запрещать молодым людям интересоваться религией – все равно, что запрещать Волге впадать в Каспийское море. "Метафизическая интоксикация" – нормальный этап интеллектуального развития; а в социуме, где религия по-прежнему достаточно влиятельна и играет значительную общественную роль, оградить подростка от "опиума для народа" можно, только привязав его к кровати. Это невозможно, да и не нужно. Существуют решения, которые каждый должен принимать сам и сам отвечать за свои ошибки – решения о выборе профессии, спутника жизни, мировоззрения. По этому поводу можно высказывать свое мнение, советовать, убеждать – но нельзя применять насилие или ограничивать в информации.

Однако современный молодой человек, интересующийся религией и находящийся в "духовных поисках", подвергается большому риску. Риску, которого он сам обычно не осознает. Об опасностях беспорядочного секса или употребления наркотиков его предупреждают многие – но никто не предупреждает, что неправильно построенная духовная жизнь может нанести ему вред, сравнимый с вредом от того и другого.

Напротив: религиозные проповедники, как правило, позиционируют свою религию как абсолютную истину, средоточие добра, любви и света, источник нравственности, высший моральный авторитет и т.д., ни о каких возможных проблемах не упоминают, а малейшее подозрение в том, что следование их религии несет в себе какой-то риск для верующего, воспринимают как "нападки".

Однако религиозное обращение – дело опасное по определению. Принятие той или иной религии предполагает серьезное изменение картины мира, коррекцию личной этики, следование определенным духовным практикам, в том числе затрагивающим глубинные слои психики. Это серьезные и тяжелые изменения, несущие в себе большой риск для психического здоровья.

При этом Традиция, которая вместе с набором догматов и правил давала бы модели практического обращения с ними в реальной жизни, у нас разрушена. Как правило, родители не дают молодому человеку моделей "религиозного поведения" и не являются для него авторитетами в этой области. В своих отношениях с высшими силами он предоставлен самому себе – и тем людям, которых выберет себе в учителя. А возрастные особенности психики, недостаток жизненного опыта, малое знание людей, юношеский идеализм и максимализм – все это делает его уязвимым для недобросовестного психологического воздействия. Проще говоря, ему очень легко попасть в руки сознательных или бессознательных шарлатанов, которые свернут ему крышу.

Наивно думать, что такие шарлатаны водятся только в тоталитарных сектах, и что, перечислив названия этих сект или какие-то их внешние признаки, можно людей от них уберечь.

Во-первых, секты постоянно развиваются, меняются, мимикрируют; во-вторых и, в-главных, даже самые крупные и "почтенные" религиозные организации не гарантированы от появления сект и секточек в собственной среде. Да-да, и РПЦ здесь – не исключение.

Уроки ОПК, даже исполненные самой навязчивой пропаганды, вряд ли сделают неверующего подростка верующим. Сведения, получаемые на уроках, редко вызывают у школьников такие душевные сдвиги. Опасность в другом. Такие занятия могут зафиксировать внимание ребенка на религиозных вопросах, вызвать интерес к религии, дать толчок "духовным поискам" – но при этом не объяснят, что такое религия, "как с ней обращаться" и какие опасности могут подстерегать молодого человека на этом пути.

О том, как именно, в каком объеме и формате, с какими акцентами и т.д. следует сообщать школьникам сведения о мировых религиях вообще и о православии в частности – можно спорить очень долго. И об этом я сейчас спорить не хочу.

Но есть вещи, которые необходимо оговаривать в первую очередь. В любом случае. В любом курсе – будь то ОПК, религиоведение, история религий или что-то еще. Вообще в любом разговоре о религии с детьми или молодыми людьми. Независимо от убеждений лектора, независимо от убеждений ребенка (или его родителей). Это то, что НУЖНО ЗНАТЬ – так же, как ребенку помладше нужно знать, что нельзя совать пальцы в розетку или разговаривать с незнакомцами.

Это – базовые понятия о религиозной психологии и своего рода "правила религиозной безопасности".

Эти правила я бы сформулировала (разумеется, в черновом варианте и очень приблизительно) примерно так:

1. Если хочешь присоединиться к какой-либо религиозной организации – сначала прочти основополагающие тексты этой религии. Читай в оригинале или в общепринятом переводе (но не в пересказе), по возможности, без комментариев. Не бойся, что чего-то в этих текстах не поймешь или поймешь неправильно – непонимание всегда можно исправить. Но это сформирует у тебя собственный обоснованный взгляд на религию, которую ты выбрал, и даст "точку опоры", которая поможет тебе в дальнейшем.

Если какие-то важные моменты в этих текстах вызывают у тебя непонимание или неприятие – не присоединяйся к религиозной организации и не давай никаких обязательств, пока не прояснишь свои сомнения.

2. Не выполняй обряды и ритуалы, смысла которых не понимаешь. Не делай того, что вызывает у тебя сильное неприятие. Благой Бог – если он существует – не может требовать от тебя лицемерия. Ему нужны не притворщики или роботы, а искренние, сознательные последователи.

3. Если авторитетные лица твоей религиозной организации:

– Утверждают, что ты не должен принимать во внимание свой разум ("рассудок"), чувства и ощущения, или должен "отказаться от своей воли";

– Жестко настаивают на соблюдении непонятных или неприятных тебе обрядовых действий, внушают тебе чувство вины за их неисполнение;

– Не могут или не хотят объяснить рациональный смысл тех или иных действий или запретов (а говорят, например: "Так поступать – против воли Божией" или "Это нужно, чтобы ты доказал свое послушание");

– Трактуют твои вопросы и сомнения как свидетельство твоей "греховности";

– Ограничивают тебя в получении информации – например, объявляют "греховным" или "духовно опасным" чтение определенных книг или общение с определенными людьми;

– Предлагают тебе резко изменить образ жизни, бросить учебу или работу, порвать с кем-то из родных или близких;

– Утверждают, что инаковерующие или неверующие являются по определению дурными людьми, что они не могут быть нравственными, лишены совести и т.д., что для верующего общение и взаимодействие с ними невозможно, ненужно или опасно;

– Проявляют большой интерес к твоей сексуальной жизни, подробно расспрашивают на эту тему, говорят о сексе то, что тебя смущает или шокирует;

– Все, что с тобой происходит, объясняют "кознями бесов" или еще чем-либо в этом роде –

– это означает, что данные люди пытаются, сознательно или бессознательно, тебе навредить.

Это не значит, что ты должен немедленно отказаться от избранной религии: во что верить и верить ли вообще – только твой выбор. Но это значит, что доверять этим людям и подчиняться их указаниям НЕЛЬЗЯ. Если тебе необходим личный авторитет – найди себе настоящего Учителя, который не станет тебя калечить.

4. Если твоя религиозная жизнь:

o Вызывает у тебя уныние, депрессию, страх, постоянное чувство вины, отвращение к себе, отчуждение или неприязнь по отношению к окружающим;

o Приводит к серьезным конфликтам или проблемам в отношениях с родными и близкими;

o Заставляет с тоской вспоминать о временах, когда ты был неверующим

– это означает, что твоя духовная жизнь сложилась неправильно и наносит серьезный ущерб твоей психике.

Если будешь продолжать в том же духе, этот ущерб может стать необратимым. Ты хочешь приблизиться к Богу – а приближаешься к петле или к психушке.

Выбор за тобой. Но ты предупрежден.

Можно долго спорить о том, что и в каком объеме "нужно знать образованному человеку". Но от наличия или отсутствия знаний о древнерусской иконописи человек не умрет, не сойдет с ума и не станет несчастен. Это не вопрос жизненной важности. А знания о технике религиозной безопасности, вовремя преподанные юным искателям истины, могут предотвратить множество психических заболеваний, разрушенных семей и исковерканных судеб.

11.09.07

Источник: АПН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама