Брошюрку "Что каждый католик должен знать" я приобрел в книжной лавке, сгорая от любопытства, какая же мудрость является обязательной для католиков. Мудрость оказалась нехитрой. Вот некоторые пассажи.
О других христианских церквях: "Ясно, что Христос не мог создать несколько разных церквей, которые проповедовали бы противоречивые... Только Католическая Церковь истинная, потому что только она одна основана Богом и имеет признаки истинной Церкви: она единая, святая, всеобщая, апостольская. У отколовшихся церквей этих признаков нет". Об исламе: "Созданная им (Магометом. А.И.) религия это неудачная смесь древних арабских верований и некоторых истин из еврейской и христианской религий".
Не подумайте, что я негативно настроен, особенно против католиков. С католической церковью меня связывают определенные факты. Среди моих предков есть и греко-католики. Это связь родственная. Обожаемые мною ватиканские проекты Рафаэля, Караваджо, Микеланджело сильно поспособствовали культурному доминированию Европы над всем прочим миром. Это связь духовная. Довольно много пишу о влиянии политики Святого престола на мировые процессы. Это связь профессиональная.
Однако как не возмутиться религиозному сепаратизму в XXI веке, когда именно религии отведена огромная роль в борьбе с экстремизмом, в сопротивлении терроризму. Журналисты цитируют предстоятелей, богословов приглашают как экспертов во всяческие антитеррористические сборища.
Какой был смысл в Unitatis Redintegratio, постановлении Второго Ватиканского собора по экуменизму, в котором написано о том, что крещеные, имеющие право называться христианами, братья католической пастве? Ведь в книжках, предназначенных для неумудренных в теологии прихожан, значатся старые "добрые" сепаратистские фразочки, обороты, определения.Какой смысл в вечно грядущей встрече папы и патриарха РПЦ, если с приходских кафедр будут продолжать порочить друг друга и других христиан. В меньшей степени церковь влияет через официальные бюллетени патриархии или Святого престола. В значительно большей через простое общение с пастырем. Сейчас не обязательно личное, но и интернетовское.
Вообще, редкий человек становится католиком, православным, адвентистом или лютеранином в силу убеждений, для подавляющего большинства выбор церкви обусловлен такой случайностью, как факт рождения в той или иной стране, семье. Тем смешнее становятся любые межконфессиональные споры. Родись нынешние яростные поборники православия в Риме, они защищали бы папство, в Женеве кальвинизм, в графстве Саффолк англиканство, в Париже ... (ой, в Париже в Бога не верят).
Около одного московского храма батюшка как-то смачно пинал ногами нищего. Движимый не евангельскими заветами, а простым сочувствием, я попросил его прекратить избиения. "И Христос выгонял торгующих из храма", ожидаемо ответил пастырь. "Православный?" почему-то поинтересовался я. "Не католики же мы!" с сильной обидой ответил мой собеседник. "Католики нищего бить не будут", постарался уязвить его я, зная, что слукавил. Он ушел, что-то бурча под нос. И кажется мне, что бурчал он нечто не совсем экуменическое. [А.И.]
Источник: Газета