Главный вопрос, который занимал меня на протяжении фестиваля: что же такое мусульманское кино? Пыталась найти ответ с помощью фильмов, гостей и участников форума (в смотре работы из 146 стран).
Цель фестиваля обмен опытом деятелей культуры и искусства России и мусульманских стран ближнего и дальнего зарубежья, показ творческих достижений мусульманских кинематографистов и представителей других конфессий, создание объективного представления об исламе и мусульманах.
В конкурсном и внеконкурсных показах около 200 игровых, документальных, телевизионных фильмов.
Документальная картина "Окончательное решение" исследует истоки национальной ненависти. Фильм Ракеша Шарма о геноциде и насилии над мусульманами, разоблачает фальшь политики "справедливой Индии". Это цепь свидетельств жертв и очевидцев. Малыш рассказывает, как папе отрубили пальцы, тетю раздели и убили...
Похожая история в основе внеконкурсного фильма, снятого председателем жюри Радославом Спассовым, "Украденные глаза". Этничес-кий геноцид: турецкие имена жителей местных деревень меняют на болгарские. Детей давят бэтээрами. На фоне этого кошмара возникает невозможная, трагическая любовь между турчанкой и болгарином.
"Грбавица" боснийского режиссера Ясмилы Жбанич (приз за режиссуру + лучшая женская роль). О трагической судьбе мусульманки Эсме, одной из жертв войны 90-х.
Главный почетный гость фестиваля мусульманского кино... Катрин Денев.
Единственное, что связывает ее с мусульманской культурой, недавний иранский анимационный фильм "Персеполис", получивший в Каннах спецприз жюри. Денев озвучила одну из ролей. Иранские власти послали в Канны ноту протеста, по их мнению, история, рассказанная от лица девочки, взрослеющей на фоне исламской революции, неверно отражает реальность. Жаль, "Минбар", пригласив Денев, не догадался показать эту прекрасную полифоническую картину. И раз уж Катрин Денев приехала в Казань, как было не расспросить французскую звезду?
Казань строится почти с той же скоростью, как и Москва. Главная достопримечательность города самая большая мечеть Европы Кул-Шариф. (Построена перед недавним тысячелетием города в центре старого Кремля.) Главная площадь Свободы с огромным памятником Ленину на мощном гранитном постаменте.
На открытие фестиваля в новенький хайтековский центр в форме пирамиды пришел президент Минтимер Шаймиев. Был по-домашнему раскован: "Тут проходил по красной дорожке и услышал, в толпе спрашивают: "Кто это идет?". "Это главный режиссер Татарстана, отвечаю, такого, какой он есть сегодня". Шаймиев подмечает: "Сейчас человек с любого края планеты может с помощью новейших средств связи поговорить с другим человеком. А взаимопонимания между людьми и конфессиями еще меньше, чем раньше".
Мне показалось, в большинстве картин был некоторый перекос, односторонний взгляд на множество межнациональных конфликтов. Конечно, и эта точка зрения должна быть услышана и понята. Но, чтобы не впасть в тенденциозность, необходимо понимание: проблемы неоднозначны. И в Косове, и в Индии, и в затяжном палестино-израильском конфликте есть две стороны. Популяризация исламских и мусульманских ценностей да. Но мне недоставало на "Минбаре" (слово это переводится как кафедра, с которой произносится проповедь) диалога культур и конфессий.
И тогда я решила разговаривать на трудные темы с участниками форума.
Большим успехом у зрителей пользовалась трагикомедия "Поездка в Зигзигленд". Палестинский актер работает в Лос-Анджелесе таксистом. Ходит на собеседования в киноагентства. Но предлагают ему лишь... роли террористов.
В такси главное не признаваться, что ты из Палестины. Иначе замучают вопросами о терроризме. Поэтому Башар выдумывает себе прародину Зигзигленд.
"Где это?" "За одну остановку от Мальты, между Ираком и Испанией". Вот на заднем сиденье пара средних лет. Шепчутся... "Простите, откуда вы родом?" "Примерно из Иерусалима". "Ну вот, я же тебе говорила. Что же ваш Шарон такой пассивный? Пора принимать против палестинцев решительные меры. Вот вы, молодой человек, что бы предложили?" "Стереть с лица земли всех палестинцев, что ли?" "Ну не знаю... Впрочем... видишь, дорогой, будущее за решительной молодежью".
Разговариваем с создателями фильма режиссером Николь Баллиньян и ее мужем, актером Башаром Даасом.
В программе был и ряд фильмов, расширяющих представление о современном мусульманском мире. Тонкая живописная притча "Баба Азиз" путешествие по пустыне старого слепого дервиша и маленькой девочки Иштар (главный приз).
Сюжет фильма "Ахлям" ("Счастье") разворачивается на руинах разбомбленной в Ираке психбольницы. "Бахрейнская история" происходит в год смерти лидера арабского мира Насера. "Туземцы" страница Второй мировой войны. Путь 1-й Французской армии, воевавшей против фашистов. 200 тысяч воинов были рекрутированы из жителей французских колоний.
Фильм иранского режиссера Надера Талебзаде "Мессия" любопытнейший сравнительный анализ христианских и мусульманских источников. После христианской версии авторы демонстрируют интерпретацию мусульман: Христос вознесся на небеса живым. А вместо него распяли... Иуду.
В зрительном зале много девушек в хиджабах. Вот Фаюрза и Вероника. Вероника русская. Обе студентки медресе Мухаммадия. Планируют стать переводчицами с арабского. Фаюрза, прежде чем ответить по мобильнику, сообщает, что молодых людей в мусульманской одежде в городе все больше: "А разве вам не нравится?".
Фестиваль мог бы способствовать развитию татарского кино. Пока фильмы в республике появляются по капле (одной игровой картине) в год. В конкурсе "Минбара" был фильм "Дилемма" (приз зрительских симпатий), рискованный для целомудренного мусульманского глаза рассказ о юной девушке, пытающейся осознать себя через историю своей страны. Запускается фильм по мотивам произведений Аяза Гилязова на национальную тему, с татарскими актерами, на татарском языке, но при поддержке российского Минкульта (15 млн руб.). На эти средства трудно пригласить известных исполнителей, создать русскоязычную версию. Есть резолюция президента Татарстана, поддерживающая проект. А республиканское министерство культуры в содействии все равно отказало.
Один из лучших фильмов конкурса "Гражданский долг". Это история обычного бухгалтера, добропорядочного американского гражданина Терри (работа актера Питера Краузе названа лучшей), жизнь которого перевернулась после 11 сентября. Он потерял работу. И когда в соседнюю квартиру въехал мусульманский студент Хасан, взвинченный постоянными новостями о террористах бухгалтер решает: вот он потенциальный убийца.
Джеф Ренфро снял фильм-перевертыш. Зритель до финала... нет, и после финала сам решает. С кем он? Был ли Хасан террористом? Или это паранойя страха внедрилась в мозг бедного бухгалтера?
В основе фильма реальные события?
Продюсер Эндрю Лантер:
Я бы уточнил комбинация реальных событий, происходивших после 11 сентября. Надо понимать, что СМИ делают с нашим сознанием. Каждый зритель сделает свои выводы...
Мне кажется, фильмы-перекрестки, фильмы-диспуты и должны составлять основу конкурса подобного форума. Что же касается понятия "мусульманское кино"...
Вадим Абдрашитов признается, что сам не очень понимает определение. Возможно, в ходе строительства фестиваля "Золотой Минбар" (он проводится в третий раз) устроители сумеют на него ответить?
От первого лица
Катрин Денев: "Понять умеренных"
Вы снимались в картине с символичным названием "Восток Запад". Преодолимы ли барьеры между Западом и Востоком?
Но в фильме Режи Варнье говорится о других барьерах, скорее политических. Людей в те времена разделяли иные, "железные стены".
Уточню. Насколько, по вашему мнению, в сознании европейцев укореняется страх перед мусульманским миром?
Эта боязнь оправданна. Но нельзя всех мазать подозрением в терроризме. Главное, чтобы были услышаны и поняты умеренные мусульмане. А мы чаще всего слышим про экстремистов, крайних. Мне понравилось в Казани. Здесь царствует дух толерантности, здесь фильмы говорят о взаимопонимании, о преодолении страха друг перед другом. Подобные акции и могут влиять на состояние и настроение общества.
Николь Баллиньян, Башар Даас: "Туман в сознании"
После 11 сентября в США усилились фобии?
Николь. Это было и до трагедии, после стало еще хуже. Хотя сейчас замечаю, как постепенно рассеивается туман в сознании многих людей. Возник интерес к реальной жизни мусульман. Меня эта тема привлекла потому, что я сама из семьи эмигрантов.
Башар, в какой степени эта история ваша, про вас?
Башар. Мой герой это и есть я. Учился актерскому мастерству в Палестине, в Европе, престижной школе США. А работать пришлось таксистом. Все сюжеты с пассажирами из моей практики.
Часто ли на бытовом уровне вы сталкиваетесь с ксенофобией?
Посмотрите на мою внешность, на мои волосы. Когда приходишь на интервью по поводу работы, открываешь счет, снимаешь квартиру... Они сразу начинают проверку твоего прошлого до пятого колена.
Меня смутил финальный пропагандистский монолог маленькой палестинской школьницы про гнев, который всегда будет гореть в сердце...
Николь. Это стихотворение. Написал его известный палестинский поэт Махмуд Дарвиш.
P.S. Фестиваль закрывали песнями и плясками. А на следующий день наступил священный месяц Рамадан. Глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин призвал мусульман не только соблюдать пост, но и нести мир, развивать братство не только с единоверцами, но и с представителями других религий. Этим же идеям посвящен и фестиваль "Золотой Минбар", президентом которого является господин Гайнутдин.
Источник: Новая газета