Они полагают, что концепция готовилась в тайне от представителей других конфессий.
"Программа духовно-нравственного образования, готовившаяся втайне от других конфессий, как мне кажется, была принята без детального обсуждения. А нужно было бы ради межконфессионального мира хотя бы для видимости пригласить инославных. Я не думаю, что у РПЦ нашлись бы серьезные конкуренты", так прокомментировал Заместитель председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов по Приволжскому региону, Старший пресвитер Объединения ЕХБ по Самарской и Ульяновским областям Виктор Семенович Рягузов принятие программы духовно-нравственного воспитания областным правительством в своей статье на сайте РС ЕХБ
Напомним, что в минувшую среду программа духовно-нравственного воспитания была принята Самарским областным правительством по настоянию губернатора области Владимира Артякова, несмотря на возражения уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой о том, что предлагаемые мероприятия подразумевают под собой только православную религиозную подоплеку. На реализацию программы предполагается потратить около 20 миллионов рублей из бюджета области.
"Я сомневаюсь, что какие-нибудь госпрограммы помогут нашему обществу преобразиться угодным Богу образом", продолжил в своей статье Виктор Рягузов. Он называет для этого шесть причин.
1. Никакие программы не могут изменить людей, а только Бог: "Власти наши не знают, что только Святой Дух изменяет сердца, а не 20 миллионов рублей из карманов налогоплательщиков".
2. Государственная власть не может быть инициатором духовного пробуждения. Задача власти "наводить общественный порядок в стране, создавать справедливые законы, заботиться о самых обездоленных. Духовное пробуждение – задача духовных институтов, каковыми являются религиозные организации".
3. "Дореволюционный опыт православного воспитания страны, насколько мне известно, успешно провалился" пишет пастор и ссылается при этом на выводы Лескова и Розанова, что "христианство на Руси еще не проповедано". "Если эта методология религиозного воспитания не оправдала себя в царские времена, как она оправдает себя сегодня, когда огромная часть молодежи развращена порнографией, пивом, криминалом? Разве в той программе что-то кардинально изменилось?"
4. Программы может привести к межконфессиональной напряженности, так как не учитывается мнение разных конфессий. Пастор приводит следующий пример: "Сын одного служителя нашей церкви попытался поспорить с учителем на уроке православной культуры и получил двойку. Мальчик ссылался на Писание, которого учительница не знала, и дабы пресечь инакомыслие, она влепила подростку двойку".
5. Не время тратить государственные деньги на оплату религиозных семинаров и конференций, когда столько много социальных проблем: "Очень многим людям не хватает лекарств, доступного жилья, денег на образование и отдых. Мы на первом месте в мире по числу самоубийств, абортов, алкоголизму. СМИ не стесняются доложить, сколько миллионов стоит депутатское кресло. Не знаю, будут ли правильно поняты на этом фоне сладкие речи о выдающейся роли церкви".
6. Пастор отмечает невежество властей в религиозных вопросах и в частности, в знании жизни евангельских христиан-баптистов: "Оказывается, мы приехали с Запада! И невдомек было спичрайтеру губернатора, что мы в России 140 лет, и не были завезены с Запада, что много полезного делаем для людей, что президент России в 2000 году наградил меня, орденом Дружбы".
В заключение статьи пастор отмечает негативную тенденцию в отношениях между государства к протестантам: "В начале перестройки власти приглашали на праздники представителей всех конфессий. Теперь живут по Есенину: "Не жалею, не зову, не плачу". Или негласные указания получены на сей счет, или были негласные советы духовных вождей. Мы не были избалованы вниманием чиновников, и забвение нас не задевает. Однако хотелось, чтобы дело не доходило до крайностей. Было бы лучше, если бы РПЦ стало действительно духовным лидером в стране, авторитет которого строился бы не на обилии земель и нефтяных скважин, не на симфонии светской и духовных властей, но на милосердной и смиренной любви. Ведь истинная церковь, как говаривали старообрядцы, не в бревнах, а в ребрах".
Ранее официальный сайт Российского Союза евангельских христиан-баптистов сообщал о том, что новый губернатор самарской области Владимир Артяков назвал баптистские церкви: "структурами, которые приезжают с Запада". Об этом он заявил на заседании областного правительства в среду 12 сентября. Заседание облправительства было посвящено плану мероприятий по духовно-нравственному образованию граждан на 2008-2012 годы, предусматривающий в том числе проведение конференций и лекций по основам православия в образовательных учреждениях региона.
В ходе заседания губернатор области Владимир Артяков отметил, что православная культура подразумевает не только религию, но также историю и культуру русского народа. "У нас сегодня нет основ духовно-нравственного воспитания! Зато есть структуры, которые приезжают с Запада. Их можно насчитать десятка три в регионе. Баптистские образования, новые религии, новые культуры. Что за этим следует? Наша молодежь бросается от наркомании к различным неформальным объединениям. И если мы не начнем с чего-то воспитание нашей молодежи, то мы вообще можем не достичь никаких высот", сказал В.Артяков. Он подчеркнул, что работа по принимаемой программе сосредоточится на православной культуре, а значит, на исторических традициях России.
Необходимо отметить, что в Самарской области насчитывается около 500 духовных организаций, принадлежащих 30 разным конфессиям. 20 из них принадлежит к евангельским христианам-баптистам, которые существуют на самарской земле уже более столетия.
Отвечая на замечание уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой о том, что предлагаемые мероприятия подразумевают под собой только религиозную подоплеку, В.Артяков возразил, что "это не религиозные насаждения". "Человек придет в религию сам, если захочет. Если он будет к этому готов. Мы сегодня должны представить молодежи историю культуры нашего народа, чего мы не делаем, начиная от образовательных учебников, которые трактуют нашу историю по-разному, и заканчивая тем, что видят молодые люди на улице", подчеркнул глава региона.
Уполномоченный предложила провести проект через общественную экспертизу. Однако представители православного духовенства настаивали на том, что документ "согласован со всеми заинтересованными организациями". Интересно, что в зале заседаний присутствовали и выступали в поддержку документа только представители православия. Другие 29 конфессий отсутствовали.
При этом глава области подчеркнул, что "речь идет не о религиозном характере программы, а о духовно-нравственном образовании граждан, особенно молодежи. И что особенно важно необходимость этой работы поддержана всеми религиозными конфессиями Самарской области". В итоге губернатор воспользовался своим правом и настоял на утверждении документа, заявив, что в формулировке вопроса говорится только о мероприятиях и ничего не сказано о навязывании религиозных воззрений. "Если не мы объясним, то объяснят другие. Не так, как нужно обществу. А к чему это приведет всем нам известно", заявил губернатор.
По материалам источников: Славянский правовой центр