В современном мире православный человек, устраивающийся на работу в светское учреждение, вряд ли будет сильно выделяться среди коллег.
Мало кто придет на работу в длинной траурно-черной юбке, мало кто начнет отращивать бороду до пояса или закутается в платок. Но весьма вероятно, что отношение коллег к человеку, открыто заявляющему о своем вероисповедании, всё равно будет настороженное.
Проблемы могут начаться уже при прохождении собеседования. Очень часто работодатель просит соискателей указать в резюме свое вероисповедание. И честно ответивший "Православие" обречен на дотошные расспросы кадровика, не фанатичен ли он в своих убеждениях, не имеет ли обыкновения как-то по-особенному одеваться, легко ли сходится с людьми, не разделяющими его убеждения, не собирается ли заниматься проповедью на рабочем месте и так далее. Честное признание своей веры порой может поставить под вопрос саму возможность работы в том или ином учреждении. Ведь религиозные убеждения часто воспринимаются нанимателем как лишний раздражающий фактор, а носитель этих убеждений как потенциальный возмутитель спокойствия и одиночка, который скорее всего не сумеет сработаться с коллективом.
Но подводных камней на собеседовании всё-таки можно избежать, если не слишком подчеркивать свое вероисповедание. Работодателю, в общем-то, не интересно, как вы веруете, его гораздо больше интересует, насколько успешно вы сможете выполнять работу и легко ли впишетесь в коллектив. Не стоит ударяться в полемику и долгие объяснения, даже если ваш собеседник задает
наивные или, наоборот, с подковыркой вопросы
о вашем вероисповедании. Его интересуют вовсе не богословские тонкости, а то, в какой мере вы способны удержать себя в руках и не начать неудержимо разливаться соловьем.
В офисе среди людей, чье мировоззрение, возможно, далеко от Православия, тоже не следует подчеркивать свой особый статус. Хотя бы поначалу, пока новые коллеги к вам приглядываются. Особенно не стоит злоупотреблять щеголянием теми или иными запретами: демонстративно отказываться от общего обеда под предлогом поста, не
ходить на офисные вечеринки, сохранять строгое выражение лица. Даже если на работе не существует дресс-кода, то всё равно не нужно одеваться туда так, как в церковь. Да и православную лексику (не "Спасибо", а "Спаси, Господи") не стоит нести в офис, тем более не надо с первого дня работы пытаться вести с сотрудниками душеспасительные беседы. Велика вероятность, что это вызовет недоумение, раздражение, смешки за спиной и помешает успешно влиться в коллектив.
Потом, когда уважение и симпатии новых коллег будут завоеваны и вы получите на новой работе неформальное "право голоса", вы сможете более открыто и смело заявлять о своих взглядах. Чем выше будет ваш авторитет, тем больше народу к вам прислушается.
Конечно, это не значит, что надо наступать на горло собственной песне и идти наперекор своим религиозным убеждениям. Вовсе не обязательно ради вливания в новый коллектив отправляться на общеофисную гулянку в Страстную Пятницу. От такого приглашения можно вежливо отказаться и честно аргументировать это. Единственное, чего надо непременно избегать, – это осуждения тех, кто ваши взгляды не разделяет.
Отношения с начальником будут складываться в зависимости от того, какое мировоззрение исповедует он сам.
Допустим, в наилучшем варианте он тоже православный христианин. Это большая удача, но и большая ответственность: ведь отношения между собратьями по вере очень часто строятся на взаимном доверии, и ваш начальник будет рассчитывать на вас, может быть, больше, чем на других. Конечно, можно отпроситься с работы на час раньше, чтобы попасть на службу двунадесятого праздника, скорее всего такой босс поймет и отпустит без слов. Но при этом нужно помнить, что сам он, наверное, останется без праздника. И отработать при первой же возможности.
Другой случай, если он к вопросам религии совершенно равнодушен. Значит, эту тему лучше вообще не поднимать в его присутствии. Сомнительно, что он уважительно и приязненно отнесется к вашим религиозным потребностям, особенно если они будут заключаться в просьбе позволить следующим утром прийти на час позже, потому что вы мечтаете посетить праздничную литургию. Лучше не подставлять под удар ни себя, ни свои взгляды, если не желаете выслушать в свой адрес что-то колкое или обидное. Вряд ли после этого ваши отношения с начальником улучшатся и он проникнется бо2льшим уважением к вашему мировоззрению.
Бывает, что начальник совершенный профан в религиозных вопросах, но узнал, что вы человек, имеющий непосредственное к ним отношение, и заинтересовался. Не стоит радоваться этому сверх всякой меры и обрушивать на его голову целый поток сведений о христианском богословии, православном богослужении и о том, какой рукой следует передавать к иконе свечку. Не надо с ходу советовать читать Святых Отцов с подробным перечислением, каких именно и по каким вопросам. И не следует убеждать его немедленно креститься. Такой энтузиазм его только отпугнет и заставит всё-таки взглянуть на вас с подозрением в фанатизме. Говорите о своей вере с таким начальником только по его инициативе и, конечно же, не злоупотребляйте его интересом.
Худший из вариантов, когда начальник резко против "всех этих сказок" и не выносит даже малейшего намека на религиозное мировоззрение своих сотрудников. Само собой, что в этом случае лучше не нарываться на ссору и не раздражать человека. В некоторых ситуациях придется запастись терпением, чтобы не поддаваться на подначки и шуточки разной степени едкости. Но надо четко сознавать ту грань, которую переступать нельзя: что-то можно терпеливо и молча пропустить мимо ушей, а что-то нет. Главное – не сорваться раньше времени, но и не пойти наперекор собственной совести.
И, конечно, всегда следует помнить, что христианство – это любовь к ближнему и расположение к нему. Ваши коллеги быстрее привыкнут и привяжутся к вам и станут прислушиваться к вашим словам, если увидят доброжелательное отношение. Любой христианин в нехристианской среде – миссионер, доверие к которому складывается из оценки его действий и поступков. Веру лучше не декларировать, а показывать, и показывать, не злобясь и не осуждая, а так, чтобы через симпатию к вам возникали бы интерес и симпатия к вашим убеждениям. Это сложный, но наиболее действенный путь.