Россия удивила весь мир "павлиньим оком"
В современной "домашней индустрии" используется уже привычное нам "импортное" обозначение "кафель". А ведь на протяжении веков у россиян в ходу было совсем иное слово звонкое, чеканное "изразец". Производство таких декоративных элементов для украшения фасадов зданий и церквей, печей и каминов считалось одним из наиболее самобытных русских ремесел.
По сути своей элементарная вещь: пластинка из обожженной глины, покрытая рельефным рисунком или цветной глазурью. Однако наши предки создавали при помощи изразцов настоящие шедевры. Нигде в Западной Европе не встречаются постройки, столь изысканно, а порой и роскошно отделанные изразцовыми вставками. Недаром же именно эти сооружения привлекают внимание и вызывают бурный восторг многочисленных туристов.
Изразцовое искусство на Руси прошло три этапа. Сперва умельцы-гончары приноровились делать так называемые "красные" изразцы керамические пластинки с барельефными узорами. Их изготавливали с помощью вырезанных из дерева форм, которые плотно набивали глиняной массой. Такой узорчатой керамикой зодчие в средние века стали заменять гораздо более трудоемкую резьбу по камню. Позднее появилась иная разновидность поливные "муравленые" изразцы: на их наружную поверхность наносился слой особого раствора, который давал после обжига зеленое глянцевое покрытие. А в начале XVII века русские мастера освоили производство многоцветных (так называемых "ценинных") изразцов.
Секрет их изготовления распространился на Руси благодаря настоятелю Иверского монастыря на Валдае Никону. Он пригласил для украшения построек белорусских гончаров, бежавших на Русь от литовцев. Братья-славяне знали, как приготовить "поливу", которая после обжига дает эмаль белого, синего, желтого и зелено-бирюзового цвета, от них эти секреты переняли русские ученики.
Старинные рецепты выглядят для нас сегодня настоящей шифровкой: "Возьми 3 фунта свинцу да 2 фунта олова и сожги оные вещи в пепел, которого после возьми 8 мерок, да прибавь 4 мерки жженого голышу, да 4 мерки соли. Потом все оные вещи стопи вместе. И получишь весьма изрядную поливу..."
С точки зрения ученых-химиков, процесс вполне понятен: состав на основе окиси кобальта дает, например, при обжиге эмаль синего цвета, окись меди "уводит" в зелень... Однако во время работы важны нюансы. Каждая дополнительная минута обжига, каждый лишний градус могут значительно поменять оттенок цвета на изразце. А уж исходный материал цветные камушки-"голыши", которые древние ремесленники находили по берегам рек, а потом дробили-перетирали в порошок, и вовсе сплошная загадка: какие именно выбирать, по каким признакам?
Очень важна и местная специфика минералов той же глины, из которой формуют изразцы. Ее химический состав в среднеазиатских государствах сильно отличается от той "глинки", которую копают для себя мастера с европейской территории России. В итоге выяснилось на "азиатских" глиняных пластинках лучше держатся поливы, дающие сочные синий и голубой цвета, а нашим керамистам местная глина предопределила работать с зеленой гаммой. Именно потому сперва и получались у гончаров только "муравленые" изразцы (вспомните былинное русское слово "трава-мурава" и сразу сумеете расшифровать этот термин).
Можно назвать немало городов российских, где стоят замечательные постройки, украшенные чудо-изразцами: Соликамск, Тотьма, Кострома, Рязань, Великий Устюг, Вологда... Настоящие "залежи" таких архитектурных шедевров можно увидеть в Сольвычегодске и, конечно, в Ярославле. Богатейшие изразцовые наряды получил соборный комплекс Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой. Растительный и геометрический орнамент, изображения шестикрылых серафимов... Обилие поливной керамики в отделке Воскресенского храма, скита патриарха Никона, колокольни и подземной церкви потребовало от создателей монастырского ансамбля организации в этих местах специальных изразцовых мастерских, которые продолжали работать и много лет спустя, прославившись на всю страну. В числе главных изразечников, трудившихся в Новом Иерусалиме, был Степан Полубес, заслуживший особую известность. Именно этот человек стал создателем особого вида ценинных изразцов. Они получили даже специальное название: "павлинье око" (многоцветный узор на этих пластинках напоминал "глаз", "нарисованный" на конце каждого пера в хвосте павлина).
В Москве впервые разноцветной поливной керамикой украсили храм Троицы в Никитниках, который строился с 1635 г. А начиная с 1670-х в Гончарной слободе города было освоено массовое производство таких декоративных элементов. Изразцовых шедевров в архитектуре столицы сохранилось немало Покровский собор в Измайлово, церковь Григория Неокессарийского на Большой Полянке, Старый Монетный двор на Никольской... Однако самым уникальным, не имеющим аналогов, является так называемый Крутицкий теремок. В конце XVII века здесь, неподалеку от Новоспасского монастыря, был возведен комплекс церквей и палат для Крутицкого архиерейского подворья. Практически во всех этих постройках использованы в качестве декоративных элементов поливные изразцы, но одно из зданий все-таки выделяется в этом ряду. Зодчий Осип Старцев построил над переходной галереей теремок с фигурными наличниками и весь его сверху донизу покрыл сплошным ковром изразцов!
В России любили использовать нарядные керамические пластинки для отделки печей.Правда, позволить себе подобное удовольствие могли только богатые и знатные.
На сохранившихся печных изразцах XVII века встречаются разные узоры изображения батальных сцен, геральдических двуглавых орлов, сказочных грифонов... Неугомонный царь-реформатор Петр Первый нашел время и для знакомства с "ценинным делом". Прежние разноцветные майолики его не вдохновили, а потому государь повелел: отныне делать в России печные изразцы только "по образцу европейских кафлей" с гладкой лицевой частью, покрытой сюжетной росписью, выполненной в очень скупой цветовой гамме. Чтобы наладить выпуск такой продукции, император даже распорядился подключить к делу двух шведов, взятых в плен во время военной кампании, однако от этих скандинавов оказалось мало проку. Пришлось Петру отправлять нескольких наших способных из разечников на выучку в Голландию.
изразцы, украшавшие зеркало многочисленных печей в русских домах ХVIII-начала XIX веков, может быть, и не столь нарядны, как прежние цененные, зато их можно "читать". Квадратные и прямоугольные керамические пластины чаще всего покрыты белой глазурью, и по ней синим цветом выведено изображение "трав разных и всяких фигур человеческого, звериного и птичьего видов". Чего здесь только нет! Фантастические персонажи: единорог, птица Сирин, крылатый конь Пегас; животные, реально существующие: журавль, медведь, слон(!), лев; кроме того, можно встретить и пейзажные "картинки": корабли на море, здания, горы... Модно было изображать на "кафлях" и "человеческое естество". На портретных изразцах мастера-художники тщательно выписывали лица, фигуры, детали одежды и вооружения. Существовал большой спрос на комплект расписных печных изразцов, посвященных заморским народам. На каждой такой "этнографической" глиняной пластине под изображением человека мастер делал пояснительную подпись: "кавалер гиспанский", "апонская госпожа", "китайский купец"... Письменные комментарии порой делали и на других изразцах, где были помещены различные сценки из жизни. Например, подпись под рисунком человека с удочкой: " Васька, тащи сома! Так он меня не пущает!" К слову сказать, среди прочих жанровых сюжетов на изразцах встречались и весьма пикантные "картинки". Ими тоже украшали наши предки печи в своих домах.
В позапрошлом веке изразцовое производство, все более упрощаясь, стало постепенно вырождаться. Возродить старинный художественный промысел постарался известный меценат С. Мамонтов. В своей подмосковной усадьбе Абрамцево он организовал в 1890 году керамическую мастерскую. Здесь к старинному "искусству глины" (получившему теперь, однако, новое название "майолика") пытались обратиться известные русские живописцы, часто гостившие у Мамонтова: братья В. и А. Васнецовы, Серов, Головин, Коровин.
Особенно увлекся керамическими опытами Врубель. В числе других авторских работ замечательного художника чудесная изразцовая скамья, до сих пор украшающая музей-усадьбу Абрамцево в качестве одного из главных ее экспонатов. Не меньшую известность получило и другое в рубелевское творение керамическое панно для камина "Микула Селянинович и Вольга". Вопреки всем устоявшимся традициям, изразцовая "одежда" камина сложена не из отдельных глазурованных прямоугольных плиток, а из крупных фигурных кусков, повторяющих своими очертаниями контуры основных фигур и предметов, составляющих панно. Такого еще никто и никогда не делал. Первый экземпляр этого камина Мамонтов отправил в Париж на очередную Всемирную выставку. Французам он так понравился, что немедленно был куплен за сумасшедшую по тем временам сумму 10 000 рублей.Была переведена в цветную керамику и картина Врубеля "Принцесса Греза". Это огромное панно украшает главный фасад знаменитой московской гостиницы "Метрополь".
Источник: Московский комсомолец