ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Великий святой великого века

Игумен Петр (Пиголь) :: 01 октября 2007

XIV век можно назвать сердцевиной истории человечества, временем православного церковного возрождения. Центром и очагом этого мощного духовно-культурного течения была Византия – Константинополь, Афон. Православное возрождение противостояло западному ренессансу с его неверными представлениями о самоценности и самодостаточности человеческой личности, с греховным стремлением без Бога построить "рай на земле".

Православное возрождение стало возможным благодаря движению исихастов, которые в XIV веке с особой духовной силой призвали людей к исполнению древних евангельских заповедей, к жизни во Христе. Цель человека – это стремление при помощи Божией достичь святости, состояния обожения, истинного христианского просвещения Святым Духом. Это и будет высшим и лучшим способом угодить Богу, в соответствии со словами апостольскими: "Воля Божия есть освящение ваше" (1 Фес. 4: 3). Отсюда основные правила жизни исихастов, "безмолвников": внимание себе, внутреннее безмолвие, постоянное понуждение себя к борьбе с греховными страстями и к стяжанию христианских добродетелей через следование заповедям евангельским и святоотеческим, через смирение, послушание, постоянную молитву и память о Боге.

Учение исихазма, вышедшее из келий отшельников, обоснованное во время богословских диспутов, одобренное и подтвержденное Церковными Соборами 1340-1350-х годов, в XIV веке сделалось главенствующим в Константинопольской Церкви. Исихазм, давший миру великих преподобных отцов и богопросвещенных церковных иерархов, способствовал укреплению единства Православия, оказал огромное плодотворное влияние на все стороны жизни христиан – начиная с внутреннего духовного благоустроения каждой личности до благоустройства общества в целом. Утверждение в православном мире учения исихастов способствовало как духовно-культурному единению славян и греков в XIV-XV веках, так и культурно-национальному и политическому сплочению славян и объединению Руси.

Можно с уверенностью сказать, что идеи исихазма нашли свое реальное, практическое воплощение именно в странах юго-западной Европы (особенно в Болгарии) и на Руси. Одним из великих подвижников исихазма XIV века, много потрудившимся на благо Православной Церкви, земли Русской и народа русского, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, болгарин по происхождению, уроженец города Тырнова. Он стал одним из вождей исихазма на Руси, активно содействовал его распространению в русских пределах.

Удивителен Божий Промысл о нем! Он был духовным преемником великих святых-исихастов – Григория Синаита и Григория Паламы, верным послушником их ближайших учеников – преподобного Феодосия Тырновского, основателя движения исихазма в славянских странах, и святейшего патриарха Константинопольского Филофея.

Будущий святитель родился в Болгарии, в столичном городе Тырнове около 1330 года. В молодые годы он подвизался в Килифаревском монастыре под духовным руководством преподобного Феодосия Тырновского. Братия жила в этом монастыре по уставам и заветам преподобного Григория Синаита, проходя целостный путь христианского подвижничества в соответствии с учением исихазма.

Под духовным руководством богомудрого старца Феодосия Килифаревский монастырь стал не только духовным центром для всей Болгарии, но и очагом научно-культурного просвещения. Преподобный Феодосий, просвещеннейший человек своего времени, влиявший на политику болгарских царей, направлявший их деятельность в спасительное русло, был усердным собирателем древних рукописей, переводчиком с греческого на болгарский, литературным редактором. При своей обители преподобный основал ставшую вскоре знаменитой Тырновскую книжную школу. В этой школе духовное воспитание, основанное на принципах исихазма, научно-богословское образование и литературный навык получили вместе со святым Киприаном такие выдающиеся деятели православного возрождения, как святой патриарх Болгарский Евфимий и кир Дионисий, переводчик творений святителя Иоанна Златоуста.

В последний год жизни обстоятельства вынудили преподобного Феодосия покинуть Болгарию и свою святую обитель и уехать в Константинополь с четырьмя ближайшими учениками. В их числе был и святой Киприан. Он присутствовал при кончине своего великого учителя, выслушал и принял как руководство к действию его духовное завещание – изложение основных правил жизни исихастов.

После этого святой Киприан отправился на Афон, в эту высшую школу духовного подвижничества, и некоторое время усердно подвизался там. О том, что он приобрел известность своими монашескими подвигами на Святой Горе, свидетельствует тот факт, что святитель чествуется в лике всех афонских святых, а подробное житие его помещено в "Афонском патерике". Из него мы узнаем, что именно на Святой Горе будущий святитель принял монашеский постриг, жил в пустынной келии и имел своим основным занятием переписывание древних рукописей и книг и перевод святоотеческих писаний. Этот плодотворный период его жизни был продолжением того богословского и литературного научения, которое он прошел в школе преподобного Феодосия в Болгарии. Ум его и сердце еще больше обогатились премудростью духовной и многими важными и полезными сведениями, которые впоследствии дали ему возможность сделаться на Руси одним из главных восстановителей духовного просвещения, в значительной степени оскудевшего за время татаро-монгольского ига.

Исследователи отмечают, что в то время многие славянские книги были составлены, а также переведены с греческого в Великой лавре святого Афанасия – знаменитой афонской обители. Дело в том, что игуменом лавры в начале 1350-х годов был ближайший ученик святителя Григория Паламы исихаст Филофей, составивший житие святителя. Впоследствии Филофей несколько раз возводился на Константинопольский престол, а между периодами патриаршества подвизался на Святой Горе. Он прославился как иерарх благочестивый и деятельный, проводивший политику церковного единства, направленную также на духовно-политическое объединение Руси – сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного великого князя, а власти церковной – у одного митрополита, издревле титуловавшегося Киевским и всея Руси. Именно святейший Филофей в период своего первого патриаршества поставил на Русь святого митрополита Алексия, а в дальнейшем благословлял и всячески способствовал его деятельности, направленной на объединение русских княжеств вокруг Москвы. Знаменательна связь святого патриарха Филофея со сродным ему по духу преподобным Сергием Радонежским, которому патриарх счел необходимым послать грамоту с благословением на учреждение общежития в Троицком монастыре. В дальнейшем крепкая духовная связь объединит преподобного Сергия и со святителем Киприаном.

Особо нужно заметить, что большое, если не сказать решающее, значение для победы на Куликовом поле в 1380 году имело требование святого патриарха Филофея, изложенное в его послании, чтобы "русские князья дали страшную клятву выступить все вместе против врагов нашей веры". По всей вероятности, произнесение этой клятвы совершалось по определенному церковному чину, когда перед крестом и Евангелием русские князья давали обещание Богу творить Его волю, выражавшуюся через Вселенского патриарха. Надо полагать, что исполнение этой клятвы (факт, всегда как-то ускользавший из внимания наших историков) послужило залогом объединения русских княжеств и победы в великой битве.

Богомудрому исихасту святому Филофею стал известен ученый инок Киприан, усердно занимавшийся переводами с греческого. На Афоне зародилась их духовная связь, обратившаяся в сыновнюю преданность Киприана и отеческое расположение и покровительство Филофея. Войдя в круг духовных соратников Филофея, Киприан не прерывал своих отношений и с отечеством, со своими болгарскими духовными собратьями и руководителями: известно, что на Афоне он вел переписку с блаженным Евфимием, занимавшим патриарший престол в Тырнове.

Когда Филофей был провозглашен патриархом Константинопольским, Киприан отправился вместе с ним, был ему и келейником, и ближайшим сотрудником.

Образованный и деятельный, святой Киприан много помог своему учителю и покровителю в управлении Церковью, в укреплении церковного мира и единства с самостоятельными Церквами балканских стран. Особенно большое участие святой Киприан по воле патриарха Филофея принял в делах русских княжеств и Русской Церкви, на митрополию которой подготавливал Киприана святейший Филофей. Разнообразными поручениями учитель испытывал верность и способности своего ученика. Киприан как особо доверенное лицо был послан патриархом в Литву и на Русь для умирения вражды западных князей против митрополита Алексия. Это произошло в 1373 году, а в январе 1376 года святой Киприан был поставлен патриархом Филофеем и Собором в "митрополита Киевского, Русского и Литовского", а чтобы сохранился древний порядок и чтобы Русь и впредь находилась под одним митрополитом, патриарх и Собор определили: Киприану после смерти Алексия быть митрополитом всея Руси.

Проводник исихастской духовности, последовательный сторонник сохранения на Руси византийских церковных традиций, святитель Киприан почти 30 лет, до преставления своего в 1406 году, нес бремя управления Русской Церковью. Но действительным митрополитом всея Руси он являлся только в течение 18 лет и особенно в последние годы своей жизни – при великом князе Василии Дмитриевиче. Святому Киприану с первых дней митрополичьего служения пришлось терпеть великие скорби, которыми Небесный Архипастырь возводит к Себе Своих избранников. Это были и изгнания с кафедры, и несправедливость московского великого князя Дмитрия, и низость княжеского ставленника на митрополию, "хулы, брань, насмешки, голод", лишение самого необходимого. "Не ищу я ни славы, ни богатства, ищу свою митрополию, которую дала мне святая Великая Церковь, желая тишины и единения церковного", – писал он в 1389 году своим единомышленникам – преподобным Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. Эти столпы русского монашества всегда поддерживали митрополита Киприана.

Однажды во время особо тяжелой скорби и болезни блаженный Киприан получил благодатную помощь от Господа по молитвам святителя Петра Московского. Знаменательно, что святой Киприан обратился к своему великому предместнику не только с просьбой об исцелении, но и с усердным прошением "достичь до его престола" – выполнить послушание, данное его духовным отцом и руководителем и всей матерью-Церковью. Позднее блаженный Киприан составит службу митрополиту Петру и дышащее живым благочестием и духовной любовью житие своего небесного покровителя.

В последние годы своей жизни святитель наконец получил приличествующее ему по праву и церковным заслугам почитание великого князя и русской паствы. Великий князь Василий Дмитриевич во всем советовался со святым митрополитом и называл его "своим отцом".

Заботясь о силе и крепости зарождающегося Русского государства, святитель Киприан подтвердил главенство великого князя Владимирского и Московского: "Я молюсь о нем Богу, – писал он преподобному Сергию, – о его княгине и детях; я всем сердцем люблю его и желаю блага ему и его государству... Когда бы я ни служил Божественной литургии, я приказывал, чтобы прежде всего многолетие возглашалось ему, а уже потом – другим".

Большое внимание святитель уделял западным епархиям своей митрополии, стараясь связать их духовно с восточными. "Я тружусь, чтобы возвратить к митрополии отпавшие от нее места, чтобы не было разделения", – писал блаженный Киприан к преподобному Сергию. Ради этого желанного укрепления Церкви перенес он столько скорбей, поднял столько трудов, постоянно совершая архипастырские поездки в Тверь, Новгород, Галич, Смоленск, Луцк, подолгу жил в Киеве, отправлял увещательные грамоты в епархии, охраняя законную церковную власть от людского своеволия.

"Нет иного пути ко спасению, кроме любви, хотя бы кто измождал тело свое подвигами, – пишет он в своих посланиях. – Кто хочет учить, прежде внимай себе. Кто говорит и учит, но не творит, тот медь звенящая".

В период святительского служения митрополита Киприана по его святой молитве произошло великое чудо от принесенной в Москву Владимирской иконы Божией Матери – избавление города и всей России от нашествия Тамерлана. Святитель установил 26 августа совершать церковное празднество в честь сретения чудотворной иконы, а на месте встречи святыни москвичами им было определено построить Сретенский монастырь.

Митрополит Киприан в память павших на Куликовом поле постановил совершать поминовение усопших в Димитриевскую субботу, также он установил почитание в Москве великого князя Александра Невского. Святитель много заботился о правильности и благоприличии церковного богослужения. Он ввел в церковный обиход исправленные редакции главных богослужебных книг. Святитель обличал произвол при совершении богослужений, давал разъяснения церковным обычаям и постановлениям. При этом святитель всегда руководился апостольскими и соборными правилами и отстаивал их применение в церковной жизни без послабления.

При митрополите Киприане на русском Севере были основаны многие монашеские обители, по всей Руси расцвело храмоздательство. На его время приходится русский период творчества Феофана Грека и начало творческого пути преподобного Андрея Рублева – иконописцев, которых по праву можно назвать исихастами.

Всю жизнь святитель Киприан насаждал в людях любовь к Церкви Христовой, верность ее евангельским и святоотеческим традициям, сохраняя сам при этом аскетическую духовную дисциплину исихастов. Перед кончиной святой митрополит написал духовное завещание, признанное современниками "чудным и страннолепным" творением, которое впоследствии читалось и при погребении преемников митрополита Киприана. Можно с уверенностью сказать, что духовные завещания наставников исихазма и в настоящее время являются достоянием истинных чад Православной Церкви.

Скончался святитель 16 сентября 1406 года. Честные его мощи, обретенные в 1427 году, почивают в Успенском соборе Московского Кремля. Церковь празднует память святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, 16 сентября и 27 мая (перенесение мощей).

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама