Патриарх Алексий II представит в Страсбурге альтернативную общеевропейской концепцию прав человека, выработанную РПЦ. (Читайте на стр. 3) Хочу напомнить, что вопрос о крахе либеральных ценностей поднимался уже на Всемирном русском соборе, когда под вопрос были поставлены самоценность и объективность основополагающих европейских ценностей прав человека, свободы и толерантности. Это было впервые, когда Церковь подвергла критике идеалы либерализма. Смысл дискуссии в том, что права человека либералами и христианами понимаются по-разному. Если посмотреть на эти принципы внимательно, а не поверхностно, то появятся основания для сомнений. Если мы говорим о правах человека, то нужно задать себе вопрос: какого человека мы имеем в виду? Если главная характеристика человека его духовность, это будет один подход. И если духовность трактуется как сущность человека и его главное отличие от животного, то в этом подходе конкурентов у религии нет. Согласно учению Церкви, человек создан Богом именно свободным, со всеми вытекающими отсюда правами. Такую высокую планку не ставил ни один светский институт. Либерализм же говорит о правах человека плотского, а не духовного, а это уже более низкий уровень. Конечно, все должны иметь одинаковые права, не должно быть избранных людей, но, например, вклад в развитие цивилизации у каждого человека разный. А либерализм с его правами человека это уравниловка. Если мы опускаем человека до телесного уровня, то не стоит требовать от него нравственного поведения. В силу того, что либеральные ценности плотские, они ущербны. Даже с точки зрения философии. Эту дискуссию развязала не Церковь, наоборот, права человека излюбленная тема либералов. И поскольку христианские и либеральные ценности не коррелируют, дискутировать здесь не о чем. Недавнее письмо академиков президенту один из голосов этого плотского уровня, что является позором для научного сообщества. Наоборот, ученым надо радоваться, что мы возвращаемся к своим истокам. Процессы, которые мы наблюдаем в России, это не клерикализация, а восстановление духовности. И конечно, Церковь реагирует на те явления, которые противоречат христианским ценностям. Более того, сам Христос призывал нас не к соглашательству со злом, а к воинственности. На Западе недавно вышла книга митрополита Кирилла, где он описывает позицию Церкви по этим вопросам, так что процесс уже пошел. Я думаю, в России выступление патриарха и альтернативная концепция прав человека вызовет в основном положительную реакцию, потому что на иных принципах и ценностях Россию не восстановить. Права человека в каждой отдельной стране вопрос далеко не однозначный. Запад сам не хочет замечать свои многочисленные нарушения в этой сфере. Им неведомы права человека как Божьей твари, право на покаяние. Не бывает идеальных государств, состояние прав человека в России поле для дискуссии, и у нас тоже есть свои аргументы в защиту. Возможно, поднимаемые патриархом вопросы имеют политическую подоплеку, но она вынужденная. Ведь на Западе христианским ценностям уже давно противопоставили законы секуляризированного общества. Алексей Швечиков, председатель совета Собора православной интеллигенции, директор Межвузовского центра по религиоведению
Источник: Невское время