Общественная палата обсудила проблемы взаимоотношений культурного сообщества и Церкви
Так какой по счету Государственной думой будут приняты Закон о статусе музеев-заповедников и о меценатстве?
В первых числах октября в Музее Льва Толстого, что на Пречистенке, под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента (Копалина) состоялось совместное заседание президиума Союза музеев России и Комиссии общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия. В повестке значились вопросы о взаимоотношениях музеев и Русской православной церкви, о проверке состояния музейных фондов Российской федерации и о проблемах реституции. Скажем сразу: за краткостью отпущенного на заседание времени до обсуждения второго и третьего вопросов дело почти не дошло. Да и первый стоял в более общей форме о нынешней судьбе музеев России и об отношении к ним государственной власти. Причем последнее, по мнению Ирины Антоновой, ярко засвидетельствовало отсутствие на столь представительном форуме людей из Правительства и Администрации Президента.
Общеизвестно, что вопрос взаимоотношений музеев и Церкви приобрел в последнее время повышенную остроту. По мнению директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, иной раз, как в Костроме, Церковь не гнушается действовать давно знакомым по 1920-м годам методом "Грабь награбленное". Конечно, признал директор Эрмитажа, возвращать взятое некогда у Церкви надо (хотя, в кулуарах заметил он же, о каком, строго и юридически говоря, возвращении идет речь, если все в стране принадлежит государству?). Безусловно, возвращать только при условии равноценной компенсации музейных площадей. Но возводить и оборудовать эти площади, особо подчеркнул г-н Пиотровский, должна совсем не Церковь. В создавшейся ситуации совсем нет ее вины. Во всех сложившихся конфликтах вина только государства. А возвращать долги оно, государство, которое (дословно цитирую по одному из недавних интервью Пиотровского) "не умеет ничего сохранять, а только спрашивает со всех и всех грабит. Но все может быть, потому что у нас страшная страна и страшное государство".
Вполне конструктивным было выступление митрополита Климента, который охотно признал, что музейные работники имеют куда больший, нежели деятели Церкви, опыт по сбережению и реставрации культурных ценностей, располагают большим количеством современных технических средств. Роль же Церкви, по мнению митрополита, должна заключаться в том, чтобы по возможности терпеливо и вдумчиво раскрывать людям глубинный смысл, заложенный в иконах и других предметах, участвующих в богослужении. Тем более что имеется уже вполне достаточное количество примеров нормального, лучше сказать, неконфликтного сотрудничества музеев и Церкви: например, в Нижегородской области, где создается музей русского патриаршества, он будет иметь статус филиала Нижегородского музея-заповедника.
Михаил Пиотровский поведал и о примерах весьма положительной деятельности государства им было, в частности, упомянуто возведенное и оборудованное по последнему слову музейной техники новое здание для архива, некогда занимавшего здания Сената и Синода на Сенатской площади в Петербурге. Причем строительство новых зданий музеев об этом говорили многие директора должно сопровождаться (сейчас об этом заботятся весьма мало) строительством новых, современных фондохранилищ фундамента бытия многих музеев. Пусть многое из того, что находится в фондах, "массовый" зритель никогда не увидит: фонды основа научной деятельности музея как такового.
Но те архивные здания, о которых говорил директор Эрмитажа, в Северной столице, Северной, так сказать, Пальмире, фасадном, в какой-то мере, городе России. А в провинции нередко дело оборачивается полным произволом, о чем поведала собравшимся г-жа Юлия Володина, директор Ульяновского объединенного музея-заповедника. В Симбирске, как известно, родился замечательный русский писатель Иван Гончаров. Менее чем через четыре года исполнится двести лет со дня его рождения. Дом, в котором родился автор "Обломова" сохранился, и вроде бы ответ на вопрос о его дальнейшей судьбе напрашивается сам собой. Тем более что музеев Гончарова (никаких!) в России доныне нет Тем более что четверть здания уже используется под музейные нужды и областное руководство создание музея Ивана Александровича Гончарова поддерживает не Володей Ульяновым единым жива губерния. Но нет федеральное руководство имеет совсем иное мнение на этот счет и совсем иные виды на здание (наша газета будет следить за развитием ситуации).
Легко догадаться, что более всего стрел было выпущено на заседании в адрес наших законодателей, точнее Государственной думы. Факты оптимизма не внушают проект закона о музеях-заповедниках (необходимость его весьма срочного принятия была признана всеми присутствовавшими) лежит в думских архивах под сукном аж с 1998 года без всякого движения. Туда же отправлен проект закона о меценатстве. Налог на прибыль применительно к музеям никто отменять и не думает. "Конечно, прозвучала чья-то реплика из зала, куда выгоднее красиво, "вкусно" преподнести в прессе и на телевидении достойные, но разовые деяния Вексельберга или Усманова, чем подвести под их меценатские дела твердую законодательную базу!" А культура тем временем "сопричислена" к торговле и к сфере обслуживания.Причем весьма характерно, заявила г-жа Боголюбова, представитель Общественной палаты (в очередной раз напомнившая о горестной судьбе нескольких десятков тысяч отечественных памятников истории), что это столь необходимое учреждение с самого начала лишено права законодательной инициативы и его связь с властью получается весьма односторонней: хочет власть услышать голос общественности услышит. А нет так, выходит чистый глас вопиющего в пустыне.
Весьма эмоциональным было выступление Ивана Саутова, директора Музея-заповедника "Царское Село? Он весьма охотно признал, что не ему вообще-то плакаться на судьбу его музей числится среди "богатых" и две трети своего бюджета формирует сам. Но Саутов говорил не только со своей, царскосельской "колокольни": "Вот сейчас стало очень модным проклинать на каждом углу 90-е годы. А между прочим, тогда были законы, которые позволяли музеям, особенно в провинции, как-то выживать. А сейчас все эти законы отменили! И зачем у нас отбирать миллионы рублей в виде налогов, когда они же без всякого ущерба для казны! могут пойти на развитие нашего музея!"
В частности, дополнили Саутова коллеги, не только на строительство фондохранилищ и новых музейных зданий, но и на внедрение новых систем учета и охраны экспонатов. Нынешние же, как известно всякому музейщику, особенно в провинции, находятся на уровне, образно говоря, каменного века. "Это, конечно, здорово, воскликнул кто-то из директоров, что будет наноситься штрих-код на каждую находящуюся в церкви икону! Но через сколько тысяч лет мы доживем до нанесения штрих-кодов на каждый экспонат каждого музея России?"
Вот, традиционно жаловались радетели и хранители провинциальной культуры, со всех властных высот нам твердят, что у государства нет денег. А Стабилизационный фонд, а Фонд будущих поколений, о котором говорят все чаще? А снова нагромождаемые горы ракет и всяческого оружия? Может, утешаться только старым интеллигентским убеждением в том, что если хотя бы половину идущих на вооружения средств (вы встречали, господа, когда-нибудь военных, которым хватало денег?) отдать культуре, то люди поймут, что никакие "Булавы" человечеству просто не нужны?
Источник: Культура