Недавно созданный Православный корпус прокремлевского молодежного движения "Наши" приступил к активной деятельности. Запущена новая программа "Православие". В рамках этой программы 9 октября в Новопушкинском сквере в Москве прошла акция "Открытый урок "Основ православной культуры". В роли "учителя" выступал известный православный миссионер дьякон Андрей Кураев. Ему говорить о православии на московских улицах не впервой: он проповедовал на Арбате еще в середине 80-х годов наряду с баптистами и кришнаитами.
"Урока" ждали долго. Сначала Кураев просто задерживался, затем долго отвечал на вопросы облепивших его журналистов. "Какие пособия по "Основам православной культуры" вы бы порекомендовали?" – спросили его. "Очень хорошее пособие – "Поэтика ранневизантийской литературы" Сергея Аверинцева", – ответил дьякон. И добавил, что будущие поколения скажут спасибо Алле Бородиной (автору, пожалуй, самого известного пособия по ОПК) – она показала, как не надо писать учебники по этому предмету.
К теме ни на что не годных пособий по ОПК Кураев вернулся уже в ходе "урока". "Одна беда, ребята: учебников вам хороших я не могу предложить!" – говорил он, имитируя манеру речи учителя в классе. "Ребята" не слишком расстроились: дьякон предложил им создавать хорошие учебники вместе. А после уже говорил о православном понимании человека и его свободы, о том, что "православная культура – это люди, а не иконы", о том, что "молчание – возможность услышать другого". "Слушатели познакомились с азами православия", – резюмировали впоследствии на официальном сайте "Наших".
"Чтобы нормально преподавать ОПК, нужно сначала научить учителей", – разъяснила мне суть происходящего представительница пресс-службы "Наших". "То есть вы предполагаете, что те, кто сегодня слушает Кураева, завтра пойдут в школы преподавать основы православия?" – уточнил я. Ведь действительно идея подготовки кадров преподавателей ОПК озвучивалась "Нашими" в июне! Впрочем, на сей раз мне сообщили, что все присутствующие на "открытом уроке" учителями, конечно, не станут, но что-нибудь до своих сверстников все-таки донесут. А там – кто знает? Есть ведь среди "Наших" люди и с педагогическим образованием, и даже с богословским.
Маячивший среди собравшихся пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов смысл события в своих комментариях для журналистов озвучивал куда более конкретно, резко и с большим уклоном в политику. Он говорил о том, что акция в Новопушкинском сквере – акция протеста против решения Госдумы упразднить региональный образовательный компонент. Лоббисты ОПК на местах протаскивают этот предмет в школы именно в рамках регионального компонента: вместо краеведения – основы православия. "Если будет принят этот закон, люди выйдут на улицу, и тогда мало никому не покажется!" – заявил Фролов в предвкушении триумфа православия. Несмотря на непогоду, он пришел на "открытый урок" с женой и ребенком.
Господин Фролов явно просчитался. Демонстрации силы не получилось, "торжества православия" тоже, дождь и холодный ветер внесли в планы "Наших" существенные коррективы. Ожидалось, что на "открытый урок" придет до трех сотен человек – собралось несколько десятков, среди которых значительную часть составили репортеры, телевизионщики и фотокорреспонденты. Некоторые люди пришли "послушать Кураева", не подозревая ни о "протесте против решения Госдумы", ни о существовании "Наших" как таковых. Их несколько удивляло то обстоятельство, что на лекции "очень умного и талантливого дьякона" присутствуют какие-то партийные знаменосцы.
Активисты "Наших" пытались пополнить ряды слушателей Кураева, зазывая на "урок" прохожих. Те, заслышав о "православии" и "отце Андрее", перспективой постоять на ветру и послушать лекцию не прельщались и спешили удалиться. Задерживались женщины, в "целевую аудиторию" молодежного движения не попадавшие по возрастному признаку. Пригрозить кулаком депутатам-супостатам, лишающим страну ОПК, не получалось.
Лидер "Православного корпуса" Борис Якеменко выглядел несколько озабоченным. Может, переживал из-за низкой явки молодежи на "урок православия". А может быть, был взволнован из-за назначения брата Василия главой правительственного Комитета по делам молодежи. Так или иначе, когда настроили звук, говорил он недолго и скоро передал микрофон Кураеву. Тот, используя динамик в качестве трибуны, сразу обозначил предельную политкорректность своего "курса". Присутствовавших евреев и мусульман – "Рабиновичей и Мухаммедовых" (были ли таковые на "уроке", неизвестно) – дьякон призвал рассказать об услышанном дома, а помимо этого отказался использовать вместе со словосочетанием "православная культура" местоимение "наша". "Может быть, кто-то из слушателей еще не готов назвать эту культуру своей", – пояснил политкорректный дьякон.
Сам "урок", ради которого все и собрались в Новопушкинском сквере, длился минут пятнадцать. Кураев пытался быть немного богословом, немного культурологом, цитировал Цветаеву, осуществлял сравнительно-религиоведческие экскурсы. Всячески старался продемонстрировать, что "Основы православной культуры" – не такой страшный зверь, каким их малюют. Но одно дело – интеллектуальные "основы православия" по Кураеву, которые в школьный учебник впихнуть просто невозможно, а совсем другое – реальные пособия по предмету, плохо завуалированный православный катехизис.
Пока Кураев выступал, за спиной у меня слушатели как раз обсуждали пособия по ОПК. "Я читал некоторые учебники по этому предмету и должен сказать, что там все-таки изложено православное вероучение", – говорил один из собеседников. В ответ его уверяли в том, что он чего-то недопонял, что православное учение вообще можно свести к набору из нескольких положений. А в учебниках этих положений в явном виде нет.
Между тем лектор завершил свое выступление, и зазвучали вопросы: "Что такое свобода?", "Как вы относитесь к теории происхождения видов Дарвина?" Кураев отвечал долго и обстоятельно. Молодые знаменосцы, закоченевшие на ветру, проявляли нетерпение: "Эх, за то время, что он говорит, можно было бы на тысячу вопросов ответить!" Их можно было понять: погода отвратительная, а акция худо-бедно состоялась, ее "засняли" и покажут по телевизору, пора по домам греться! С другой стороны, взял крест (или знамя) – так неси его до конца.
Темнело. Горели неоновые рекламы. Кураев общался с молодежью. Ряса дьякона на фоне флагов "Наших" смотрелась несколько странно. Еще более странным одному из прохожих показались установленные за спиной у Кураева растяжки. Прохожий поинтересовался, почему на растяжках "лик Христа соседствует с политическими брендами?" Дьякон не растерялся, он как будто ждал вопроса. Ответ его можно суммировать так: политическая организация – всего лишь форма объединения людей, а христианский проповедник должен быть там, "где люди собираются вместе". "Может ли священник прийти к филателистам? Конечно!" – говорил Кураев. Замерзшая аудитория оживилась. Сравнение с филателистами пришлось "Нашим" по вкусу.
Вопрос прохожего можно было бы переформулировать. Например, так: "Должен ли служитель Церкви принимать участие в политических акциях?" Ведь если на растяжке под изображением Христа написано "Молодежное демократическое антифашистское движение", а на куртках у слушателей Кураева – реклама "прямой линии" с президентом, то нечего лукавить: речь идет не о "просветительской", а о политической акции. Сам Кураев утверждает, что для него "Наши" – всего лишь "хорошие студенты, задающие умные вопросы". А политика – "не главное в его жизни". Зато для молодежных движений, связанных с действующей властью, политика – главное. И Церковь – потенциальный союзник в формировании идеологии будущего.
"Открытый урок ОПК", судя по всему, был "вводным". Так что все только начинается!
Источник: НГ-Религии