Европейские законодатели на осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге (Франция) большинством голосов одобрили документ, в котором осуждаются попытки введения в школьные программы преподавания креационизма. Этот вопрос уже неоднократно вносился в повестку дня, отражая тем самым беспокойства европейцев, связанные с усилением социально-консервативных тенденций в образовании. Собственно, голосование должно было состояться еще в июне, однако тогда оно было отложено по просьбе отдельных членов Совета Европы, считавших, что изначальный текст резолюции содержит нападки на религию. Теперь несколько изменений в тексте устранили эти недостатки. В результате "за" высказались 48 членов Совета Европы, "против" 25, трое воздержались.
Креационизм (или, в новой его интерпретации, 'intelligent design' "разумный план") это учение (претендующее на научный статус), согласно которому жизнь и Вселенную создало некое высшее существо. Учение зародилось в США в среде сторонников буквального толкования Библии. В докладе подчеркивается, что это "почти исключительно американское явление", однако некоторые его элементы уже неоднократно пытались укорениться и в Европе. Указывается также и на существование мусульманской (турецкой) версии креационизма (так называемого "Атласа креационизма" "The Atlas of Creation"), распространяемой в школах Бельгии, Франции, Испании и Швейцарии. Основная цель современных креационистов это включение под видом науки некоторых сугубо религиозных идей в учебные курсы. "Однако креационизм не может претендовать на то, чтобы называться научной дисциплиной", говорится в резолюции.
Докладчик ПАСЕ по вопросам культуры и образования, бывший министр образования Люксембурга Анн Брассёр (Anne Brasseur) сказала следующее: "Это не вопрос противостояния веры и науки, но необходимо уберечь веру от противостояния науке".
Как следует из текста резолюции, принятой ПАСЕ, школы отныне должны противостоять представлению идей креационизма на любых уроках, не связанных с преподаванием религии. Атака на дарвиновскую теорию эволюции, которая происходит в настоящее время, имеет в своей основе разновидность религиозного фундаментализма, это не только атака на науку в целом, но и на права человека, отмечается в документе. Правительствам советуют решительно воспротивиться преподаванию креационизма, отрицающего эволюцию видов путем естественного отбора.
Критика защитников креационизма связана с тем вредом, который (по словам газеты The International Herald Tribune) наносит школьному образованию "навязывание религиозных догм". Отрицание какой-либо необходимости ознакомления учеников с "альтернативными" теориями связано с защитой интересов школьных образовательных программ и в долгосрочной перспективе интересов всего общества, оказывающегося в противном случае перед риском "радикального возвращения в прошлое", говорится в сообщении UPI.
Напомним, что выступить на сессии Ассамблеи (кроме всех прочих) были приглашены президент Черногории Филип Вуянович, премьер-министр Сербии Воислав Коштуница и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Восточная Европа и страны бывшего СССР подвержены особой опасности, связанной с укоренением религиозного фундаментализма. На постсоветском пространстве уже зафиксировано судебное разбирательство по поводу включения в школьную программу креационизма. Петербургская школьница и ее отец обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо, по их словам, устаревшего и ошибочного дарвинизма.
По материалам источников: Грани. ру