ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Алексей Фёдорович Лосев. Философия Родины

Аза Тахо-Годи :: 18 октября 2007

Умер Алексей Фёдорович в день святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в год Тысячелетия Крещения Руси. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на девятый день после его кончины. При его жизни тщательно скрывалось всё, что было связано с его верой. И то, что он тайно принял монашество.

Всю жизнь Лосев был и оставался строго православным человеком. Самое большое влияние на него оказали семейная традиция, вера и храм. Имя своё он получил от деда Алексея Полякова (протоиерея, настоятеля храма Архангела Михаила), который сам крестил своего внука в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Потом до последних дней жизни Алексей Фёдорович с трепетом и любовью вспоминал гимназический храм, посвящённый Кириллу и Мефодию. И последнее, что он написал, было "Слово о Кирилле и Мефодии". Он вспоминал этот храм как самое дорогое, что связано с Родиной, Россией. Постоянно посещал он и университетскую церковь. В книге, которая называется "Мне было 19 лет", он пишет, какое это было счастье – прийти в храм, где всё своё: и студенты, и профессора – все были вместе, соединены молитвой.

Высокая духовность была присуща ему с молодых лет. Будучи старшеклассником, он уже читал Платона и Владимира Соловьёва. Но, я думаю, дело не только в Платоне и Соловьёве – просто была заложена глубокая основа, православная. Любовь к творчеству Соловьёва началась в ранней юности: от директора гимназии в Новочеркасске Лосев получил в подарок собрание сочинений философа. А в 1983 году вышла первая маленькая книга Лосева о Соловьёве, много позже – большая. Первая книга была знаменита тем, что её запретили, "сослав" в дальние края.

Лосева в 80-х уже нельзя было выслать, зато это проделали с книжкой. В своём полном виде она была издана только в 1994 году, спустя 11 лет. А в 1983-м её "тонкий" вариант можно было купить в глубинке, в магазинах Центросоюза, где продавали керосин, подсолнечное масло, консервы...

Всего из наследия Алексея Фёдоровича издано около 800 работ. Самой важной я бы назвала "Диалектику мифа", в которой миф представлен как "живая мысль", за которой последовали миллионы, пожелавшие создать "отдельное общество", такое, какого никогда не существовало на свете. А всё привело к ужасной классовой борьбе, разрухе. Лосев раскрыл в своём сочинении сущность революции и её творцов. Книга вышла в 1930 году, когда мало кто осмеливался критиковать идеологию правящего режима. Писал Лосев вполне откровенно, сознавая опасность, но он "задыхался от невозможности выразиться", "трудно было держать себя в обручах советской цензуры". "Я стихийно рос как философ, и это превозмогло всякие соображения об опасности" (из письма супруге Валентине Михайловне, 22 марта 1932 г.).

Несмотря на малый тираж – всего 500 экземпляров, резонанс был огромный. Лазарь Каганович сразу заклеймил автора как реакционера, а пролетарский писатель Максим Горький писал в "Правде" и "Известиях", что "профессор этот явно безумен и очевидно малограмотен"... Профессора Лосева осудили на 10 лет по популярной 58-й статье (за антисоветскую агитацию), Валентине Михайловне дали 5 лет...

В 20-е годы, когда ещё можно было обсуждать философско-богословские проблемы, посещать монастыри и храмы, Алексей Фёдорович общался со многими видными богословами. Алексея Фёдоровича и Валентину Михайловну обвенчал в Сергиевом Посаде в 1922-м отец Павел Флоренский. В конце 20-х годов, когда разгоняли монастыри, закрывали храмы, когда тысячи монахов и монахинь отправлялись в ссылки, когда мало кто мог спокойно умереть в своей постели, Алексей Фёдорович и Валентина Михайловна принимают тайный монашеский постриг. В самое трудное время – в 1929-м, за год до ареста.

Сохранилась маленькая фотография Алексея Фёдоровича того времени, где он в своей шапочке – очень глубокой, которая, собственно говоря, является иноческой скуфейкой. В дальнейшем эти шапочки меняли свою форму и считались академическим атрибутом, хотя на самом деле это совсем не так. И Валентина Михайловна хранила у себя такую же бархатную монашескую шапочку. Берегли они и другие знаки иночества. Так что, я думаю, у них была очень крепкая, надёжная вера, причём у Алексея Фёдоровича – разумом осмысленная, глубочайшим образом обоснованная. И поэтому сбить его никто никогда не мог. Хотя... В письмах Алексея Фёдоровича, особенно лагерных, есть упоминания о том, как он горько плакал, находясь на Лубянке в одиночестве, но потом, оградив себя молитвой, преодолевал эту временную слабость.

После почти полутора лет в одиночной камере Лосева отправили на Беломорканал. Последствием тюремного заключения стала почти полная потеря зрения. Собственно, печататься Алексея Фёдоровича допустили лишь со второй половины 50-х годов. Вновь опубликоваться Лосев смог только через год после смерти Сталина, да и тогда приходилось быть крайне осторожным, иносказательным.

В советское время считалось, что было два Лосевых: до ареста в 20-х годах – идеалист, начиная с 30-х, после тюрьмы и лагеря, – совершенно другой, якобы "на позициях марксизма". Но Лосев – единый. Это видно из его работ по языкознанию. Смысл в поздних трудах Лосева остался прежним, зато изменилась учёная терминология – она соответствовала уровню международной науки, а не только советской. Это же были годы 60-е и 70-е.

За терминологией у Лосева всегда нужно выискивать истинный смысл. Ведь ему принадлежит знаменитая книга 1927 года "Философия имени". В ней он ни разу не упомянул Бога. Но тогда нельзя было даже произносить это слово. Тем не менее, читая его книгу, ясно, о каком Абсолюте идёт речь.

И так же со знаменитой "Историей античной эстетики", писалась она в 60-е годы, завершалась буквально в конце 80-х. Но и там просматривается самое главное – как язычество постепенно, в течение тысячелетия, стало уходить от грубого восприятия божества, как оно переходило к представлению о едином Боге и как это сказывалось на всём развитии античной культуры. Это исследование – не просто изучение языческого взгляда на мир и греко?римскую философию, это замечательная история о том, как постепенно древний мир переходил к новой жизни. Лосев довёл историю античных философов до эпохи христианства.

Когда в 1930 году Лосев был арестован, конфисковали и его 2350 рукописных страниц. Мне их вернули в 1995-м. На Лубянке говорили, что, если бы архив не арестовали, он бы погиб в военной Москве под бомбёжкой. 12 августа 1941 года от прямого попадания фугасной бомбы в дом, где тогда жил Алексей Фёдорович (Воздвиженка, 13), погибли или были испорчены оставшиеся рукописи, многое пришлось собирать буквально по листочкам. До сих пор мы в "Библиотеке истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева" так и собираем по крупицам некоторые его старые работы.

В 2001 году вышло новое издание "Диалектики мифа", и там использованы материалы из возвращённого архив – важно, что в них сохранились пометки самого Алексея Фёдоровича, его исправления. Книга выросла в 2 раза, а сейчас готовы и новые дополнения. И по сей день не всё из наследия Лосева опубликовано. Мы постоянно находим в домашнем архиве новые материалы...

В 1983 году Алексей Фёдорович Лосев был принят в Союз писателей как критик. Но писатель Лосев стал известен только после кончины. Его рассказы "Жизнь", "Театрал", "Из разговоров на Беломоро?Балтийском канале", повести "Встреча", "Трио Чайковского", "Метеор", роман "Женщина-мыслитель" и другие произведения создавались в один из самых трудных периодов жизни – с начала 30-х до начала 40-х годов. Алексей Фёдорович обратился к прозе, находясь в заточении. Писал он и после освобождения, когда на исходе 1933 года был "актирован" по инвалидности. Лосев писал в невыносимых условиях запрета заниматься наукой, стремясь высказать дорогие ему идеи на страницах художественных произведений.

В жизни Алексей Фёдорович был человеком строгим. Прежде всего к себе. Порядок у него был везде. Лосев терпеть не мог анархии, беспорядка. Сознательно боролся с хаосом, боролся за структуру. Он очень любил Россию. И современным положением дел в нашем Отечестве он вряд ли был бы доволен. Ведь абсолютной свободы, такой, к которой мы недавно стремились, действительно не может быть: вся жизнь построена на ограничениях, безграничной свободы нет.

Алексей Фёдорович был по-настоящему интеллигентным человеком. Ничего никому не навязывал. Даже о сложных вещах говорил простым доступным языком. Под "интеллигентом" Лосев подразумевал вовсе не начитанного интеллектуала?бездельника, а человека, который, занимаясь делом, отдаёт этому делу всего себя и делает своё дело хорошо.

Алексей Фёдорович никогда не торопился, работал систематично, любил обдумывать каждое слово, не опускал рук, сознавая, что многое безвозвратно утеряно, а, наоборот, восстанавливал старое и создавал новое. Он, можно сказать, на деле воплотил завет глубоко почитаемого им последнего оптинского старца Нектария – "терпение и пождание". В этом и заключался "естественный путь" русского философа Лосева.

Люди, которые очень близко его знали, говорили и теперь говорят, что Алексей Фёдорович был как старец, потому что давал такие советы, что невозможно было не прислушаться. Он всегда чувствовал человека. Все, кто с ним близко общался, неизменно получали духовную поддержку.

Аза Алибековна Тахо-Годи, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, ученица и наследница А.Ф. Лосева

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама