ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бедный, бедный Вебер

Сергей Худиев :: 18 октября 2007

Судьба книги немецкого социолога Макса Вебера "Протестансткая этика и дух капитализма" сложилась – по крайней мере у нас – очень несчастно. На нее все ссылаются, но мало кто читает; на нее указывают в подтверждение взглядов, которые сам Вебер – и в этой самой книге – недвусмысленно отрицает. Взгляды Вебера можно оспорить; он сам относился к ним со смирением настоящего ученого, не пытаясь выдавать гипотезу за откровение. Однако большинство людей, поминающих Макса Вебера, слышали его книгу в сверхкратком пересказе, умещающемся в одну фразу – протестантизм более способствует капиталистическому развитию, чем католицизм. Не уверен, что сам ученый согласился бы с таким упрощением его взглядов, но дальше происходит то, к чему сам Вебер и вовсе не имеет никакого отношения. Этот сверхкраткий пересказ накладывается на мифы, циркулирующие среди нашей читающей публики, и порождает взгляды, уже вообще никак не связанные с первоисточником. Нам сейчас приходится спорить не со взглядами самого Вебера, а с тем вебер-мифом, который кочует из статьи в статью, из выступления в выступление и уже стал частью картины мира современной отечественной интиллигенции.

Миф этот гласит, что Православие-де препятствует социально-экономическому развитию страны, и чтобы жить богато и свободно, мы должны от него избавиться. Мол, Макс Вебер доказал, что Католичество (в сравнении с Протестантизмом) мешало развитию производительных сил, а из этого естественно сделать вывод, что Православие, как нечто еще более "средневековое" и "мракобесное" мешает еще сильнее. Что же сказать на это?

Одна из главных бед нашего образованного класса – и я не поколеблюсь отнести это к числу национальных бедствий – это полное невежество относительно всего, относящегося к религии. Люди, достаточно умные, и, казалось бы, вполне образованные в других областях, в отношении религии и религиозной культуры, увы, выглядят просто дикарями, вчера вышедшими из леса. В периодических изданиях появляются статьи о религии, написанные примерно на таком же уровне компетентности, как сочинения академика Фоменко об истории – и никто, ни сами авторы, ни редакция, ни большинство читателей этого не замечают. На фоне тотального незнания за знание – и даже за знание экспертное – можно выдать что угодно. Эта огромная, катастрофическая дыра в нашей образованности возникла в советские годы по вполне понятным причинам, хотя и сейчас, судя по полемике вокруг ОПК, есть люди, которые не хотели бы, чтобы она затянулась.

Но вернемся к Веберу; совершенное незнание предмета, о котором писал немецкий социолог, замещается у нас мифами, как мифами о капитализме, так и мифами о различных христианских исповеданиях. В рамках этих мифов, протестантизм рассматривается как индивидуалистическая вера, освобожденная от "церковного гнета", от вероисповедных и поведенческих требований, налагаемых принадлежностью к Церкви, вера такого рода "личных отношений с Богом", которые никак не связаны с отношениями с ближними и плавно перетекают в ту веру "в Бога в душе", которая никак не отражается ни на взглядах на мир, ни на поведении, и едва ли отличается от отсутствия всякой веры вообще. Глубоко усвоенный советский миф, что влияние религии на жизнь общества препятствует его социальному и экономическому развитию, побуждает рассматривать протестантизм как ослабленную, "выцветшую", "уходящую" и именно поэтому "прогрессивную" форму христианства, этап на пути к окончательному освобождению от "религиозных предрассудков". Что же, в современном протестантском мире можно обнаружить такого рода либеральные течения, которые один мой друг-протестант называл "трупом умершей веры". Однако предки-пуритане от таких последователей отреклись бы с проклятием, и тот протестантизм, о котором говорит Вебер, был явлением совершенно другим. Дадим высказаться самому Веберу:

Но не следует упускать из виду и то, о чем теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства иной; причем замену господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни. С господством католической церкви, "карающей еретиков, но милующей грешников" (прежде еще в большей степени, чем теперь), мирятся в наши дни народы, обладающие вполне современным экономическим строем, мирились с ним и самые богатые, экономически наиболее развитые страны на рубеже XV и XVI вв. Господство же кальвинизма, в той степени, в какой оно существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, в конце XVI и в начале XVII в. в большей части Нидерландов, в XVII в. в Новой Англии, а порой и в самой Англии, ощущалось бы нами теперь как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью... Именно так и воспринимали это господство широкие слои тогдашнего старого патрициата как в Женеве, так и в Голландии и Англии. Ведь реформаторы, проповедовавшие в экономически наиболее развитых странах, порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью.

Если понимать под "клерикализмом" подчинение жизни общества и индивида религиозным авторитетам, то раннепротестантское общество, Женева Кальвина или североамериканские пуританские колонии, было гораздо более "клерикальным", чем что бы то ни было, что можно было бы найти в католическом или тем более православном мире. Люди могут, конечно упорно верить, что чем слабее религиозное влияние в обществе, тем легче ему развиваться экономически (атеистические верования часто бывают прочнее религиозных). Но давайте отметим – Макс Вебер тут не причем. Он ничего подобного не говорил. Он говорил обратное:

"дух трудовой деятельности", "прогресса" и пр., пробуждение которого обычно приписывают протестантизму, не следует понимать как "радость жизни" и вообще придавать этому понятию "просветительский" смысл, как это обычно делают в наши дни. Протестантизм Лютера, Кальвина, Нокса и Фоэта был весьма далек от того, что теперь именуют "прогрессом". Он был откровенно враждебен многим сторонам современной жизни, которые в наше время прочно вошли в быт самых ревностных приверженцев протестантизма.

Соглашаться нам с Вебером или нет, к антиправославному вебер-мифу он не имеет отношения. Вебер (обоснованно или нет) приписывает формирование капиталистической трудовой этики отнюдь не людям, "сбросившим церковный гнет" и "повернувшимся от загробных утешений к земной реальности". Он говорит ровно об обратном:

... необходимо принять во внимание ряд бросающихся в глаза обстоятельств, которые наводят на мысль, не следует ли перевернуть соотношение между неприятием мира, аскезой и церковной набожностью, с одной стороны, и участием в капиталистическом предпринимательстве – с другой, не следует ли рассматривать данные явления не как противоположные, а как связанные внутренним родством.... В самом деле, даже если начать с чисто внешних моментов, бросается в глаза, сколь поразительно большое количество сторонников самого глубокого христианского благочестия происходит из купеческой среды... отдельные люди и группы людей сочетают виртуозность в сфере капиталистических деловых отношений с самой интенсивной формой набожности; подобные случаи отнюдь не единичны, более того, их можно считать характерными...

В одном мы можем согласиться с Вебером – действительно, "поразительно большое количество сторонников самого глубокого христианского благочестия происходит из купеческой среды", и это верно не только в Западной Европе, которую рассматривает Вебер, но и в России. В нашей стране предостаточно памятников купеческого благочестия – храмов и больниц, возведенных до революции на деньги отечественных капиталистов. Мешала ли таким людям как, например, купец 1 гильдии Викула Елисеевич Морозов, их вера зарабатывать большие деньги, обеспечивать людей работой, обогащать себя и других? Нет; вера определяла то, как они впоследствии употребляли свои деньги. Викула Елисеевич не покупал иностранные футбольные команды и не устраивал оргий в роскошных отелях; он употребил свои средства на строительство детской инфекционной больницы, сейчас известной как Морозовская Детская Городская Клиническая Больница. Мешала ли православная вера Морозовым, Бахрушиным, Солдатенковым, Рябушинским, Третьяковым? Как пишет П.А. Бурышкин в книге "Москва купеческая", "Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели, как на выполнение какого-то свыше назначенного долга".

Сейчас некоторые жалуются на бессердечие многих богатых людей, которые могут с легкостью выкинуть три миллиона долларов, чтобы позвать заморскую поп-звезду выступить у себя на вечеринке (недавний реальный случай), но совершенно не интересуются нуждами ближних. Что же, таковы плоды безбожия. Каких еще можно было ожидать плодов? Конечно, люди могут выступать против влияния Церкви на общество, против ОПК, яростно бороться с "клерикализмом" – но тогда не надо удивляться черствости и социальной безответственности иных наших богатеев – это вам не благочестивые купцы.

И конечно, нашим критикам Православия, к месту и не к месту поминающим Макса Вебера, стоит прочитать его книгу. Книга спорная; но популярных среди нашей читающей публики вебер-мифов в ней нет.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама