ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В российских школах ни "Основы православной культуры", ни основы ислама по отдельности преподавать нельзя – мнения парламентариев

18 октября 2007

Как известно, идея введения в российских школах предмета "Основы православной культуры" встретила резкое противодействие со стороны части политических элит. Многие, в частности, посчитали, что это нарушает права представителей других религий и может вызвать межнациональную и межконфессиональную рознь.

Однако на недавно завершившемся в Висбадене российско-германском форуме с участием Владимира Путина и Ангелы Меркель было отмечено, что в обеих странах более чем две трети населения исповедуют христианство и Церкви являются существенной силой в гражданском обществе. При этом, как указал участник форума председатель СПГ Валентин Лебедев, "в ФРГ традиционные конфессии имеют больше прав и возможностей, чем в России. Например, в школах ФРГ в сетке часов преподаются религиозные предметы по вероучению католицизма или протестантизма. И никому в голову не придет утверждать, что это "вызовет межконфессиональную рознь".

Добавим, в странах, знающих о проблемах межнациональных отношений не понаслышке, изучение религии рассматривают, как важнейший способ знакомства с чужой культурой, как средство для снятия межнациональной напряженности. Так во всех государственных школах израильской Хайфы, начиная с этого года ввели изучение литературного и разговорного арабского языка, а также истории и культуры ислама.

В России же попытка ввести преподавание ОПК успехом не увенчалась. В частности, из проекта нового образовательного госстандарта изъяли региональный и школьный компоненты, а вместе с ними – местные краеведческие предметы и курс ОПК, введенные в нескольких субъектах Федерации именно в качестве регионального компонента.

Вместе с тем, в школах некоторых регионов постепенно вводится изучение ислама, в том числе за счет бюджетных средств. В этом, разумеется, нет ничего предосудительного, однако тогда возникает вопрос, почему в школах не разрешают преподавать ОПК, ведь это ставит в неравные условия православных и мусульман, нарушая, тем самым, права православного большинства, что создает предпосылки для возникновения межнациональной и межконфессиональной напряженности. Напомним, 13 сентября в ходе заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент России Владимир Путин подчеркнул, что в школьной программе должны учитываться интересы представителей всех традиционных религий.

С просьбой прокомментировать ситуацию корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Парламентарии высказались за равное отношение государства к традиционным религиям, подчеркнув, что предпочтение любой из них будет означать дискриминацию остальных. По их мнению, школьников следует знакомить с историей религий, но в культурологическом, а не собственно религиозном аспекте. При этом отдельные политики выступают против запрета преподавания ОПК, считая, что это не только нанесет ущерб интересам православного большинства, но и лишит представителей других конфессий возможности ознакомиться с важнейшей составляющей российской культурной традиции.

В качестве дополнительных дисциплин преподавать в школах можно многие предметы, считает председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского автономного округа Юрий Шарандин.

"Если предметы "Основы православной культуры" или история ислама преподаются в школах факультативно, то тогда никакого нарушения прав ни православных, ни мусульман нет, и межконфессиональной напряженности это вызвать не может", – заявил сенатор. Если же какой-то из этих предметов, продолжил парламентарий, "присутствует в основной сетке школьных дисциплин, то тогда необходимо соблюсти права и иудеев, и буддистов, как представителей традиционных для России верований". В этом случае, уверен Юрий Шарандин, "для баланса основной учебной программы больше всего подойдет предмет "История религий".

Председатель комитета также обратил внимание на то, что ОПК, как факультатив, вводить в школах никто не запрещает. "Это может быть сделано в любом регионе на усмотрение учителей. А раз результатов до сих пор нет, а есть только разговоры о якобы полном запрете, то, наверное, заниматься этим не очень-то и хотят", – подытожил Юрий Шарандин.

В обязательную школьную программу можно вводить только преподавание основ мировых религий, уверен председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики Виктор Шудегов.

"Школьников нельзя делить по национальным и религиозным признакам, иначе это приведет к межнациональной и межконфессиональной напряженности", – заявил сенатор.

По мнению парламентария, преподавать ОПК, историю ислама, иудаизма или буддизма можно только факультативно или в воскресных школах. В качестве же "обязательного предмета может выступить дисциплина по основам мировых религий с упором на изучение четырех традиционных российских верований – православия, ислама, иудаизма и буддизма", – заключил Виктор Шудегов.

От межконфессиональной напряженности может спасти только преподавание в школах основ всех религий, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от Законодательного органа власти Костромской области Александр Тер-Аванесов.

"Преподавание в школах ислама и запрет на преподавание ОПК в конечном итоге может привести к межконфессиональной напряженности", – заявил сенатор. При этом он заметил, что представители иудаизма и буддизма тоже могут начать выражать свое недовольство происходящим.

Самый разумный выход из сложившейся ситуации парламентарий видит во введении в обязательную школьную программу предмета по основам мировых религий. В этом случае, пояснил он, "дети, независимо от религиозной принадлежности, будут иметь возможность познакомиться со всеми верованиями, что сделает их терпимее друг к другу".

В то же время зампред комитета отметил, что изучать ОПК или ислам можно факультативно. "Эти дисциплины нельзя делать обязательными школьными предметами, но преподавать факультативно – вполне возможно", – заключил Александр Тер-Аванесов.

Во многоконфессиональной стране какую-то одну конфессию выделять нельзя, убежден член Комитета Совета Федерации на науке, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.

"В российских школах ни "Основы православной культуры", ни основы ислама по отдельности преподавать нельзя", – заявил сенатор. "В наших школах следует начать преподавать предмет "Основы традиционных религий России", – считает парламентарий. При этом он отметил, что кроме четырех основных религий страны – православия, ислама, иудаизма и буддизма – российским школьникам следует давать знания и по некоторым мировым религиям, в частности, по католицизму, протестантизму, лютеранству и др. "Однако основной упор должен делаться на наши вероисповедания", – добавил Хусейн Чеченов.

Представитель комитета предложил не сравнивать Россию с Германией в части преподавания основ вероучения. Напомним, что в Германии, в зависимости от Федеральной Земли, в школах преподаются религиозные предметы по католицизму или протестантизму. "Германия в целом христианская страна, и отношение к религии в ней воспринимается людьми легче, чем в России. Поэтому у нас детям необходимо давать общее образование по традиционным для нашего государства религиям, что поможет избежать преимуществ одной конфессии над другой и возможной межконфессиональной розни", – заключил Хусейн Чеченов.

Предмет "Основы православной культуры" даст правильное представление о православии, что снизит вероятность межконфессиональных конфликтов, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.

"Основы православной культуры" – это не религиозный, а культурологический предмет", – заявил депутат. Поэтому, пояснил он, "такую дисциплину было бы полезно изучать не только православным гражданам, но и представителям всех остальных традиционных религий России".

По словам парламентария, "преподавание "Основ православной культуры" (ОПК) не ограничивает и не запрещает параллельное преподавание с этим предметом и основ исламской культуры, и буддистской, и так далее, что не противоречит ни Конституции РФ, ни правам граждан страны".

"Ограничение на преподавание ОПК является незаконным и антиконституционным, потому что такое "табу" ограничивает права граждан на получение бесплатного образования", – подытожил Александр Чуев.

Изучение в школах ислама не как элемента культуры, а как религии, говорит о неуважении к православному большинству России, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов.

"Россия в своем большинстве православная страна", – заявил депутат. Поэтому, убежден он, "все граждане должны знать историю своей страны и историю православия".

По словам парламентария, "в тех регионах, в которых преподают "Основы православной культуры" (ОПК) как культурологический предмет, а не как религиозный, наблюдается улучшение нравственного состояния общества. Поскольку дети, изучающие ОПК – более воспитаны и понимают, что к человеку любой национальности и любой вероисповедования надо относиться с любовью и с уважением".

Зампред комитета убежден, что "сегодня в России идет "заигрывание" с национальными меньшинствами". И в этой связи, подчеркнул он, "православный человек чувствует себя лишним, поскольку за счет такого "заигрывания" ущемляются его свободы и конституционное право на свободу вероисповедования".

По мнению депутата, "разрешение преподавать ислам как религию в отдельных республиках и запрет на преподавания ОПК во всех школах России как культуры – говорит только о том, что в РФ, существуют двойные стандарты". Но ведь таким способом, подытожил Александр Крутов, "закладывается мина, которая может привести к расколу всего общества".

"Вполне реальным" считает введение в школах факультативного изучения предметов, которые предполагают изучение основ православной культуры или ислама, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Гаджимет Сафаралиев.

"Если людей хотят приблизить к богу и воспитать их в определенных традициях, то пусть этим вопросом занимается сама церковь, поскольку, в Конституции РФ прописано, что церковь отделена от государства", – заявил депутат.

По мнению парламентария, "школьникам действительно надо прививать знания о религии". Но, подчеркнул он, "не за счет школьной программы, и уж тем более не в обязательном порядке, потому что Россия – многонациональная страна. А в системе высшего образования и так существуют такие предметы, как религиоведение и история мировых религий, которые вполне способны рассказать про все вероисповедания".

"Люди должны видеть одинаковый ориентир дальнейшего развития страны, а за счет этой религиозности мы будем откатываться назад. Поэтому Россия должна объединять свой народ, а не разбивать его на отдельные кучки", – заключил Гаджимет Сафаралиев.

Религия не должна так энергично вмешиваться в светский образ жизни, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Мамма Маммаев.

"Подход к изучению религий должен быть равноправным", – заявил депутат. Для этого, уверен он, "в России необходимо создать Центр по подготовке православных духовных лидеров и муфтиев".

По мнению парламентария, "за последнее десятилетие религия активно стала вмешиваться в светский образ жизни. Она же должна быть на определенном расстоянии от политики государства и от светского образования, иначе последствия будут непредсказуемыми". Хотя, подчеркнул он, "все же полностью отталкивать религию нельзя".

Зампред комитета рассказал, что "в некоторых московских школах, в частности в московской международной школе N 56 и в первой мусульманской общеобразовательной школе столицы "Иман", изучают основы ислама". Но, все-таки, заметил он, "слишком допускать религию в светское общество не стоит".

В то же время Мамма Маммаев подчеркнул, что "в программу школьного образования на факультативной основе можно ввести предмет "Основы православной культуры" для того, чтобы любой школьник смог ознакомится с традициями православия".

Источник: Regions. ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама