Как известно, идея введения в российских школах предмета "Основы православной культуры" встретила резкое противодействие со стороны части политических элит. Многие, в частности, посчитали, что это нарушает права представителей других религий и может вызвать межнациональную и межконфессиональную рознь.
Однако на недавно завершившемся в Висбадене российско-германском форуме с участием Владимира Путина и Ангелы Меркель было отмечено, что в обеих странах более чем две трети населения исповедуют христианство и Церкви являются существенной силой в гражданском обществе. При этом, как указал участник форума председатель СПГ Валентин Лебедев, "в ФРГ традиционные конфессии имеют больше прав и возможностей, чем в России. Например, в школах ФРГ в сетке часов преподаются религиозные предметы по вероучению католицизма или протестантизма. И никому в голову не придет утверждать, что это "вызовет межконфессиональную рознь".
Добавим, в странах, знающих о проблемах межнациональных отношений не понаслышке, изучение религии рассматривают, как важнейший способ знакомства с чужой культурой, как средство для снятия межнациональной напряженности. Так во всех государственных школах израильской Хайфы, начиная с этого года ввели изучение литературного и разговорного арабского языка, а также истории и культуры ислама.
В России же попытка ввести преподавание ОПК успехом не увенчалась. В частности, из проекта нового образовательного госстандарта изъяли региональный и школьный компоненты, а вместе с ними – местные краеведческие предметы и курс ОПК, введенные в нескольких субъектах Федерации именно в качестве регионального компонента.
Вместе с тем, в школах некоторых регионов постепенно вводится изучение ислама, в том числе за счет бюджетных средств. В этом, разумеется, нет ничего предосудительного, однако тогда возникает вопрос, почему в школах не разрешают преподавать ОПК, ведь это ставит в неравные условия православных и мусульман, нарушая, тем самым, права православного большинства, что создает предпосылки для возникновения межнациональной и межконфессиональной напряженности. Напомним, 13 сентября в ходе заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент России Владимир Путин подчеркнул, что в школьной программе должны учитываться интересы представителей всех традиционных религий.
С просьбой прокомментировать ситуацию корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.
Парламентарии высказались за равное отношение государства к традиционным религиям, подчеркнув, что предпочтение любой из них будет означать дискриминацию остальных. По их мнению, школьников следует знакомить с историей религий, но в культурологическом, а не собственно религиозном аспекте. При этом отдельные политики выступают против запрета преподавания ОПК, считая, что это не только нанесет ущерб интересам православного большинства, но и лишит представителей других конфессий возможности ознакомиться с важнейшей составляющей российской культурной традиции.
В качестве дополнительных дисциплин преподавать в школах можно многие предметы, считает председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского автономного округа Юрий Шарандин.
"Если предметы "Основы православной культуры" или история ислама преподаются в школах факультативно, то тогда никакого нарушения прав ни православных, ни мусульман нет, и межконфессиональной напряженности это вызвать не может", заявил сенатор. Если же какой-то из этих предметов, продолжил парламентарий, "присутствует в основной сетке школьных дисциплин, то тогда необходимо соблюсти права и иудеев, и буддистов, как представителей традиционных для России верований". В этом случае, уверен Юрий Шарандин, "для баланса основной учебной программы больше всего подойдет предмет "История религий".
Председатель комитета также обратил внимание на то, что ОПК, как факультатив, вводить в школах никто не запрещает. "Это может быть сделано в любом регионе на усмотрение учителей. А раз результатов до сих пор нет, а есть только разговоры о якобы полном запрете, то, наверное, заниматься этим не очень-то и хотят", подытожил Юрий Шарандин.
В обязательную школьную программу можно вводить только преподавание основ мировых религий, уверен председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики Виктор Шудегов.
"Школьников нельзя делить по национальным и религиозным признакам, иначе это приведет к межнациональной и межконфессиональной напряженности", заявил сенатор.
По мнению парламентария, преподавать ОПК, историю ислама, иудаизма или буддизма можно только факультативно или в воскресных школах. В качестве же "обязательного предмета может выступить дисциплина по основам мировых религий с упором на изучение четырех традиционных российских верований – православия, ислама, иудаизма и буддизма", заключил Виктор Шудегов.
От межконфессиональной напряженности может спасти только преподавание в школах основ всех религий, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от Законодательного органа власти Костромской области Александр Тер-Аванесов.
"Преподавание в школах ислама и запрет на преподавание ОПК в конечном итоге может привести к межконфессиональной напряженности", заявил сенатор. При этом он заметил, что представители иудаизма и буддизма тоже могут начать выражать свое недовольство происходящим.
Самый разумный выход из сложившейся ситуации парламентарий видит во введении в обязательную школьную программу предмета по основам мировых религий. В этом случае, пояснил он, "дети, независимо от религиозной принадлежности, будут иметь возможность познакомиться со всеми верованиями, что сделает их терпимее друг к другу".
В то же время зампред комитета отметил, что изучать ОПК или ислам можно факультативно. "Эти дисциплины нельзя делать обязательными школьными предметами, но преподавать факультативно вполне возможно", заключил Александр Тер-Аванесов.
Во многоконфессиональной стране какую-то одну конфессию выделять нельзя, убежден член Комитета Совета Федерации на науке, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.
"В российских школах ни "Основы православной культуры", ни основы ислама по отдельности преподавать нельзя", заявил сенатор. "В наших школах следует начать преподавать предмет "Основы традиционных религий России", считает парламентарий. При этом он отметил, что кроме четырех основных религий страны – православия, ислама, иудаизма и буддизма – российским школьникам следует давать знания и по некоторым мировым религиям, в частности, по католицизму, протестантизму, лютеранству и др. "Однако основной упор должен делаться на наши вероисповедания", добавил Хусейн Чеченов.
Представитель комитета предложил не сравнивать Россию с Германией в части преподавания основ вероучения. Напомним, что в Германии, в зависимости от Федеральной Земли, в школах преподаются религиозные предметы по католицизму или протестантизму. "Германия в целом христианская страна, и отношение к религии в ней воспринимается людьми легче, чем в России. Поэтому у нас детям необходимо давать общее образование по традиционным для нашего государства религиям, что поможет избежать преимуществ одной конфессии над другой и возможной межконфессиональной розни", заключил Хусейн Чеченов.
Предмет "Основы православной культуры" даст правильное представление о православии, что снизит вероятность межконфессиональных конфликтов, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев.
"Основы православной культуры" это не религиозный, а культурологический предмет", заявил депутат. Поэтому, пояснил он, "такую дисциплину было бы полезно изучать не только православным гражданам, но и представителям всех остальных традиционных религий России".
По словам парламентария, "преподавание "Основ православной культуры" (ОПК) не ограничивает и не запрещает параллельное преподавание с этим предметом и основ исламской культуры, и буддистской, и так далее, что не противоречит ни Конституции РФ, ни правам граждан страны".
"Ограничение на преподавание ОПК является незаконным и антиконституционным, потому что такое "табу" ограничивает права граждан на получение бесплатного образования", подытожил Александр Чуев.
Изучение в школах ислама не как элемента культуры, а как религии, говорит о неуважении к православному большинству России, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов.
"Россия в своем большинстве православная страна", заявил депутат. Поэтому, убежден он, "все граждане должны знать историю своей страны и историю православия".
По словам парламентария, "в тех регионах, в которых преподают "Основы православной культуры" (ОПК) как культурологический предмет, а не как религиозный, наблюдается улучшение нравственного состояния общества. Поскольку дети, изучающие ОПК – более воспитаны и понимают, что к человеку любой национальности и любой вероисповедования надо относиться с любовью и с уважением".
Зампред комитета убежден, что "сегодня в России идет "заигрывание" с национальными меньшинствами". И в этой связи, подчеркнул он, "православный человек чувствует себя лишним, поскольку за счет такого "заигрывания" ущемляются его свободы и конституционное право на свободу вероисповедования".
По мнению депутата, "разрешение преподавать ислам как религию в отдельных республиках и запрет на преподавания ОПК во всех школах России как культуры говорит только о том, что в РФ, существуют двойные стандарты". Но ведь таким способом, подытожил Александр Крутов, "закладывается мина, которая может привести к расколу всего общества".
"Вполне реальным" считает введение в школах факультативного изучения предметов, которые предполагают изучение основ православной культуры или ислама, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Гаджимет Сафаралиев.
"Если людей хотят приблизить к богу и воспитать их в определенных традициях, то пусть этим вопросом занимается сама церковь, поскольку, в Конституции РФ прописано, что церковь отделена от государства", заявил депутат.
По мнению парламентария, "школьникам действительно надо прививать знания о религии". Но, подчеркнул он, "не за счет школьной программы, и уж тем более не в обязательном порядке, потому что Россия – многонациональная страна. А в системе высшего образования и так существуют такие предметы, как религиоведение и история мировых религий, которые вполне способны рассказать про все вероисповедания".
"Люди должны видеть одинаковый ориентир дальнейшего развития страны, а за счет этой религиозности мы будем откатываться назад. Поэтому Россия должна объединять свой народ, а не разбивать его на отдельные кучки", заключил Гаджимет Сафаралиев.
Религия не должна так энергично вмешиваться в светский образ жизни, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Мамма Маммаев.
"Подход к изучению религий должен быть равноправным", заявил депутат. Для этого, уверен он, "в России необходимо создать Центр по подготовке православных духовных лидеров и муфтиев".
По мнению парламентария, "за последнее десятилетие религия активно стала вмешиваться в светский образ жизни. Она же должна быть на определенном расстоянии от политики государства и от светского образования, иначе последствия будут непредсказуемыми". Хотя, подчеркнул он, "все же полностью отталкивать религию нельзя".
Зампред комитета рассказал, что "в некоторых московских школах, в частности в московской международной школе N 56 и в первой мусульманской общеобразовательной школе столицы "Иман", изучают основы ислама". Но, все-таки, заметил он, "слишком допускать религию в светское общество не стоит".
В то же время Мамма Маммаев подчеркнул, что "в программу школьного образования на факультативной основе можно ввести предмет "Основы православной культуры" для того, чтобы любой школьник смог ознакомится с традициями православия".
Источник: Regions. ru