Это маленькое село под Вологдой только появляется на паломнических и туристических картах, но несомненно, что вскоре сюда будут стремиться приехать люди со всего света (кстати, минувшим летом здесь уже во второй раз побывал Патриарх Алексий II). Покровское родина святителя Игнатия Брянчанинова, выдающегося духовного писателя, к голосу которого прислушивались Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Его книги и сегодня увлекательнейшая, горячая, живая словесность. Став архимандритом в 27 лет, он возрождал монастыри и своим примером утверждал там подлинно монашескую жизнь. Умелый администратор и тонкий дипломат, он не случайно был назначен управлять огромной Кавказской епархией в условиях жестокой войны на Кавказе. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила святителя Игнатия к лику святых. О том, что святитель Игнатий появился на свет именно в селе Покровском, известно было, конечно, и раньше. Но только недавно (к 200-летию со дня рождения выдающегося земляка, которое отмечается в этом году) вологжане по-настоящему вспомнили о Покровском: провели сюда дорогу, реставрировали усадьбу Брянчаниновых, восстановили усадебный храм, где когда-то будущего святого крестили с именем Димитрий. "Сельпо" Татьяны Ватсон Во всех трудах по возрождению Покровского так или иначе участвовала праправнучатая племянница святителя Татьяна Александровна Ватсон. Она родилась в довоенной Чехословакии, полвека живет в Австралии, но истинной своей родиной считает Покровское. По нескольку раз в год Татьяна Александровна приезжает сюда, и для всех она здесь свой, близкий человек. Мы беседовали, сидя на теплых ступеньках старого деревянного дома, стоящего у самой дороги и первым встречающего всякого путника. Дом из-за больших окон с широкими ставнями очень похож на сельпо. Я вслух заметил об этом, Татьяна Александровна улыбнулась: :А многие до сих пор думают, что это магазин. До революции здесь жил священник, но в 1930-х годах дом забрал колхоз, тут была почта, потом магазин. Вот и стучатся до сих пор. На днях один человек пришел: "У вас есть водочка?" А я не поняла и подумала, что он водички просит. У нас тут колодец закрыт на ключ, и я говорю: "Идите вот в тот дом, там женщина даст вам ключи, и вы напьетесь от души". Он тоже меня не понял, пошел в тот дом и говорит там: "Мне какая-то бабка сказала, что вы можете дать мне водочку:" "Какая бабка?" "Да с акцентом:" Вчера пью чай, влетает мужчина: "У вас тут сельпо?" Я говорю: "Это частный дом, вы посмотрите, я даже объявление повесила: "Это не магазин!" Но я люблю мой "магазин"... Правда, зимой здесь невозможно. Я, когда нынче зимой приезжала, вошла в избу, а тут все замерзло. Даже уксус в бутылке. Печка есть, но старенькая, плохонькая ей, наверное, сто лет. "Мы думали,что никогда не вернемся:" Всем, кто впервые узнает о судьбе святителя Игнатия, кажется загадкой, как и почему дворянин из состоятельной семьи, аристократ, приближенный к императору, блестящий молодой человек, необычайно одаренный в науках и литературе, вдруг уходит в монахи?.. А его с детства тянуло к монашеству. Когда отец вез Дмитрия учиться в Петербург, то спросил сына: "Кем ты хочешь быть?" И пятнадцатилетний мальчик ответил: "Монахом". Я думаю, он учился в Военном инженерном училище лишь по послушанию родителям. Мыслями он и тогда был далек от светской карьеры. Когда окончил училище, то тут же захотел уйти в монастырь. Но начальство отказало ему в отставке, вмешался даже Николай I. Родители тоже были против. Отец его, Александр Семенович, отличался страшной строгостью. Но иначе, пожалуй, ему трудно было бы справиться с детьми (а их у Брянчаниновых родилось шестнадцать!). Дмитрий первенец. Но благодаря суровости, аскетичности воспитания он смог потом вынести монашескую жизнь. А если бы его избаловали, то какой бы из него монах получился? При каких обстоятельствах Брянчаниновы покинули Россию? Когда беженцы из России только прибыли в Чехию и организовались русские гимназии, преподаватели попросили детей написать о своих злоключениях, о том, как они бежали, что пережили. И мама моя тоже написала такое сочинение. В 1925 году профессор Зеньковский и князь Долгоруков издали даже книжку с этими сочинениями (в 2001 году книга "Дети эмиграции" была переиздана в России. Д.Ш.). Так вот, мама рассказывала, что в 1917 году вся семья осталась в Покровском на зиму, поскольку никто не знал толком, что происходит в Петрограде. Потом моя бабушка с детьми отправилась в Москву, а дедушка один здесь остался. Однажды к нему пришли крестьяне с большим чемоданом и сказали: "Владимир Николаевич! Завтра придут большевики, мы вас защищать не можем. Вот вам еда, мы вас посадим на поезд, поезжайте в Москву:" Дедушку посадили в Вологде на московский поезд, и он успел уехать. Так крестьяне его спасли: Как все это не похоже на то, что происходило тогда в других поместьях. Ведь даже блоковское Шахматово разгромили и сожгли: Знаете, в Покровском отношения были совсем другие! Крестьяне очень любили дедушку и дом не трогали, что и позволило потом устроить здесь санаторий. Дедушка с благодарностью и по именам! вспоминал крестьян. Увы, я не запомнила подробностей его рассказов, ведь когда я жила у дедушки с бабушкой, мне было двенадцать-тринадцать лет, а в таком возрасте мы еще не понимаем ценности воспоминаний. Мы думали, что никогда не вернемся. Россия была той частью жизни, вернуть которую было нельзя. Из-за этого я даже не спросила деда и бабушку, а что было в этой комнате или в этой, и план усадьбы не попросила нарисовать. К счастью, фотографий много сохранилось. "Докажите, что ваш дедушка русский..." Чем для вас было Покровское до 1994 года, когда вы впервые приехали в Россию? У меня всегда была любовь к этому месту. Я хотя и не надеялась увидеть Покровское, но хорошо его представляла по рассказам взрослых. Я только и слышала с детства: "Покровское, Покровское:" И когда я сюда приехала, то сердце сжалось: Я вспомнила, с какой нежностью рассказывали о Покровском дедушка и бабушка. После войны, с 1945-го по 1949-й, я жила у них в Праге. Старики много занимались со мной. Бабушка русской литературой, а дедушка больше моим духовным воспитанием. У нас это было гораздо легче, религию не запрещали, так что дедушка читал мне жития святых и рассказывал о мучениях верующих в России. А в Праге и после войны были открыты храмы? То, что уцелело, было открыто. Во время войны больше всего пострадала Чешская Православная Церковь. В 1942 году священников Пражского кафедрального собора немцы обвинили в том, что они укрывали чешских парашютистов, заброшенных из Англии и убивших гитлеровского наместника эсэсовского генерала Рейнгарда Гейдриха. Двадцать два дня они скрывались в катакомбах, а потом их кто-то выдал гестапо. И катакомбы стали заливать водой, все там погибли. А епископа и священников расстреляли. Все храмы Чешской Православной Церкви были закрыты. У русских же оставался храм Успения на Ольшанском кладбище. Службы были и в профессорском доме, где в одной большой комнате сделали домовую церковь. В конце 1920-х годов для русских профессоров и преподавателей в пражском районе Дейвице было построено несколько жилых домов. А в центре Праги оставался открытым Свято-Николаевский храм там папа с мамой венчались. Кстати, это тот самый храм, где когда-то впервые прозвучала Божественная литургия Петра Ильича Чайковского. Но вскоре в Чехию пришел коммунизм, и из-за этого нам опять пришлось бежать. В 1949 году бабушка и дедушка уехали во Францию, а мы в Австралию. Дедушка умер в Монморенси в 1963 году. В прошлом году я перевезла его сюда. Было так трудно, что я думала: ничего не выйдет. Но молилась каждый вечер: "Господи, помоги мне его привезти на родину!" И святому Игнатию, конечно, молилась. То, что дедушка теперь покоится здесь, на родовом кладбище, я думаю, что это чудо. Ведь столько было трудностей! Когда все уже было подготовлено, российское посольство вдруг запросило документы: докажите, что ваш дедушка русский!.. А у нас в семье никаких документов не сохранилось. Потом мы были обязаны доказать, что в России есть место, где его похоронить. Выручила Вологда: мне тут выдали чудесную бумажку, где было написано, что мой дедушка, Владимир Николаевич Брянчанинов, внучатый племянник святителя Игнатия и последний владелец усадьбы Покровское. "Говорю с внучкой по-русски:" Как вам сейчас видится будущее Покровского? Я думаю, сюда паломники будут приезжать. Надеюсь, и село оживет. Вот сегодня четырнадцать человек в нашем восстановленном храме крестились! Все они выросли в этих местах, и им захотелось именно здесь креститься. Оглядываясь на традиции своей семьи, что вам кажется главным в воспитании детей? Сейчас родители слишком балуют своих детей и позволяют им все, дают слишком много денег. Они думают: "Вот дам ему побольше денег, пусть он будет доволен:" При этом никакого внимания душе ребенка, никто не хочет тратить на это время. Это и здесь, и в Австралии, и во всем свете. А главное-то научить детей молиться и верить в Бога. Молитва самый большой труд на Земле: Я не нахожу, что это труд. Я думаю, что это помощь в жизни. Я всегда молилась. Я бы и уснуть не смогла, не помолившись. Вера мне очень помогла в жизни: и когда я была беженкой, и когда страдания, испытания: Среди эмигрантов после революции почти все были верующие, и это им очень помогло. Многие были из очень обеспеченных семей и лишились всего, абсолютно всего! Они привыкли к прислуге, к комфорту и вдруг очутились нищими... Но они сказали: "Боже, на все воля Твоя! Значит, нам надо это перенести:" Поэтому среди наших беженцев было очень мало самоубийств. Было, но немного. И вот теперь, куда бы вы на свете ни приехали, везде будет там православный храм. Вот и у нас в Западной Австралии, в городе Перт на берегу океана есть храм. Ваши дети и внуки связывают свою жизнь с Россией? Внуки маленькие, младшему и вовсе четыре месяца. Те, что постарше и в школе учатся, тоже еще в России не были. У нас каникулы около Рождества; когда у вас зима, очень холодно, а когда здесь лето, они учатся. Все носят русские имена, только одного назвали Ли, но мы решили, что это Леонид. А дети здесь были, но они вросли в ту жизнь, в Австралии, и не могут уже ее оставить. Вот мечтаю научиться на компьютере, чтобы перевести для них документы из семейного архива. Они ведь и русского языка, к сожалению, не знают. О чем вы еще мечтаете? Мечтаю, чтобы внуки знали русский. Вот учу Соню, мою маленькую двухлетнюю внучку, как когда-то меня бабушка учила она просто говорила со мной только по-русски. Но бедная Сонечка, наверное, думает: "Какая бабушка странная со всеми говорит так, а со мной по-другому:" * * * Несколько слабых огней появятся на взгорке и погаснут так Покровское простится с тобой в вечерний час, когда оглянешься на село уже из машины. Какое-то сиротство охватит тебя на темной безлюдной дороге! Но тут же вспомнится, как ровным и тихим светом теплится тоненькая свечка в храме Покрова...
Источник: Труд