ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Последний Собор 21 октября – Память святых отцов VII Вселенского Собора

Священник Даниил Сысоев :: 22 октября 2007

1220 лет назад в славном городе Никее начался последний Вселенский Собор, признанный и Востоком, и Западом. 380 отцов Собора сокрушили ересь иконоборчества и восстановили православное почитание святых икон. Сентябрь – октябрь, 787 год

Вселенские Соборы (всего их было семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни.

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор

Даже формально, невооруженным глазом видно значение этого последнего Вселенского Собора для нашего времени. Множество различных сект, от баптистов и до свидетелей Иеговы, дружно отвергают святые иконы, называя их идолами. Оккультисты приписывают священным образам магическое значение. Догмат II Никейского Собора разбивает все эти построения. Он гласит: "Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас церковные предания, от них же одно есть иконной живописи изображение, как повествованию евангельской проповеди согласующее и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Потому что как одно другим указывается, так несомненно одно другим уясняется. Сим тако сущим, как царским путем шествуя, последуя Богоглаголивому учению святых отцов наших и преданию кафолической Церкви, (знаем бо, что сия есть Духа Святого в Ней живущего) со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками, и из мозаики, и из другого способного к тому вещества устрояемые, как иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и чтимых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Насколько бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, постольку взирающие на оныя подвизаемы бывают воспоминать и любить первообразных им и чествовать их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как изображению честного и животворящего креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей честь воздается, каков и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Ибо так утверждается учение святых отцов наших, то есть предание кафолической Церкви, от конец до конец земли принявшей Евангелие".

Мы видим, что святые иконы принимаются в Церкви не как некие независимые от Бога святыни (вроде языческих амулетов), а как свидетельство истинного воплощения Бога Сына. Бог стал человеком, и потому Его стало возможным изображать. И это чудо из чудес не кануло в прошлое. Нет. Обоживающая сила Христа до сих пор живёт во Вселенской Церкви и делает из людей богов по благодати. Потому возможно и изображение обоженых сверхлюдей, которых мы называем святыми. Если в Ветхом Завете изображались по заповеди Бога только ангелы (Исх. 25, 19-22), то сейчас и люди могут стать по благодати ангелоподобными и потому достойными изображения. Значит, человек – не обязательно пленник этого мира смерти. Он может, а значит должен вознестись туда, откуда сошел к нам Христос.

Итак, икона – это не только воспоминание о прошлом, это и пророчество о будущей славе, и призыв к нынешним христианам. Ведь лобзая икону Христа, Богоматери или святого, мы призываемся к тому, чтобы самим стать такими же. Достаточно вспомнить житие Марии Египетской, обращённой чрез икону Богородицы, или историю иконы "Нечаянная Радость", чтобы понять, что икона – это живое свидетельство иного, святого мира, отторгающего такой привычный нам грех.

Икона напоминает нам, что Христос пришёл не для того, чтобы послужить укреплению общественных устоев, чтобы было больше "хороших людей". Нет, Он явился, чтобы из смертных сделать бессмертных, чтобы из рабов тления сделать детей Божиих, чтобы из грешников сделать святых. Именно в этом задача Его Церкви.

Отсюда вырастает и второе важнейшее учение, утверждённое Отцами VII Вселенского Собора. Это учение о Священном Предании, которое формирует жизнь христиан. Можно сказать, что Собор отстоял Церковь как небесную тайну от попытки уничтожить её, заменив рационалистическим христианством.

Ведь чего хотели иконоборцы? Они стремились превратить Божие Царство на Земле в филиал империи. Они хотели, чтобы епископы были просто членами имперской администрации, забывшими о своём таинственном долге возносить к небесам людей. Они считали, что есть некое идеальное земное царство – империя, и император – это фактически правитель Церкви, узурпатор трона Христа. Ведь именно императору иконоборческие епископы приписывали победу над идолопоклонством и ему предоставляли право на дарование церковных догматов. Само Евангелие должно было быть "прирученным". Оно не должно было возводить людей к святости Бога. Оно должно было лишь делать из людей благонадёжных подданных земного правителя. Поэтому императоры-иконоборцы больше всего боялись и ненавидели монашество, это живое свидетельство неотмирности Церкви.

Они предлагали широкую реформу Церкви с целью искоренить в ней само понятие святости как запредельной славы Бога, доступной людям. Думаю, что и с иконами они боролись, чтобы заставить людей забыть о небесной Родине ради земного царства. Поэтому иконоборцы и сжигали мощи святых, женили монахов, глумились над Литургией и даже хулили Богородицу.

Интересно, что позже точно так же поступал в России и Пётр I, желавший сделать из Церкви идеологический отдел государства.

Но не разрастается ли и сейчас в России тот же антихристианский рационализм? Не появилось ли и сейчас много "патриотов", для которых Церковь хороша до тех пор, пока служит России? Именно они выступают за канонизацию Ивана Грозного и кричат, что Царь должен быть главой Церкви. И с другой стороны, разве не этого же хотят либералы всех мастей, которые требуют, чтобы Церковь лишь одобряла действия "мирового сообщества" и не смела своего мнения иметь, чтобы она лишь обеспечивала "права человека", даже и не заикаясь о святости, к которой призваны все крещёные.

На все эти попытки разрушить Божие Царство на Земле отвечают Отцы VII Вселенского Собора. Они говорят, что мы искуплены из этого мира не человеком и не императором, а Христом. Мы следуем Его Преданию, переданному нам от апостолов и мучеников, святителей и преподобных, Преданию Святого Духа, которое не устаревает со временем, ибо оно вечно. Мы придерживаемся не человеческих доктрин, современных или древних, а учения Бога, такого древнего, что сама Вселенная по сравнению с ним – младенец, и такого юного, что любая самая современная философия по сравнению с ним безнадёжно устарела. И Вечная Церковь плывёт через бушующее море времени сквозь империи и республики, тирании и свободы, как таинственный корабль, похищающий в Небесную Родину.

Источник: Русский дом

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама