ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Должно ли Православие быть современным?

23 октября 2007

"...Православие не может "идти в ногу" со временем, потому что оно ведет к абсолютной свободе, а не к хождению строем. Но в то же время, Православие не может не быть современным в том смысле, что оно всегда актуально. Оно проникает во все формы жизни этого мира, не смешиваясь с ним, но преображая его"

Евгений Миронов,

народный артист России, художественный руководитель театра Наций, Москва

Церковь не должна быть музеем

■ Как-то я спросил у знакомого священника: "Как быть с тем, что я, да и многие другие, не понимаем язык богослужения?" Батюшка ответил мне, что церковнославянский язык очень важен, что он сохранился во всей своей первозданности только в Церкви. А открыть книжку и выучить незнакомые слова – это, конечно, труд, но труд вполне посильный. Но... признаюсь честно, я не открыл книжку после этого.

Я слышал, что в Москве есть храм, где служба ведется на современном русском языке. Я думаю, это хорошо, потому что дает человеку (особенно молодому, делающему первые шаги в Церкви) возможность понять суть богослужения, а не просто стоять в храме завороженным красотой и мелодичностью. Всегда должен быть выбор.

Что касается миссионерства: я не считаю, что разговор с молодежью на ее языке – преступление по отношению к Церкви и вере. Конечно, во всем надо знать меру, но, без сомнения, быть музеем – намного хуже для Церкви: традиции сохранятся в неприкосновенности, а души многих молодых людей так и останутся за оградой.

Владимир Кулыгин,

доктор юридических наук,

профессор Хабаровской государственной академии экономики и права,

Хабаровск

Современное – значит близкое людям

Мне, человеку, крещеному совсем недавно, сложно сказать, что такое "современное Православие", потому что другого я просто не знаю. Но могу предположить, что "несовременное Православие" в современной России – это тот вариант, когда возрождение христианства понимают как реставрацию церковного устройства и личного быта по дореволюционным книгам, или когда на современные вопросы приходящих в храм людей дают "репринтные" ответы.

Облик Православия во многом зависит от настроя духовенства. Отрадно, что все чаще приходится видеть священников, свободно общающихся с людьми в любых обстоятельствах: в храме, на трамвайной остановке, на модной инсталляции в музее. Когда пастырь знает нужды современного мира и чутко реагирует на запросы верующих, тогда Православие становится ближе людям, тогда оно становится современным.

Православие не должно и не может быть "улицей с односторонним движением". Для меня совершенно очевидно, что чем больше духовенство будет идти в народ, тем больше людей поймут, что жизнь в Церкви – это живая жизнь, наполненная духовным смыслом. И чем больше людей сделают его своей жизнью, тем более современным оно будет для окружающих.

Сергей Худиев,

публицист, директор Библиотеки христианской литературы, Москва

Вера – это рискованное предприятие

■ Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр 13:8), и Евангелие, которое возвещает Церковь, остается неизменным. Проходят века, меняются языки, культуры, складываются и распадаются могущественные империи – но главное, по сути, остается неизменным. люди не перестают быть заблудившимися грешниками, а Христос – истинным и верным Спасителем, Который пребывает в Своей Церкви, чтобы спасать тех, кто приходит к Нему с покаянием и верой.

Мы живем в мире с его меняющимися политическими, интеллектуальными или религиозными модами, с многочисленными "измами", каждый из которых – будь то национализм, феминизм, "новый век" или что-нибудь еще – видит себя наконец-то найденной высшей правдой и хотел бы подчинить, приспособить и подредактировать Евангелие применительно к своим нуждам. Поэтому нам и заповедано "не сообразовываться с веком сим".

Однако существует и другая опасность – абсолютизация одного из прошедших веков в истории Церкви, когда наследие не столько даже духовное, сколько культурное, становится чем-то более важным и ценным, чем спасение людей. Я думаю (не помню, возможно, я это у кого-то прочитал), что слова Апостола "не сообразуйтесь с веком сим" не означают "а вместо этого сообразуйтесь с VIII, или XVI, или XIX веком". Скорее они означают, что мы должны сообразовываться с вечным Евангелием, которое не привязано к какой-то определенной эпохе или культуре. Полностью следовать даже самым почтенным образцам прошлого не получится: нас просто не поймут те люди, к которым мы посланы. И тут приходится идти на риск, делать что-то так, как раньше не делали, навлекать на себя упреки людей искренних и ревностных, но глубоко приверженных определенной церковной культуре.

Вера – это рискованное предприятие; его невозможно обезопасить, я бы даже сказал, что пытаться его обезопасить – опасно. Вспомним притчу о талантах. Тот раб, который скрыл серебро Господа своего в земле, кажется, избрал самую безопасную линию поведения. Он надежно сохранил вверенное ему. Он руководствовался страхом – как бы не навлечь на себя гнев Господа, и как раз навлек его. Двое же других, как бы мы теперь сказали, пустились в авантюры. Они действовали на свой страх и риск – но в итоге именно их Господь и хвалит. Они думали не о том, как избежать наказания; они думали о том, как послужить своему Господу.

Егор Холмогоров,

публицист, Москва

Мы чужие для модерна

■ Давайте немного разберемся со словом "современный". Когда мы говорим, что Россия должна иметь современную армию, то есть быть готовой к будущей войне, а не к прошлой, а тот, кто готовится к прошлой войне – проиграет, то в этом значении слова Православие всегда должно быть современным. Наша брань не против плоти и крови (Еф 6:12), наша духовная война уже идет, и ее главное глобальное сражение – в будущем. Для этой духовной войны мы должны быть экипированы наиболее действенными средствами, будь им хоть сто, хоть тысяча лет. Но мы не должны цепляться за то, что в нашей войне за людские души помочь не может, даже если у этого "чего-то" большая и почтенная история.

Однако обычно слово "современный" употребляется в другом, причем – частично оценочном смысле. Современный –значит соответствующий эпохе модерна, "новому времени", когда люди решили, что могут построить рай на земле, без Бога и Царствия Небесного. Главным средством строительства этого нового рая стало изобретение все новых и новых "инноваций", все новых и новых способов обойти фундаментальные законы бытия. Существует целая мифология "современности" – мода и свобода от предрассудков, "креативность" и "продвинутость". И отношения такой "современности" с Православием намного сложнее. Мы, православные, готовы выжить в любую эпоху и продолжать свое дело. Но в какие бы ультрамодные одежды мы ни рядились, мы все равно для модерна чужие, если "проповедуем Христа Распятого". Идея христианства и идея модерна – противоположны.

Другое дело, что идея модерна, пусть даже и в зомби-оболочке постмодерна, уже выдыхается и умирает. Мы живем в начале новой, уже совсем иной эпохи. И в этом смысле "быть современным" по лекалам модерна для Православия значило бы устареть.

Александр Гребенко,

директор ООО "КФК", Санкт-Петербург

Cтать современными Православию

■ Я замечал, что Православие часто называют "верой старушек". Действительно, пожилых людей в храмах обычно больше, чем молодых. Но разве это говорит о несовременности Православия? Думаю, дело совсем в другом. Путь к вере всегда долгий и непростой, и, к великому сожалению, мы учимся исключительно на своих ошибках: пока не совершим грех сами – не поймем, к чему он приводит. Потому и задумываться о Боге мы начинаем только с возрастом, и в Церковь приходим зачастую уже немолодыми...

Главная проблема, по-моему, в том, что сегодня люди стесняются открыто говорить о своей вере, не ощущают ее как нечто естественное для себя. Наверно, это последствия долгих лет гонений на Церковь... Для меня важен другой вопрос: "Как нам стать современными Православию?"

Дмитрий Зайцев,

председатель совета директоров Управляющей Компании "М.И.Р.", Москва

Нельзя подстраиваться под жаргон

■ Картина мира постоянно меняется: вместо лошадей – машины, вместо гусиных перьев – компьютеры; но человек, по сути, остается тем же. Православие современно, потому что говорит о самом важном: об отношениях человека и Бога, души и вечности.

Без сомнения, священники должны уметь находить общий язык с молодежью. Не опускаться до примитивного уровня, конечно, но уважительно и чутко выслушивать каждого, кто пришел за советом, стараться подтянуть человека на более высокую ступеньку. А вот язык богослужения модернизировать, я считаю, не надо. Современный язык вырождается, и процесс этот необратим – он будет только прогрессировать. Неужели Церкви придется постоянно подстраиваться под каждый новый жаргон, претендующий на норму? Церковнославянский язык неслучаен: в нем заложено все: и мистика, и красота, и те корни, которых нам сегодня так не хватает.

Священник Димитрий Карпенко,

заместитель главного редактора

молодежно-публицистического журнала "Новый ковчег", Белгород

Внутри и снаружи

■ Смотря что подразумевать под "современным Православием". Если говорить об использовании Церковью современных технологий – то это, по-моему, и обсуждать не стоит. Священники и православные миряне общаются сегодня в интернете и говорят современным языком, они не отвергают достижения технологического прогресса, да и не могут отвергать. Это все равно как если бы Святые Отцы Церкви отказывались бы использовать бумагу для записи своих поучений!

Скажу больше: мне кажется, что нет ничего страшного, если, при учете серьезной подготовки и благословения Церкви, когда-нибудь у нас появится богослужение на русском языке и будет выпущен новый перевод Писания, приближенный к современным языковым нормам. Здесь вопрос только в одаренности и талантливости переводчика, а принципиального запрета на это, конечно, нет.

Но наша вера при этом должна остаться той же, что была у апостолов и Святых Отцов. И это главное условие. То, что не касается сути вероучения, может меняться, но если мы забудем, в чем главный смысл церковного служения, отвергнем Бога или попытаемся как-то изменить свой взгляд на Него – наша вера перестанет быть христианством. Даже если внешняя атрибутика останется неизменной.

Священник Николай Емельянов,

заместитель декана богословского факультета ПСТГУ, Москва

Cвобода не ходить строем

■ Ответ на этот вопрос принципиальным образом зависит от понимания слова "современный".

У Льюиса есть замечательное наблюдение по поводу интерпретации этого понятия. Он пишет, что часто, когда девушка говорит, что она "хочет быть современной", это значит что она хочет быть "потаскухой и дурой". Это звучит несколько грубо, но, к сожалению, в ряде случаев именно такое определение остается актуальным. В этом смысле Православие всегда будет несовременным, поскольку всегда будет противостоять духу мира сего, жить отдельно от него и самостоятельно.

Православие не может "идти в ногу" со временем, потому что оно ведет к абсолютной свободе, а не к хождению строем. Но в то же время, Православие не может не быть современным в том смысле, что оно всегда актуально. Оно проникает во все формы жизни этого мира, не смешиваясь с ним, но преображая его. Оно должно давать и дает ответы на жизненно важные вопросы, которые каждая эпоха ставит по-новому и которые требуют новых и убедительных ответов.

Источник: Фома. Ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама