Как решить конфликты между музейщиками и церковными общинами?
Сохранение историко-культурных памятников государства очень актуальная проблема для современной Украины и тянется она еще с 20 30-х годов прошлого века, когда в Украине разрушили 15 тысяч храмов и уничтожили более 600 тысяч икон. К сожалению, в новейшей истории ситуация не изменилась: эксперты утверждают, что за последние годы с историко-культурной карты Украины исчезло 130 церквей, имевших историю в несколько сот лет. А недавняя новость о разрушении Нижних врат на въезде в Национальный Киево Печерский историко-культурный заповедник всколыхнула всю общественность...
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С УКАЗА
Представители 560 региональных музейных комплексов тоже переживают не лучшие времена: часто занимаются не прямыми обязанностями, а тем, что отвоевывают у местной власти помещения для музейных экспонатов и делят территорию с местными религиозными общинами. Найти выход из этой непростой ситуации, по мнению директора Черниговского исторического музея Сергея Лаевского, можно только путем компромисса между религиозной общиной и государством, в упорядочении которого находятся музейные учреждения.
– После введения несколько лет назад указа о преодолении последствий тоталитарного режима, ситуация с сохранением музейного наследия особенно заострилась, рассказал Сергей Лаевский. Этот указ, по сути, разрушил систему отношений между музеями и церквями. Немало музейных экспонатов и коллекций еще с советских времен остались в помещениях храмов, которые вместе с музеями принадлежат к историко-культурному наследию.
В соответствии с указом, музеи и их коллекции должны перейти в упорядочение государства путем выселения из церковных помещений. Поскольку новые помещения для музеев так и не были выделены местной властью, то между церквями и музеями началась борьба за территорию. При этом никто не учитывает того, что все памятники историко-культурного и религиозного наследия, прежде всего церковные, старинные, были спасены именно благодаря усилиям музейных работников.
Как рассказал господин Лаевский, из-за этой конфликтной ситуации Черниговский исторический музей потерял свою коллекцию, хранившуюся в церкви Святой великомученицы Екатерины (в состав коллекции входит 260 экспонатов и 72 изделия народных мастеров Черниговщины). В соответствии с распоряжением городской власти, церковь, ранее входившая в Черниговский исторический музей, была передана Украинской православной церкви (УПЦ) Киевского Патриархата. Новое помещение музей так и не получил. Представители УПЦ сейчас не впускают музейщиков в храм и не возвращают назад коллекцию, которая находится в одном из церковных помещений. По словам директора музея, среди особенно ценных экспонатов музейной коллекции изделия из ткани ХVII века, вышитая одежда казацкой старшины, самый давний рушник Черниговщины, датированный 1846 годом, вышитая плахта, керамика известных черниговских мастеров, фотографии конца ХVIII века и много других ценных вещей. В целом стоимость коллекции составляет несколько миллионов гривен.
На данный момент ни одно судейское решение не сдвинуло дело с места не подтвердило и не опровергло пребывание музейной коллекции внутри церкви. Пока музейщики ищут ответчика, экспонаты коллекции уже дольше года находятся в непригодных для хранения условиях. По словам Сергея Лаевского, в помещении, где сейчас находятся экспонаты, влажность воздуха превышает норму, что может оставить негативный след на ценных экспонатах. Спасти их работники музея не могут не только из-за отсутствия решения суда. Их просто не пускают на территорию церкви работники милиции, стоящие здесь на страже.
УНИЧТОЖЕНИЕ ПУТЕМ... РЕСТАВРАЦИИ
Случай с Черниговским историческим музеем не единственный в Украине. Похожая судьба постигла Национальный историко-этнографический заповедник "Переяслав". Работники заповедника отстояли Михайловскую церковь (памятник ХVII века), которая должна перейти в пользование религиозной общины города...
Духовенству не удалось разыграть черниговский сценарий с нашим заповедником, рассказал директор заповедника "Переяслав" Михаил Сикорский. Во-первых, мы просто не пустили представителей духовенства на нашу территорию, во-вторых, Министерство культуры прореагировало на наши обращения, издав приказ о том, что руководство музея и представители религиозной конфессии должны заключить договор об совместном постоянном бесплатном пользовании Михайловским храмом.
Поскольку договор до сих пор не подписан, работники заповедника пытаются найти иной выход из ситуации, чтобы оставить храм в своем пользовании. В поисках спасительного выхода находятся и работники Белоцерковского историко краеведческого музея. Им угрожают сносом музейного помещения, чтобы построить на этом месте новый храм.
Оказывается, что разрушить исторический памятник можно не только при помощи бульдозера или другой техники, а под предлогом реставрации. Как рассказала главный художник-реставратор корпорации "Укрреставрация" Инна Дорофиенко, духовные работники Киево Печерской лавры обещают быстро реставрировать церковь Преображения Спаса на Берестовом, не имея для этой работы квалифицированных реставраторов. По словам госпожи Дорофиенко, это приведет к полному уничтожению церкви как исторического памятника.
По мнению главного реставратора страны, уничтожение памятников путем неквалифицированной реставрации может стать закономерностью, поскольку число специалистов в этой сфере ежегодно уменьшается. Сегодня в Украине нет реставраторов металлических изделий, деревянных предметов и зданий, художников станковой иконописи и тому подобное. Никто уже и не помнит, что именно эти люди сделали известными всему миру Софию Киевскую, Киево-Печерскую лавру, Кирилловскую церковь и много других памятников истории и культуры, среди которых немало занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
МУЗЕЙ КАК ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ
Сейчас музейные работники подготовили обращение к местным и региональным органам власти и руководству религиозных конфессий, в котором призывают сесть за стол переговоров, чтобы определить перечень объектов историко-культурного наследия, которые нельзя передавать религиозным конфессиям. Все памятники, по словам директора Государственного музея украинского народно-декоративного искусства Адрианы Вялец, должны быть в распоряжении государства, отвечающего за их сохранение.
Музей это озоновый слой, хранящий культуру всего народа, отметила Адриана Вялец. По количеству музеев Украина занимает одно из последних мест в мире. Поэтому наша задача состоит не только в сохранении существующих памятников, но и в приумножении их количества. Теперь это практически невозможно из-за отсутствия надлежащих условий и соответствующих органов. Еще в 2000 году при Министерстве культуры была создана Государственная служба охраны памятников истории и культуры. Сегодня ее отделения работают лишь в пяти регионах страны. При таких обстоятельствах нельзя говорить о духовном возрождении нации, которое ныне имеет более религиозную окраску, нежели светское.
Как считает председатель Всеукраинской ассоциации музеев Украины Сергей Кролевец, конфликт между религиозными конфессиями и музейными учреждениями не должен приобретать особенно острые черты. Прекратить его можно очень просто: во время выселения музеев из церковных помещений предоставлять им в пользование другое здание, уже существующее или новопостроенное.
Источник: День