Вокруг ПКиО "Таганский" сложилась патовая ситуация: городу приходится выбирать между физкультурой и Церковью
Парадные многоэтажные дома на Таганской и Марксистской улицах ограничивают собой довольно обширное пространство, в центре которого находятся два любопытных объекта. Один из них Покровский женский монастырь, в 1996 году возвращенный Церкви, другой Парк культуры и отдыха "Таганский". Покровский монастырь регулярно посещают паломники, желающие поклониться в числе прочих мощам причисленной к лику святых старицы Матроны, а в парк ходят десятки тысяч жителей окрестных районов. Дело в том, что ПКиО "Таганский" единственный общедоступный спортивный центр на огромной территории от Устьинского моста до Текстильщиков. Хорошее футбольное поле, теннисные корты, танцевальные залы... Но мира между соседями нет: монастырь с момента своего воссоздания претендует на территорию парка. Бессменная настоятельница игуменья Феофания, добиваясь присоединения к монастырю территории парка, имеет на это довольно серьезные основания. Парк культуры окружен характерной краснокирпичной стеной в 1934 году он был образован на месте закрытого в 1920-е годы монастыря. Иными словами, дореволюционная территория обители включала в себя и те 7 гектаров земли, на которых ныне располагается ПКиО. Причем там, где сейчас находятся спортивные сооружения, когда-то было монастырское кладбище. Кстати, довольно известное в Москве: среди захороненных на нем в XIX веке были знаменитые люди, например, купцы Морозовы. В начале 30-х захоронения перенесли на Калитниковское кладбище, где тот же склеп Морозовых можно увидеть и сейчас. Трудно, однако, утверждать, что ни одной кости в земле парка не осталось. "Под одними захоронениями могли быть другие, более древние", поясняет заместитель директора ПКиО "Таганский" Александр Дзиов. Именно этот аргумент существование в прошлом на этой земле кладбища является, по мнению настоятельницы монастыря, решающим. Судя по всему, игуменью Феофанию поддерживает и патриарх: Алексий II неоднократно обращался к правительству Москвы с просьбой возвратить Церкви бывшую территорию монастырского некрополя. Известны и планы Феофании: на месте парка культуры предполагается организовать сиротский приют. Игуменья высказывалась и более резко играющие дети и развлекающаяся молодежь, по ее словам, плохое соседство для обители, а на кладбищенской земле и вовсе неуместны. Московские власти вот уже много лет держат в данном вопросе нейтралитет. Причина очевидна: ссориться с Церковью неприлично, но заменить ПКиО "Таганский" нечем. Как уже было сказано, этот парк отличается от остальных парков культуры и отдыха своей спортивной спецификой. Сюда ходят не есть шашлыки, а укреплять здоровье. Для людей, живущих поблизости, этот парк самое удобное место для прогулок с колясками. Здесь довольно обширная зеленая зона, отгороженная от городских магистралей внушительной стеной ; а для того чтобы попасть в парк, не нужно преодолевать лестницы и им подобные преграды. Здесь запрещен выгул собак, а охрана исправно выгоняет "употребляющих" на скамейках субъектов. Дети постарше лихо бегают по дорожкам и катаются на самокатах, зимой режут лед на катке. В ПКиО действуют многочисленные спортивные секции, вплоть до пейнтбольных, проводятся физкультурные праздники вроде "Фестиваля бега на Таганке". Для старшего поколения традиционные парковые забавы вроде домино и (увы, все реже и реже) "пятачков" с танцами под аккордеон. При этом в районе Таганский действительно совершенно отсутствуют свободные площади и зеленые зоны, куда можно было бы переместить спортивные сооружения. Детский парк им. Прямикова, когда-то образцовый для всего Союза, слишком мал, да к тому же там строится бассейн, который сделает оставшееся пространство совсем крохотным. А на территории бывшего монастырского некрополя спортивный центр размещается почти идеально; недавняя экологическая экспертиза, по словам Александра Дзиова, показала, что в парке можно заниматься физкультурой, не опасаясь воздействия на организм выхлопных газов и других неблагоприятных факторов. Для центра Москвы это великолепный результат вряд ли на какой-либо другой площадке, даже если ее и удастся расчистить, окажется столь благоприятный фон.
Периодически обычно это происходит после высказываний патриарха о необходимости возвращения монастырю парковой территории у посетителей ПКиО возникают серьезные опасения. Представить себе, что "Таганский" становится частью обители и закрывается для свободного посещения, весьма просто куда сложнее придумать, куда в этом случае ходить гулять и заниматься спортом. Тем самым, кстати, массовым спортом, которого нашей стране так не хватает для воспитания чемпионов и, самое главное, увеличения средней продолжительности жизни населения. Но конфликт между монастырем и парком настолько вялотекущий, продолжается столько лет, что посетители уже устали волноваться. "Об этом говорят лет восемь, замечает Людмила Алексеевна, пожилая женщина, регулярно бывающая в "Таганском", дай бог, на мой век парка хватит". Более молодые посетители в основном это родители с детьми тоже не проявляют сильных эмоций: "Жалко будет, да, но, может, хоть ваша газета поможет". Есть немало и сторонников позиции монастыря: достаточно заглянуть на православные интернет-форумы.Пляски на костях" вполне стандартное тамошнее определение для происходящего в ПКиО; очевидно, наиболее рьяные критики существующей ситуации обманываются стандартным названием и полагают, что тех, кто приходит в парк, привлекают туда главным образом пиво и танцы. Это, увы, справедливо для большинства малых парков культуры и отдыха, но именно "Таганский" является отрадным исключением.
У дискуссии вокруг ПКиО "Таганский" есть любопытная особенность если игуменья Феофания и ее сторонники предъявляют аргументы исторические, то их противники говорят о настоящем и будущем. За каждой "партией", безусловно, своя правда, однако сейчас Москва решает весьма важный вопрос: имеет прошлое приоритет над будущим или наоборот. При этом стоит учесть, что прошлое в качестве ориентира совсем не гарантирует стабильности. Достаточно вспомнить "книжную справу" патриарха Никона, которая начиналась как восстановление поврежденных перепиской богослужебных текстов, а закончилась грандиозным расколом. Безусловно, закрытие монастыря и разрушение кладбища в 1920-1930-х годах было серьезной ошибкой, даже преступлением. Но это, думается, все же не означает, что сейчас Москва должна лишить тысячи своих жителей хорошо работающего спортивного центра и одного из немногих в центре города "зеленых пятен".
Источник: Московские новости