ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христиане с тюркскими корнями

Ян Гордеев :: 30 октября 2007

В казанском православном приходе служба ведется на татарском языке

Тихвинская церковь в Старотатарской слободе Казани ничем не отличается от тысяч других русских православных церквей. Построенная в XVIII веке во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, одной из главных святынь Казани, в советские годы она пребывала в полном запустении и тихо разрушалась. Десять лет назад Тихвинская церковь была возвращена верующим, в храме возобновились богослужения. Побывав здесь впервые, невольно останавливаешься от удивления – служба ведется на татарском языке. Еще большее удивление вызывает икона Тихвинской Божьей Матери с младенцем Иисусом – лица Богоматери и Спасителя изображены с мягкими тюркскими чертами, так хорошо знакомыми каждому жителю Татарстана.

Иван Грозный тут ни при чем

Сегодня Тихвинская церковь – духовный центр республиканской общины кряшен – татар, исповедующих православие. "Крещеные татары – субконфессиональная группа поволжско-приуральских татар, – сообщает Татарский энциклопедический словарь. – Формировались в процессе христианизации тюркских народов Поволжья и Приуралья в XVI-XVII веках. После ослабления политики христианизации часть крещеных татар отпала в ислам".

"Татары – термин внеэтнический, – утверждает отец Павел, пастырь кряшенского прихода и настоятель Тихвинской церкви, – современные татары появились в результате омусульманивания тюркских поволжских племен – и чуваши, и мордва, и даже некоторые русские принимали ислам. Кряшены же не причисляют себя к татарам, хотя у тех и других общие тюркские корни. Вопрос, когда же кряшены приняли христианство, до сих пор дискутируется. Одно можно сказать с уверенностью, кряшены – это не потомки тех насильно крещенных татар, которых обращали в православие после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году. Те татары, крещенные силой, при первой же возможности уходили в ислам, не дожидаясь так называемого ослабления политики христианизации".

Нет такой народности?

Казанскому православному приходу кряшен почти 140 лет. В 1869 году митрополит Макарий Невский отправил службу для кряшен в Казани и стал их первым священнослужителем. С тех пор кряшены находятся в лоне Русской Православной Церкви. Революция 1917 года остановила развитие кряшенских приходов, и большую работу пришлось доделывать уже в наши дни. Самая основная – это перевод канонических и богослужебных книг на татарский язык. Хотя существует проблема наименования языка, на котором разговаривают кряшены. Язык называют и татарским, и крещено-татарским, и кряшенским, и даже церковно-кряшенским. Также язык нередко определяется как диалект татарского языка, и многие кряшены склонны именно к этому определению. Вопрос о языке – яркое свидетельство общей проблемы этнической самоидентификации кряшен, которые оставляют все-таки границу между собой и татарами.

Несмотря на то что кряшены внесены в перечень народов Татарстана как субконфессиональная группа татарского народа, официальный статус кряшен никак не закреплен и формально такой народности в Татарстане не существует. Во время Всероссийской переписи населения в 2002 году в республике развернулась мощная пропагандистская кампания, призванная оказать давление на кряшен – дескать, такой национальности вовсе не существует – и всячески препятствовать желанию кряшен указывать свою национальную принадлежность. В результате почти все кряшены были записаны татарами. Например, в одном только Кайбицком районе, где несколько десятков кряшенских деревень, пропала целая группа малькеевских кряшен. По переписи кряшенами в этом районе были записаны всего пять человек. Официальные результаты переписи населения выявили кряшен в количестве 24,8 тыс. чел. Однако всерьез эту цифру никто не воспринимает. Если она и отражает что-то, то только дикую ревность и упорное нежелание местной власти признавать кряшенскую народность.

Последние достоверные данные по количеству кряшен приводит перепись 1926 года, тогда их было 120 тысяч. Это был последний раз, когда кряшены выделялись отдельной строкой. Сегодня кряшен, по их приблизительным оценкам, где-то 200 тысяч.

Не услышанные властью

В Татарстане существует пять официально зарегистрированных организаций кряшен на республиканском и городском уровнях. В Казани действует общественная организация народности кряшен и национально-культурный центр кряшен Татарстана. В 2002 году активисты пробились к президенту республики Минтимеру Шаймиеву и поведали ему о своих проблемах. Шаймиев пообещал посодействовать в передаче общине бывшего здания церковно-приходской школы Тихвинской церкви, но только спустя пять лет – в 2007 году – городские власти оформили все необходимые документы на это запущенное здание. "Сегодня кряшены нужны только самим себе – татары нас не принимают, русские относятся с полным безразличием, – говорит Людмила Белоусова, член правления национально-культурного центра кряшен Татарстана. – Очень радует, что кряшены, особенно молодежь, перестали бояться и стесняться своего происхождения. Как это было раньше, когда на тебя могли показывать пальцем или издеваться из-за того, что ты кряшен. Это внушает оптимизм. У нас много молодежи. И если на Пасху в Тихвинской церкви яблоку негде упасть – это о многом говорит".

"Молодежи действительно много, – вторит ей Диана Степанова, курирующая кряшенское молодежное крыло. – Но у нас даже нет места, где бы мы могли собраться".

Отношение татар-мусульман к кряшенам, по мнению специалистов, напоминает что-то вроде враждебного нейтралитета. В татарском языке, кстати, слово "крещеный татарин" считается ругательным. Сами кряшены о себе так – "крещеный татарин" – никогда не скажут. Вообще, определение "крещеный татарин" относится к тому, кто перешел из ислама в православие, но такое случается крайне редко. Поэтому между татарами и мусульманской общиной и православной общиной кряшен нет религиозных конфликтов. Ни те, ни другие не занимаются вербовкой адептов.

"Мы часть РПЦ, только в наш приход входят те, кто давно стал православным, чьи семьи исповедуют христианство уже много сотен лет. В нашей среде практически нет тех, кто из ислама перешел в православие", – говорит отец Павел.

"У нас с татарами общие тюркские корни, однако по менталитету мы абсолютно разные, и это позволяет нам говорить, что мы отдельный народ, – говорит кряшенка, профессор Татьяна Дунаева. – Но власть – и местная, и российская – предпочитает не слышать о наших правах. Наша апелляция к российской власти встречает лишь непонимание, на официальном уровне нас никто не слышит".

Тем не менее кряшены налаживают диалог с властью. Сейчас при поддержке Министерства культуры в республике создается кряшенский фольклорный ансамбль, а в Академии наук Татарстана – отдел по кряшеноведению.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама