Приближающийся День народного единства не мог остаться без внимания Русской православной церкви, которая приурочила к этому еще не укоренившемуся в сознании россиян празднику целую серию "церковно-общественных мероприятий". С 1 по 4 ноября под эгидой Московского патриархата пройдет форум "Русь православная", который по традиции откроет патриарх Алексий II. По замыслу устроителей, помимо иерархов РПЦ и Зарубежной церкви в общественных слушаниях и дискуссиях примут участие и первые лица политических партий сообщается, что приглашения переданы вице-спикеру Госдумы от "Единой России" Любови Слиске, главе КПРФ Геннадию Зюганову и лидеру "Яблока" Григорию Явлинскому. Отношениям церкви и государства была посвящена и предваряющая форум пресс-конференция, в которой участвовали глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и замруководителя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. Иерархи не скрывали, что их не все устраивает в отношении светской и церковной власти. Так, РПЦ весьма беспокоит находящийся сейчас на рассмотрении депутатов Госдумы законопроект об изменениях структуры государственного стандарта образования. Церковь опасается, что в случае принятия закона из регионального образовательного компонента исчезнет курс "Основы православной культуры". "В самом деле, нельзя принимать законы, которые противоречат настроениям и убеждениям большинства людей, настаивал владыка Кирилл. Это очень опасная практика". Впрочем, руководство РПЦ надеется, что церкви удастся повлиять на мнение законодателей, тем более что, по словам главы ОВЦС, "закон встретил в Думе сильную оппозицию". По просьбе корреспондента "Времени новостей", владыка Кирилл ответил на несколько наших вопросов.
Как вы оцениваете состояние отношений государства и церкви?
Я лично удовлетворен нынешним уровнем взаимодействия, но глубоко убежден в том, что мы находимся в самом начале пути. В таких областях, как образование, культура, воспитание молодежи, борьба с общественными пороками, нам предстоит очень многое сделать. Недаром и открывающаяся 1 ноября выставка задумывалась как церковно-общественное мероприятие с участием государственных структур, чтобы показать, что и сегодня очень многое делается.
Если принять за точку отсчета советский период, то, конечно, 2007 год представляется колоссальным прорывом. Но для меня существует другая точка отсчета 1917 год. Если мы будем сравнивать то, что видим сейчас, с тем, что мы имели до нашей национальной катастрофы, то никакого особого прогресса нет.
Перечисляя вызовы, угрожающие сейчас церкви, вы упомянули опасность маргинализации ее роли. Но ведь сейчас чаще говорят об обратном об опасности клерикализации общества.
Может, кому-то это покажется странным, что сегодня мы говорим о попытках маргинализовать церковь, но эти попытки существуют, и поговорить на эту тему очень важно. Определенные силы пугает степень сотрудничества, диалога между церковью и государством. Некоторые СМИ и группы влияния пугают нашу власть, заявляя ей, что она слишком далеко зашла в диалоге с Русской православной церковью. "Клерикализация" это политизированная мифологема.
Безусловно, мнение, которое было высказано в "письме десяти академиков", имеет право на существование. Но нужно ясно определить точку отсчета для авторов письма таким мерилом церковной жизни является советская реальность. Но что такое советская реальность? Это тысячи разрушенных храмов и монастырей, это геноцид против верующего народа, полное подавление всякой религиозной мысли. Повторяю, мы сейчас находимся в самом начале пути, но если начало пути вызывает такую болезненную реакцию, то какова будет реакция на дальнейшее естественное развитие РПЦ? Меньше всего мне хотелось бы, чтобы возникали какие-то образы врагов в виде тех же представителей РАН. Я убежден в том, что они заблуждаются.
Но те, кто говорит о клерикализации, утверждают, что церковь угрожает светскому характеру государства.
Наша позиция базируется на Конституции и на законодательстве, существующем в России. Наша страна светская.
Но необходимо ясно понимать, что существует два подхода к участию верующего человека в жизни общества. Один подход предполагает ограничение роли церкви сугубо личной и семейной жизнью оправлением треб и богослужением. Ничего нового в этом нет так было и в советское время, когда закон жестко ограничивал любую деятельность, кроме культовой. И это сохранилось в сознании людей, которые говорят о том, что церковь не должна присутствовать в общественной сфере. Нам говорят: "Ваше дело богослужение. Какое право вы имеете оценивать политическую ситуацию в стране? По какому праву вы позволяете себе комментировать экономическое положение в стране?" Именно такую реакцию мы видели после последнего Русского народного собора, когда мы заговорили о чудовищных диспропорциях между богатыми и бедными.
Другой взгляд евангельский, который исходит из слова Божьего, апостольской традиции церкви и святоотеческого предания, предполагает, что верующий человек не может ограничить религиозную мотивацию только рамками личной или семейной жизни. Христианский ответственный подход к труду, к отношению к другим людям, к природе вот то, что должно прививать. Но как в условиях этой внутренней секуляризации, которая поощряется определенными политическими силами и СМИ, как можно реально изменить жизнь нашей страны? Нас пытаются загнать в гетто, в том числе и усилиями уважаемых академиков. Ответственно, как архиерей, обязанный отражать апостольское предание, обращаясь к обществу, говорю: все, что имеет отношение к реальности, имеет отношение к церкви.
31.10.2007
Источник: Время новостей