ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как соблюсти Закон в колонии?

В тюрьме еврей понимает, что пропадет без связи с общиной, считает раввин Аарон Гуревич

Станислав Минин :: 07 ноября 2007

Помощью заключенным в той или иной мере занимается большинство крупных религиозных организаций в России. В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) эта работа – прерогатива Отдела по взаимодействию с силовыми структурами и МЧС. Корреспондент "НГР" побеседовал с главой отдела раввином Аароном Гуревичем.

– Господин Гуревич, в прошлом году мы говорили с вами о той работе, которую ваш отдел проводит в армии и на флоте. Но в этом году у вас появилась новая нагрузка – работа с заключенными...

– ФЕОР занимается работой с евреями-заключенными уже больше трех лет, однако лишь с весны текущего года эту деятельность курирует мой отдел. Раньше работа сводилась к рассылке кошерной пищи к еврейским праздникам, страхованию от несчастных случаев и переписке с заключенными. Когда эта деятельность была перепоручена моему отделу, я сделал акцент именно на интенсивности переписки и максимальном внимании к проблемам.

По нашим данным, в российских тюрьмах на настоящий момент находится порядка тысячи людей еврейской национальности, хотя Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) весной информировала нас, что их всего 248 человек. Впрочем, для относительно небольшой еврейской общины России даже цифра в 248 человек довольно весома. Причем речь идет не только об осужденных по экономическим статьям – среди евреев-заключенных есть, к сожалению, и убийцы, и торговцы наркотиками. Сегодня мы ведем активную переписку уже с 360 евреями в местах лишения свободы.

Мы пытаемся координировать работу раввинов на местах и обеспечиваем их базами данных о заключенных евреях. Также работаем над тем, чтобы наши подопечные более регулярно обеспечивались медикаментами, одеждой и всем необходимым, вплоть до сигарет. В отделе также работает юрист, который оказывает заключенным и их родственникам правовую помощь. Он же составляет жалобы, если заключенного неправомерно удерживают в карцере, и прошения об условно-досрочном освобождении (УДО). Когда речь идет об УДО, заключенный подписывает определенные гарантии (обязуется посещать общинный центр или синагогу), наша религиозная организация дает за него поручительство, мы его "ведем", трудоустраиваем, помогаем в реабилитации и делаем все, чтобы он влился в общину.

– Проводились ли в последнее время какие-то конкретные акции по взаимодействию с ФСИН? Есть ли у вас соглашения о совместной работе?

– Мы предложили ФСИН помощь в комплектации библиотек и в июне передали московским СИЗО 1,5 тысячи книг – от Торы до художественной литературы еврейской тематики. Кроме того, совместно с другими еврейскими организациями мы приобрели 32 единицы пошивочного оборудования для 22-й исправительной колонии в Мордовии. Там "иностранная зона", в которой среди прочих отбывают срок израильтяне и евреи из других зарубежных стран. Этой зимой на одной из баз отдыха в Подмосковье мы будем проводить учебно-реабилитационный семинар для евреев, которые недавно вышли из мест лишения свободы.

На заключительной стадии регистрации в Минюсте находится Благотворительный фонд по реабилитации бывших заключенных-евреев. Мы также рассчитываем на подписание обновленного специального соглашения с ФСИН, документ сейчас находится на рассмотрении у руководителя Службы исполнения наказаний. Совместно с православными и мусульманами мы выступаем с инициативой, чтобы священнослужители на правовой основе вошли в штат ФСИН. Глава ФСИН Юрий Калинин еще в июне этого года заявил, что уже назрела необходимость ввести в штат тюремных священнослужителей с учетом их востребованности, но все, как всегда, уперлось в бюрократию. В штате службы – 360 тысяч человек, но для 100–200 столь необходимых и востребованных священнослужителей эта структура пока еще закрыта. Конечно, это вызывает удивление еще и потому, что в во всех странах той же Европы капелланское служение в тюрьмах – обычное явление.

– До сих пор вы говорили о вполне обыденных потребностях заключенных, но ведь в местах лишения свободы наверняка есть и религиозные евреи...

– Конечно, и они пытаются практиковать иудаизм в этих условиях. Например, они хотели бы выходить на работу в воскресенье вместо субботы. Кроме того, в некоторых ИК существует лимит – шесть посылок в год, а мы 3–4 раза в год присылаем им религиозную литературу. В итоге они не могут получить передачи из дома. Мне кажется, на религиозную литературу лимит распространяться не должен. Наконец, когда у заключенного еврея нет связи с раввином, он легко может оказаться под воздействием сектантов, которые очень активны в тюрьмах.

– Что конкретно нужно правоверному иудею, чтобы исполнять свой религиозный долг в тюрьме?

– Прежде всего – соблюдать субботу. Хорошо, когда есть возможность обратиться с соответствующим ходатайством к начальнику колонии и быть услышанным. Если начальник не идет еврею навстречу, то с еврея в какой-то мере снимается ответственность за неисполнение религиозного долга. И все равно он должен постараться максимально исполнить предписание относительно строгих законов соблюдения субботы.

Серьезные проблемы возникают с пищевыми ограничениями, с кашрутом. Ежегодные посылки, которые евреи получают к праздникам, не помогают им соблюсти Закон. Рацион в тюрьмах регламентирован, и в обычные дни евреям приходится питаться так же, как и остальным заключенным. Решение проблемы – опека со стороны местной общины. Централизованно это сделать нельзя.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в двух регионах РФ были попытки создания иудейских общин внутри колоний, люди с благодарностью принимали атрибутику и литературу, обращались к начальству колоний с просьбой выделить комнату для молитв. В то же время на местах случаются явные нарушения российского законодательства. Например, недавно мы получили письмо, в котором заключенный жаловался на то, что офицеры по режиму не дают ему молиться.

– Не начали ли заключенные-евреи осознавать свое еврейство лишь тогда, когда у них появилась перспектива взаимодействия с конкретной организацией, оказывающей им поддержку?

– Конечно! Евреи-заключенные понимают, что вне общины они растворятся, не смогут существовать. У них появляется возможность осознать, кто они, преодолеть негативный опыт оторванности от традиции. Они ищут ответы на массу вопросов, перестраивают свое отношение к различным вещам и явлениям, открывают для себя новый мир духовных ценностей. Мы помогаем осужденным за преступления средней тяжести добиваться досрочного освобождения – и они, утратив социально полезные связи, видят для себя перспективу трудоустройства, адаптации в общине.

Заключенные начинают интересоваться своей религиозной традицией, они задают нам вопросы, над которыми мы ломаем головы, обращаемся к другим раввинам, думаем, как ответить доступно, но в то же время максимально полно. Они не понимают значения слов на иврите, потому что не знают этого языка. Но при этом хотят разобраться в той системе координат, в которой находится правоверный иудей.

– Высок ли процент религиозных евреев среди ваших подопечных?

– Достаточно высок. Порядка 70% заключенных, с которыми мы ведем переписку, в надлежащих условиях будут соблюдать все предписания. Для иудаизма обучение Закону принципиально, без знаний невозможно быть религиозным евреем. И эти люди готовы учиться.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама