ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Смирение – основа служения

Дионисий Соколов, Александр Топчий :: 14 ноября 2007

Сегодня часто можно слышать о том, что служение – неотъемлемая часть жизни любого серьезного и целостного человека. А действительно, что такое служение? Только ли в храме можно служить Богу и людям? Как соотносятся военное и духовное служения, как они взаимосвязаны и переплетаются в современном мире? Об этом наш корреспондент беседует с Александром Александровичем Топчий, капитаном I ранга, начальником кафедры радиоэлектроники Балтийского военно-морского института им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, кандидатом технических наук, доцентом, алтарником Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда.

– Александр Александрович, расскажите немного о себе, о своем пути к Православной вере.

– Родился я в семье военнослужащего и всю жизнь прожил в Калининградской области. Крестили меня в раннем детстве на Украине. Практически все мои родственники были верующими людьми, а мамины отец и брат были пономарями в местном храме. Естественно, в детстве сознательно в храм я не ходил, меня изредка приводили, но мне запомнились атмосфера храма, запах ладана, свет свечей и загадочные лики икон. В более зрелом возрасте в храм я заходил редко, только на Украине, в отпуске и практически бездумно. В Калининграде же первый раз на богослужение я попал в 1993 году на отпевание моего тестя.

Спустя некоторое время возникло желание целенаправленно прийти в храм на богослужение. Сейчас мне трудно вспомнить, что же именно привело меня в церковь. Каких-либо потрясений у меня не происходило. Возможно, как и любого человека, к себе притягивало непознанное. Так, в свое время я увлекался различными восточными философиями, читал книги К. Кастанеды, Ш. Сатпрема, восхищался буддистскими монахами, пытался отдельные моменты воплотить на практике, медитировать. А может, сыграли роль детские воспоминания... Но скорее всего возникла серьезная душевная потребность, чего-то стало не хватать.

Я пошел в Свято-Никольский собор и понял, что посещение церкви необходимо для моей души. Позднее, практически сразу после открытия малого храма Христа Спасителя, стал прихожанином нашего собора. Когда я учился в Санкт-Петербурге в заочной аспирантуре, то посещал Александро-Невскую лавру. Меня очень поразила атмосфера Троицкого собора лавры, которая вызвала у меня слезы покаяния.

Позднее по благословению священноначалия я стал нести алтарное послушание в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, а затем поступил в Смоленскую духовную семинарию.

– Вы не понаслышке знакомы и со службой в Вооруженных силах, и со службой – точнее, несением послушания – в алтаре. Скажите, есть ли у них какие-либо общие черты, и если да, то какие?

– С моей точки зрения, и в Церкви, и, конечно, в армии существует строгая иерархическая структура и субординация. Конечно, и в любой светской организации также существуют отношения, выстроенные в вертикальной плоскости: существуют начальники и подчиненные, но вот сама природа взаимоотношений, на мой взгляд, несколько иная. В их основе достаточно часто лежат меркантильные интересы участников, которые противоречат самому понятию служения. Хотя к медработникам, учителям, к работникам искусства это отнести, наверное, нельзя.

Военная же служба учит человека содержанию слов "надо", "должен", "обязан". При этом без подавления своего "я" ни один вопрос не решишь. Это подтверждает мой собственный опыт.

В армейском тесном коллективе очень сложно представить, чтобы один человек что-то ел, а его сосед был голодным, чтобы один работал, а другой постоянно отлынивал. Одним словом, военная служба поневоле воспитывает в человеке христианские добродетели – послушание, терпение, смирение и если не любовь к людям, то хотя бы сочувствие, участие. Все сказанное в полной мере относится и к Церкви.

Еще одно связывает армию и Церковь: их прямое предназначение – служение людям. Церковь – это "корабль спасения". Спасение человеческих душ немыслимо вне Церкви. Любовь к Богу невозможна без любви к ближним, заботы о них. Священник призван прежде всего заботиться о своей пастве, он, если вдуматься, полководец, который должен вести ее к победе над врагом рода человеческого, вести к преображению и спасению души.

Армия так же призвана служить своему народу, защищать его, спасать во время опасности. Жертвенность – вот то, что нераздельно связывает армию и Церковь. С того момента, когда человек принимает присягу, он должен полностью посвятить себя на служение тем, кто нуждается в защите. Вот тут он и должен стремиться к тому, чтобы принести пользу именно всему Отечеству, всему народу, а не преследовать лишь свои личные интересы. Ценность такого служения еще более увеличивается, если оно совершается вне зависимости от каких-либо материальных расчетов и соображений. Хотя финансовый фактор, конечно, играет не последнюю роль.

– В контексте этого разговора: как Вы относитесь к переводу армии на контрактную основу? Не противоречит ли это принципу жертвенности, о котором Вы говорили в ответе на предыдущий вопрос?

– Вопрос, на мой взгляд, достаточно сложен. С одной стороны, необходимость срочной службы в армии очевидна. Именно она несет на себе важнейшие функции воспитания тех качеств, которые должны быть присущи молодому человеку независимо от того, выберет он для себя путь военнослужащего или найдет свое предназначение на другом поприще. Прежде всего, это умение подчиняться. Если человек не умеет выполнять определенные требования руководителей, не научился быть в подчинении у кого-либо, то он не сможет грамотно и толково руководить сам. Кроме того, служба в армии воспитывает в человеке важнейшее человеческое качество – смирение как противоположность гордыне. А эту христианскую добродетель так сложно сегодня увидеть не только в людях, но и в самом себе.

С другой стороны, защищать свою Родину надо уметь тоже профессионально. Уровень современной военной техники сегодня очень высок. И за тот короткий промежуток времени, который государство отводит молодым людям для службы, научиться грамотно эксплуатировать сложное вооружение практически нереально. Поэтому выход в такой ситуации – контрактная служба. Но в этом случае возникает другая проблема. Армия – это государственный институт, которому нужна, кроме всего прочего, идеология. Иначе армия будет недееспособна, поскольку такие понятия, как защита Родины и жертвенность, для молодых людей-военнослужащих будут пустым звуком. Такую ситуацию пришлось наблюдать несколько лет назад, когда к нам в институт поступали дети, отрочество которых пришлось на 90-годы. Некоторые из них практически смеялись, когда доводилось обращаться к таким словам, как "Родина", "патриотизм".

И вот в данной ситуации роль священника в армии, на мой взгляд, была бы немаловажной. Ведь через возвращение людей ко Христу, к примеру святых, которые жили на территории нашей страны, через демонстрацию примеров нравственного развития человека, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова и др., можно добиться положительных результатов в патриотическом воспитании. Здесь же немаловажен пример и героев Великой Отечественной войны. Как мне кажется, только через христианское воспитание можно добиться воспитания жертвенности в служении, "замешанной" на любви к людям. Ведь по своей сути основная масса молодых людей религиозна, так как избежала атеистического воспитания. Просто они духовно необразованны.

– Как влияет вера человека в Бога на службу в рядах Вооруженных сил?

– Так же, как и на все другие стороны его жизни. Если говорить только применительно к военной службе, то здесь вера формирует в человеке именно отношение к ней. Выше я высказывал свою точку зрения на мотивы ответственного служения. Человек, соизмеряющий свою жизнь с христианскими ценностями, выполняя свои обязанности, всегда апеллирует к заповедям Божьим. Он прислушивается к такому мерилу своих поступков, как совесть. И чем более религиозной жизнью человек живет, тем громче становится голос его совести. Правда, это не означает, что неверующий человек при выполнении своего долга не руководствуется этими ценностями. Я думаю, что если в сердце человека не живет Вера в Бога (именно так, с большой буквы), то ему гораздо сложнее удержаться от многих соблазнов, встречающихся в жизни, выдержать те испытания, которые ему приходится претерпевать и которые возникают на его пути и на пути его Отечества. Естественно, все сказанное особенно важно и для людей в погонах.

– Необходимо ли присутствие священника в армии? Какие проблемы это поможет решить?

– Частично на этот вопрос я уже ответил выше. Да, на мой взгляд, присутствие священника в армии необходимо.

После развала Советского Союза единый процесс воспитания гордости за свою страну, армию, флот был разрушен. Многие военно-политические учебные заведения, где учили, как именно нужно воспитывать военнослужащих и работать с ними, прекратили свое существование. Уровень военно-патриотического воспитания молодежи в школах, да и в целом в стране, особенно в период 1993-2000 годов, снизился практически до нуля. В современных Вооруженных силах на сегодняшний день наблюдается нехватка грамотных воспитателей личного состава.

С другой стороны, офицеры на службу прилетели не с другой планеты. Они росли, воспитывались в той же среде, которая окружает всех нас. Некоторым из них попросту не хватает педагогических навыков, жизненного опыта, духовной крепости на преодоление тех проблем, которые так часто встречаются в армейской и флотской службе. Поэтому присутствие духовного лица в Вооруженных силах может помочь предотвратить многие случаи пьянства, дедовщины, суицидов, помочь в формировании воинства в духе слов евангелиста Иоанна Богослова: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15:13).

Кроме того, согласно статистическим данным, значительно больше половины личного состава Российской армии признают себя православными (около 70 %). Обстоятельства же службы таковы, что редко удается посетить храм, поговорить со священником. И лишать человека его конституционного права реализовать "свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию... свободно выбирать, иметь и распространять религиозные... убеждения и действовать в соответствии с ними" никто не имеет права

Источник: Спас

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама