Назначение нового католического главы Паоло Пецци на московскую кафедру во многих вселило оптимизм по поводу взаимоотношений РПЦ и РКЦ. Но ненадолго О потеплении отношений между католиками и православными за последние несколько лет сказано немало, благо поводов было достаточно: приход практичного немца на смену поляку-русофобу, встреча Путина с обоими папами, дружеские послания Алексия II во Франции. И вот теперь новый повод назначение итальянского архиепископа на смену опять-таки поляку Кондрусевичу. На первой службе нового главы российских католиков присутствовали многие представители Православной церкви. Однако любезные приветствия не скрасят вороха разногласий, которых с годами не убавилось. Один из самых главных вопрос о прозелитизме. Как видим, по этой части Пецци придерживается того же расплывчатого мнения, что и его предшественник. Вот что он заявил "Интерфаксу": "Миссия это свидетельство о евангельских ценностях. И прозелитизм начинается там, где заканчивается подлинная миссия". Стандартное "католическое определение", постоянно критикуемое в РПЦ. Православные не оспаривают значение слова "миссия", однако на "неканонической территории" она должна быть адекватной, по крайней мере в масштабах. На вопросы французских журналистов во время визита в Париж в начале октября Алексий II отвечал категорично: ничего против встречи с папой он не имеет, однако не хочет, чтобы диалог стал протокольным. По поводу прозелитизма у первоиерарха РПЦ мнение неизменно: "В 1990-е руководство Католической церкви объявило постмарксистскую Россию духовной пустыней и своей миссионерской территорией. Мы не можем с этим согласиться. Свет христианства был принесен в Россию более тысячи лет назад Православной церковью. В результате атеистической борьбы, террора против Церкви в ХХ веке в России были десятки тысяч православных мучеников. Сегодня, когда стало возможно духовное возрождение, неприлично осуществлять на нашей территории параллельную деятельность по обращению в католицизм. Десятки тысяч католиков занимаются миссионерской работой с нашим народом, который считает это прозелитизмом". И с этим связана еще большая проблема, по поводу которой разводят руками в самом Ватикане, униаты. Святой престол просто не контролирует ситуацию на Украине, где униатам давно уже не указ никто, кроме них самих. Это с сожалением, пусть и неофициально, признают в Ватикане, это прекрасно понимают и в Москве. Но при этом "украинскую проблему" в РПЦ называют центральным препятствием для нормализации отношений с католиками. В этом смысле, кого бы ни назначил на Московскую кафедру Бенедикт XVI, это совершенно не повлияет на решение "украинского вопроса". Впрочем, заслугой архиепископа Кондрусевича было то, что при нем униаты не слишком вольготно чувствовали себя в самой России. Что будет при Пецци покажет время. Официальные представители двух Церквей выражаются более дипломатично. Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) выразил надежду на то, что Пецци будет "содействовать преодолению тех трудностей, которые существуют между Церквями". По словам иерарха РПЦ, во время прощальной встречи они с Кондрусевичем "нелицеприятно" поговорили о прошлом, "потому что были проблемы". Митрополит Кирилл считает, что во взаимоотношениях двух Церквей "суровые заморозки" сменились "оттепелью": католики и православные понимают, что на международной арене им необходимо выступать единым фронтом и отстаивать общие идеи и интересы. Представитель Русской православной церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион тоже высказался о контактах РПЦ и Ватикана в довольно оптимистичном духе. По его мнению, с приходом Бенедикта XVI наметились определенные позитивные сдвиги. Один из показателей налаженный механизм регулярных консультаций и работа двусторонней комиссии. Высокопоставленные представители Католической церкви соглашаются комментировать межконфессиональные отношения только при условии полной анонимности: "Мы за улучшение отношений и диалог, но посудите сами: всякий раз, когда мы протягиваем руку патриарху, она повисает в воздухе. Сейчас преждевременно говорить о переменах в отношениях: если процесс и движется вперед, то очень маленькими шажками. При этом вполне может оказаться, что шанс, упущенный во времена правления Иоанна Павла II, искренне стремившегося в Россию, сейчас будет использован. Но только если позиция иерархов Православной церкви претерпит определенные изменения и не будет столь жесткой в диалоге с представителями Святого престола, искренне стремящимися к позитивным переменам в отношениях. При этом не следует забывать, что нынешний период отношений между двумя Церквями, двумя сестрами Христовыми, наихудший за последнее десятилетие". Пессимисты с православной стороны утверждают, что, скорее всего, со временем разногласия церквей только усугубятся. Явное нежелание католиков прекращать свой натиск на Восток, их безусловная поддержка со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов и твердая позиция РПЦ в соблюдении всех канонов православия не позволят в ближайшие 30-40 лет говорить о сколько-нибудь продуктивном диалоге. Часть сторонников такого мнения вообще против потепления отношений. Якобы возможное примирение православных и католиков это исполнение пророчества, которое предвещает последние времена. И называются несколько сценариев событий "окончания холодной войны" между двумя конфессиями: либо православные автокефалии в административном составе Римско-католической церкви, либо латинская церковь в качестве одной из поместных церквей, либо всемирный союз церквей, возглавляемый, скорее всего, папой.
Источник: Невское время