ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Революция духа

Семнадцатый год в судьбах отечественного протестантизма

Владимир Попов :: 21 ноября 2007

"Нет, это не сон! Великая Россия действительно стряхнула с себя бремя векового засилья самодержавия. Рухнуло здание угнетения души и духа, порвались цепи злых темных сил. Долги и мучительны были страдания лучших сынов России, борцов за свободу совести, попранного права и справедливости". Так начиналась передовица баптистского журнала "Слово Истины", вышедшего вослед событиям Февральской революции 1917 года.

В адрес министров Временного правительства сразу же хлынул поток ходатайств от руководителей протестантских общин. Духовные лидеры настоятельно просили открыть молитвенные дома, отменить цензуру печати, прекратить судебные преследования верующих, освободить заключенных и сосланных за веру.

Мартовская оттепель

Известно, что с началом Первой мировой войны в России резко поднялась волна антинемецкой истерии. В лице русских протестантов черносотенным кругам мерещились германские шпионы и заклятые еретики. Примерно за три года до февральских событий власти наложили запрет на посещение евангельских собраний солдатам, офицерам, чиновникам. Особыми распоряжениями были закрыты Библейские курсы, периодические протестантские издания, отменены собрания во многих молитвенных домах, начаты судебные процессы. Сотни протестантов, как и в эпоху Победоносцева, вновь оказались в тюрьмах и ссылках.

Изнурительная война с Германией, брожение в армии, бесхлебье, непрерывные стачки и забастовки привели к тому, что царь Николай II отрекся от престола. Вскоре, 2 марта 1917 года, Временное правительство обнародовало Манифест. Этот документ провозглашал свободу слова, печати, союзов, собраний, отмену всех сословных, национальных и вероисповедных ограничений. Новая власть объявила также полную и немедленную амнистию всем политическим и религиозным заключенным.

В среде протестантов царило всеобщее ликование и оживление. Активные христиане, только что возвратившиеся из застенков, еще со следами кандалов на руках, сразу же окунулись в кипучую духовную деятельность. Повсеместно возникали различные миссии, юношеские, солдатские, женские духовные кружки и собрания. Часто прямо под открытым небом устраивались грандиозные религиозные митинги, уличные шествия с духовыми оркестрами. Благо, что на проведение подобных акций не нужно было даже посылать никаких уведомлений в органы власти. Огромные залы Тенишевского училища в Петрограде, Большая аудитория Политехнического музея в Москве почти ежедневно оглашались зажигательными проповедями и пением духовных гимнов.

Но не только громогласные проповеди звучали в общественных местах. Служители евангельских церквей выступали с лекциями, программными заявлениями духовно-социального характера. "Принципы баптистов", "Политические требования баптистов", "Отделение Церкви от государства" – вот круг тем, чрезвычайно актуальных для той эпохи, который освещали баптистские проповедники. "Церковь – учреждение чисто духовное, предназначенное для спасения душ, а задача государства заключается в охране имущества, жизни и земного благополучия его граждан. При союзе Церкви с государством не может быть настоящей свободы совести. Ибо если одно верование получает привилегии, то другие унижаются, равноправие отсутствует и является соблазн ради земных благ притворно исповедовать предписываемую веру", – разъяснял позицию российских протестантов баптистский пресвитер Василий Павлов, выступая в Политехническом музее, в апреле 1917 года.

Протестанты идут в политику

Новые проекты расширения духовной деятельности бурно обсуждались весной на церковных съездах. Баптисты и евангельские христиане назвали свои съезды "свободными", подчеркивая, что на них нет полиции и собираются они без какого-либо внешнего давления или ограничений. На майском съезде лидер российских протестантов Иван Проханов познакомил делегатов с планом образования Христианско-демократической партии "Воскресение". Программа данной партии была направлена на то, чтобы содействовать внедрению в общественную и церковную жизнь демократических начал, вытекающих из идеалов Евангелия. Содержание программы во многом совпадало с "Политическими требованиями баптистов", изложенными баптистским проповедником Павлом Павловым (сыном Василия Павлова).

Учреждение республики, свобода совести и свобода проповеди для всех религиозных общин, полное отделение Церкви от государства, государственная регистрация брака, право юридического лица для религиозных организаций – данные положения присутствовали в обоих документах. Но прохановский вариант и подход намного шире охватывали социальную сферу и предполагали более основательное переустройство церковной жизни. В программе Проханова упоминалось установление восьмичасового рабочего дня, выплата достойных государственных пенсий гражданам, образование территориальных субъектов в виде "Соединенных Штатов Республики", создание "Всемирного Союза Государств".

Что касается церковных преобразований, то у Проханова были далеко идущие реформаторские планы. Он предлагал упростить иерархические структуры Церкви, установить свободное избрание ее служителей путем голосования, обеспечить максимальное участие верующих в богослужении, использовать на богослужении понятный язык.

В среде верующих, естественно, отношение к партии и к ее программе было неоднозначным. После бурных дебатов делегаты приняли решение: "Съезд находит нежелательным, чтобы общины были увлечены политикой, но, с другой стороны, съезд приветствует образование партии как частное начинание некоторых членов союза, поставивших своей целью всемерное устройство государственной жизни в соответствии с высокими идеалами. Участие в партии есть личное дело совести каждого". Партий в то время, как известно, было много. Но ни одна из них не выражала наиболее полно интересы активных и прогрессивно настроенных христианских кругов. Члены партии "Воскресение" занимались в основном религиозно-просветительской деятельностью и распространением в обществе идей демократизации государства и демократизации Церкви.

Основную суть программы, свои идеи о необходимости широкой реформы Проханов частично огласил на Государственном совещании, организованном Временным правительством в августе 1917 года. "До дней революции у нас было два освободительных движения: политическое и религиозное. Первое завершилось революцией, а второе имеет своей целью достичь реформации, не в смысле приставления новой заплаты к ветхой одежде, а в смысле духовного возрождения народа и коренного преобразования Церкви на началах Евангелия", – отметил Проханов.

Власть меняется...

Идеями новаторскими, преобразовательными, идеями демократии был густо пропитан весь воздух того времени. На демократических лозунгах, как известно, пришли к власти и большевики. Двоевластие продержалось недолго. Развитие политической драмы неожиданно увенчалось большевистским переворотом. Первый и основной удар новая власть нанесла по Православной Церкви. И это понятно. Ведь православие воспринималось большевиками как главный оплот самодержавия. А кроме того, там было чем поживиться. Православная Церковь имела на своем счету много собственности, имущества, всевозможных материальных ценностей. Ленинский декрет об отделении Церкви от государства во многом был направлен на подрыв материальной базы и социально-государственного статуса православия.

Протестанты вначале оказались вне антицерковных деяний большевиков. Отмечая определенную общность судьбы при царизме, некоторые вожди большевизма даже проявляли благосклонность к протестантам. Вероятно, только на этом основании у многих конфессиональных и светских историков сложилось стереотипное представление о первых годах советской власти как о некоем "золотом десятилетии" для евангельского движения. Что касается численного роста, он в тот период был довольно интенсивным. По некоторым данным, к началу 1917 года в России насчитывалось 150 тыс. баптистов. А через 10 лет их численность достигла примерно полумиллиона без учета членов семей. Что же касается свободы исповедания, свободы религиозной деятельности, то она была чрезвычайно шаткая.

Внешние законодательные нормы, установленные большевиками на первом этапе, выглядели вполне демократично. Параграф 13 Конституции 1918 года гарантировал свободу как атеистической, так и религиозной пропаганды. Через два года после революции был издан даже Декрет об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям. Правда, в жизнь он проводился с великими затруднениями и проволочками. Да и действовал этот декрет совсем недолго. Другие декреты и законы фактически существовали только на бумаге. Действительность, особенно в провинции, довольно редко соответствовала демократичным формулировкам законов.

Баптистский журнал "Слово Истины" в апреле 1918 года поместил слезное письмо крестьянина Ивана Шкуренкова из села Акуличи Орловской губернии: "К празднику Пасхи явились люди, которые что есть мочи стучали в колотушки и всех нас поносили. В ночь со второго на третий день Пасхи повыбили рамы и стекла в доме, стены вымазали дегтем. И мы были как агнцы среди разъяренных волков. Меня и других братьев повезли в волостное управление. Встретившие нас в волости всячески поносили имя Божье, кричали: пострелять их! А комиссар вынес решение: лишить нас хлебного пайка и выслать из общества..."

Многочисленные письма миссионера и проповедника Василия Павлова, адресованные лидерам баптистского союза, тоже пестрят тревожными сообщениями о конфликтных ситуациях с местными властями, о частых задержаниях и арестах верующих протестантских общин.

Революционеры стали контрреволюционерами

Огромная часть верующих так или иначе подпали под обольщение большевистских лозунгов. Новая власть для представителей многих религиозных конфессий казалась тогда истинным гарантом установления полной свободы совести. Однако на фоне искусно завороженной массы звучали и трезвые голоса, которые смогли беспристрастно оценить реалии и перспективы большевистского правления. "За последнее время наши идейные вожди, а за ними рабочие, солдаты и крестьяне составили себе ложное представление о свободе, и под флагом ее мы испытали ужасы разорения Москвы и междоусобную войну, – писал Василий Павлов в журнале "Слово Истины" сразу после большевистского переворота. – Хотели свободы, а одна партия большевиков, склонив на свою сторону штыки, продолжает творить насилия и ужасы не хуже, чем во время Николая II. Хотели братства, а вместо братства – братоубийство. Ждали равенства, а вместо равенства грабежи и пожары. Словом, пока повторяется Парижская коммуна, ведущая к погибели России".

Не лишены были провидческого дара и другие служители протестантских церквей. Михаил Тимошенко, литератор и проповедник, через два года после Октября отмечал: "Кровь продолжает заливать землю, свобода попала в узы партийной распри, произвол отдельных личностей не имеет предела. Свергая одного тирана, мы можем быстро соорудить себе нового, даже еще более свирепого, который, обещая нам горы счастья, отнимет у нас и последнюю веру в возможность перерождения человека". Наблюдения Тимошенко удивительным образом перекликаются с предвиденьем известного религиозного мыслителя Николая Бердяева. Еще на рубеже веков Бердяев писал: "Если из общества убрать всякую мысль о Боге, то вскоре придет император и потребует себе божественных почестей". Быстрое развитие тиранического облика большевистской власти просматривалось уже в ее зародыше, проскальзывало в недвусмысленных высказываниях ее установителей.

Вождь большевиков Ленин не раз заявлял: "Власть есть насилие, но не соглашение", "Революция не может быть без расстрелов". В начале 1920-х большевики развязали "красный террор", истребивший лучшую часть дворянства, интеллигенции, духовенства и крестьянства. А в 1922 году партия приступила к организации широкого наступательного похода против всех религиозных организаций. Во главе массовой антирелигиозной кампании были поставлены Союз воинствующих безбожников и Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б).

Историки культуры часто называют начало XX века "Русским Ренессансом", указывая на блистательные имена и достижения в области философии, науки, литературы, искусства. "Русский Ренессанс" затронул как Православную Церковь, так и протестантские общины. Среди русских протестантов появились масштабные личности явно "ренессансной" направленности. Пожалуй, самая приметная из них – Иван Проханов, проповедник-трибун и общественный деятель, который мог одновременно с успехом действовать в сферах духовных, политических и социально-экономических.

Протестантские публицисты, богословы и проповедники испытали на личном опыте горькие плоды революционных потрясений, при всех режимах они неизменно и единодушно призывали к революции Духа. "Кроме революции в государстве, необходима революция в душе каждого человека, – не раз повторяли Проханов и его духовные соратники. – Кто хочет стать новым творением во Христе Иисусе, тот пусть оставит греховный образ жизни и откроет сердце для любви Божьей".

Однако провозвестников евангельских истин не все понимали. В царской России их зачастую причисляли к стану революционеров. А в советской России их без раздумий заносили в списки отъявленных контрреволюционеров.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама