На международном съезде пластических хирургов, проходившем на днях в армянском курорте Цахкадзор, неоднократно затрагивалась тема отношения религии к хирургическому вмешательству ради улучшения внешности и возросшему желанию людей исправить то, что им дано от Бога. Пластические хирурги Армении признались, что перед каждым входом в операционную молятся за удачный финал своего дела. Ведь большинству пациентов, а точнее, пациенткам (в основном за помощью пластических хирургов обращаются женщины) может не понравиться их новое лицо. В таких случаях физический дискомфорт в первую очередь отражается на психическом состоянии пациента. Стало интересным узнать мнение священнослужителя относительно выбора людей, пожелавших изменить свою внешность. Священник Арутюн Цатурян ответил на вопросы "Благовест-инфо".
Отец Арутюн, каково отношение Армянской Апостольской Церкви к медицине в целом?
Христианство в разные времена воспринимало медицину по-разному. Не единожды были случаи преследования врачевателей, которых относили к последователям черной магии. Практикующие врачи в строгой тайне изучали анатомию человека. Между тем, в Армении, первой на государственном уровне принявшей христианство, не только никогда не преследовали врачей, а, более того, сама Церковь поощряла развитие этой науки. Отношение религии к медицине в Армении выражалось, прежде всего, в том, что работы медиков копировала, печатала и распространяла именно Церковь. Благодаря Церкви сохранились работы видного представителя армянской медицинской науки Амирдовлата Амасиаци, жившего в XV веке. Амасиаци был главным хирургом-окулистом Мухаммеда II и является автором средневекового энциклопедического словаря лекарственных средств, который используется в армянской фармацевтике до сих пор. Другим ярким классиком армянской средневековой медицины был Мхитар Гераци (середина XI начало XIII вв.), имя которого носит Ереванский медицинский университет. Гераци хорошо знал труды греческих, арабских и персидских медиков, но, самое главное, ученый с рациональным мировоззрением избегал отвлеченных суждений, не подкрепленных клинической картиной. Если быть более лаконичным, Армянская Апостольская Церковь поощряла медицину.
Принимается ли Армянской Церковью желание людей изменить свою внешность, а именно в тех случаях, когда человек не был изуродован в результате каких-то происшествий?
В этом нет греха. Лечить людей – это тоже талант от Бога. Что касается желания людей изменить свой нос или иную часть тела, то это его право. А врач, который помогает человеку получить внешность, созвучную его душе, иногда и не осознает, что творит от Бога. Да врачу позволено, после удачного хирургического вмешательства, считать себя творцом, ведь его руками творил сам Бог. Даже врач-атеист в глубине души перед операцией молится, произнося "Отче наш". И все же главное в человеке не красивая внешность, а красивая душа, ведь рано или поздно, как бы ты ни изменил свою внешность, тело превратится в прах. В случае с пластической хирургией смысл выражения "в здоровом теле здоровый дух" получает другое толкование. На примере рвения армян уменьшить свой от природы большой нос, придав ему славянский или греческий профиль, можно констатировать: оттого, что у него нос стал выглядеть иначе, армянин не превратится в русского или грека, его национальная и духовная принадлежность останутся при нем в любом телесном "футляре".
Раз уж мы затронули тему здорового духа в здоровом теле, не могли ли Вы рассказать об исцелениях, не поддающихся научному объяснению?
Если говорить об излечении души, исцелении, то нельзя не упомянуть имя армянского поэта, богослова и философа-мистика Григора Нарекаци (951-1003), прославленного в лике святых. Его лирико-мистическая поэма "Матьян Вохбергоц" (с арм. "Книга скорбных песнопений"), называемая в народе "Нарек", воистину творит чудеса. "Нарек" был издан более 30 раз на армянском языке, переведен на французский, отдельные песни были переведены на английский, итальянский, турецкий, арабский и русский. В поэме впервые в армянской литературе человек с его радостями и печалями. И сегодня у изголовья больного армяне ставят "Нарек". Свидетелем чудотворного влияния "Нарека" стал и я сам. Одному из наших священников был поставлен диагноз "рак", и врачи не давали шансов на выздоровление. В течение всего времени лечения, до самой операции он держал при себе "Нарек", и в результате человек выжил. Насколько бы неубедительно ни звучал этот рассказ, но факт, что без веры не помогал и Сам Христос.
Отец Арутюн, собравшиеся в Цахкадзоре пластические хирурги много спорили о религии. При этом врачи, позиционирующие себя как атеисты, подчеркивали, что не связывают свое материальное благополучие с тем, что Бог помогает им.
Если ты сегодня зарабатываешь на хлеб насущный, то должен заботиться и о духовном насыщении. Духовное спокойствие предоставляет возможность и материального благополучия. С момента принятия христианства в 301 г. армяне никогда не предавали свою веру. На сегодняшний день в мире более 4,7 млн. армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви. Именно Церковь помогала не пасть духом армянскому народу, неоднократно подвергавшемуся гонениям, игу, захвату основной территории своей Родины (Западной Армении) и даже геноциду. Причем служители Церкви помогали не только врачевать, сохранять письменность, но и сами наряду с армянскими воинами с мечами в руках боролись против захватчиков.
Если все это время Церковь доказывала преданность своему народу, то и народ не может иначе относиться к своей вере. Вряд ли в Армении можно найти хоть одного атеиста, который в душе своей не призывал бы Господа в судьбоносную минуту. На смертном одре, в момент ухудшения здоровья человек молится. Тем более это свойственно врачу перед операцией. Ясно одно: без веры ничего не происходит, и даже благополучие может отвернуться.
В заключение нашего разговора хотел бы подчеркнуть: человеку надо воспользоваться талантами и способностями, дарованными Господом, и отдавать себе отчет в том, что у Господа нет времени на то, чтобы создавать ничтожества – Он создает только личности. А личности не обязательно иметь, как говорится, фигуру 90-60-90 и лицо с идеальными чертами, в ней главное – душа, его внутренний мир, его сознание. Но для разных людей – счастье разное. Отлично выглядеть и прекрасно себя чувствовать – не одно и то же.
Источник: Благовест-инфо