Убедив духовного лидера произнести "пароль", запершихся в пещере сектантов можно спасти
К 29 сидельцам, запершим себя в самодельной пещере в овраге села Никольского, уже две недели приковано внимание всей страны
Приехав сюда из Белоруссии и Украины, из других российских областей около полутора лет назад, они долго готовились к такому радикальному исходу из грешного мира. Руководил всем этим делом "отец Петр", скорее всего самозваный монах и священник.
Люди под стужей
Монотонный пейзаж Погановки навевает тоску. Запорошенное первым снегом поле сливается с грязно-серым небом. Поистине забытый Богом уголок. Сотовые телефоны не работают. Дорога обрывается сразу за поворотом к околице. Дальше только пешком. Трудно поверить, что поблизости под землей в промозглой стуже без дневного света находятся люди. Но в Никольском, кажется, это мало кого волнует. По дороге из школы вприпрыжку бегут ученики. Во дворе кто-то разделывает поросенка.
Не знаем мы, как там сектанты. Некогда нам за ними следить, отмахиваются люди.
Главная внешняя примета оврага стражи порядка, выбегающие навстречу: "Нечего людей тревожить. Не ровен час..."
По описаниям, находящаяся под нами пещера имеет протяженность 4 км и по форме напоминает подкову. В помещении имеется несколько комнат размерами 2 на 2 метра, просторная кухня, кладовая, туалет, склад продуктов, вырыт колодец. Известно, что предварительно "отец Петр" закупил у одного из местных фермеров 4 тонны муки
Причины
Люди, замуровавшие себя в самодельной пещере в овраге в ожидании конца света что это за явление? Что составляет содержание их веры? Какая модель сознания характерна для них?
Известный эксперт в вопросах сектантства Александр Дворкин считает, что вербовка в такие псевдохристианские секты обычно происходит на периферии церковной жизни. "Как открывается Русский народный собор или организуются Рождественские чтения, возле храма Христа Спасителя собирается публика странного вида, мужчины в кирзовых сапогах, женщины в одежде под позапрошлый век со странными лозунгами", говорит он.
Подойдя к ним, можно услышать разговоры про ненастоящую и настоящую православную церковь. Критерии настоящего и ненастоящего формулируются обычно так: "Ну какая благодать у этих толстых попов?"
На мой вопрос, а с какого же веса благодать исчезает, мне ответили: "После 80 кг", рассказывает Александр Дворкин.
Приметы такого рода духовных сумасбродств ненависть к ИНН, новым паспортам. Требование канонизировать Григория Распутина, Иосифа Сталина, Игоря Талькова..
Они обычно видят вокруг себя только плохое, хорошего не замечают
У Цветаевой есть строчки: "Читает стих Экклезиаста и не читает Песни Песней". В них абсолютно точно передано мироощущение такого рода людей, поясняет известный богослов, диакон Андрей Кураев. Из огромной симфонии православного мировоззрения они избирают только одну тему. Из огромного мира библейских книг знают только Апокалипсис. И даже его понимают однобоко как книгу страхов и тревог
Масштабы явления
В стране насчитывается от 60 до 80 известных сект, если же говорить о мелких и почти никому не известных, то счет идет на тысячи.
Иногда дело выглядит совсем нешуточно даже с символической стороны: глава московской секты, самозваный епископ Амвросий Готфский недавно прославил "блаженного Адаульфа Германского", в миру известном как Адольф Гитлер.
Отец Андрей Кураев предлагает поставить в прессе, а желательно и в прокуратуре, вопрос о нравственной и правовой ответственности тех людей, которые годами проповедовали особую модель поведения, сходную с той, которую реализовали пензенские сидельцы. Например, газета "Русский вестник" неоднократно прямо проповедовала, что из городов надо убегать, что паспорта брать нельзя, ИНН печать антихриста и т. д.
Что делать?
Предложение первое: терпеть и ждать
Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет несколько раз подчеркивал: "Мы не делаем из них врагов, они православные люди". Возле пещеры по благословению архиепископа поставлена палатка с походной церковью, где постоянно идет литургия. Поскольку пензенские сидельцы крещены в православии, они остаются предметом заботы и внимания церкви как "заблудшие православные люди" и достойны не только обличения, но и попечения.
Терпеть, ждать и вести осторожный диалог, не прибегая ни к каким насильственным действиям, предложение многих священнослужителей.
Предложение второе: привезти на переговоры авторитетного для них человека
Отец Андрей Кураев предлагает привезти с Чукотки епископа Диомида (епископ Диомид прославился письмом, в котором были заявлены взгляды, по ригоризму сходные со взглядами людей, скрывшихся в пещере. Прим. ред.). По его мнению, воздействовать на этих людей можно, поняв, кто для них авторитетен. И если нужно, пригласить священника из Русской православной церкви за рубежом или из греческих старостильников. В конце концов, монахов с Афона привезти
Предложение третье: убедить "отца Петра" произнести "пароль"
Специалисты-психологи считают, что выйти из пещеры сидельцы могут, отозвавшись на слова своего лидера. По некоторым сведениям, Петр Кузнецов уже обращался к ним с просьбой выйти, но они не отозвались на нее.
По мнению Александра Дворкина, сектанты проговаривали возможность такого развития событий и, скорее всего, предупреждены о том, чтобы не отзываться на прямой зов выйти из пещеры. По-видимому, есть особый сценарий и особые кодовые слова, "пароль", который должен стать знаком к выходу для запершихся. И надо выйти на это кодовое содержание
Но пока врачи не пускают "отца Петра" на переговоры.
Предложение четвертое: самое убедительное голос родственников
По мнению психолога Алины Виноградовой, работающей с людьми, пострадавшими от сект, кроме лидера, на них могут воздействовать родственники, именно голоса родных могут оказаться для них самыми убедительными. По мнению психологов, кое-кто из запершихся в пещере может почувствовать желание выйти, но секта, скорее всего, подавит это желание. Помимо диалога с родственниками выходу могло бы помочь, отделение тех, кто сомневается в происходящем.
Источник: Российская газета