ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Стена караимского плача

Духовное наследие древнего народа на грани исчезновения

Андрей Мельников :: 05 декабря 2007

"В твердыне той находится тысяча пятьсот тридцать прекрасных и великолепных каменных домов иудейских с черепицей. Мусульман нет там вообще, ибо даже комендант замка, охрана крепости, стража и привратники – все они иудеи... Воистину ни в одной стране нет подобной неприступной крепости иудейской" – так описывал свои впечатления от посещения города Чуфут-Кале турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби. Путешественник не знал, что жители этого поселения в горах Крыма не совсем иудеи. Издавна на полуострове жили караимы, религия которых зародилась в раннем Средневековье сначала как ответвление иудаизма, а затем превратилась в самостоятельное вероучение. Отличаются караимы от евреев и тюркским происхождением.

Челеби застал период наивысшего расцвета караимской общины Крыма. В последующие столетия происходило неуклонное снижение ее численности. Ныне уникальная религия находится на грани исчезновения. На постсоветском пространстве численность потомков исповедовавших караизм не дотягивает даже до двух тысяч.

Чуфут-Кале – один из так называемых пещерных городов Крыма. Далеко не все туристы, добравшиеся до крутых скал, на которых когда-то был основан город-крепость, имеют точное представление о людях, населявших ее во время оно. Даже экскурсоводы подчас не могут адекватно рассказать о наследии караимов. Например, показывая памятную мраморную плиту в честь посещения крепости самодержцем всероссийским Александром I, гиды называют вырезанную на ее поверхности надпись "арабской", хотя выполнена она на старокараимском языке квадратным еврейским шрифтом.

"Прекрасных и великолепных" зданий нет уже и в помине, только на самом краю неприступной кручи прилепились, как птичьи гнезда, две древние кенассы – дома молитвы караимов. Двери в них наглухо заколочены.

Иногда посреди мертвого города встают миражи. Идешь по узкой тропке, поворачиваешь и... на пути возникает иерусалимская Стена плача. Выщербленные временем белые глыбы, пробивающаяся из щелей растительность, припавшие, словно в молитве, к седым плитам люди... Но морок быстро рассеивается. Мнимые паломники оказываются туристами, прислонившимися для отдыха к камням, а видение Стены плача превращается во фрагмент крепостной стены. Но это не просто видение. Отстраивавшие в течение нескольких столетий крепость караимы пытались сделать ее похожей на Иерусалим. Долину, где расположено древнее караимское кладбище, назвали Иосафатовой, находя в ней сходство с той, что находится в Святой земле.

Чуфут-Кале был своеобразным гетто для караимов при власти крымских ханов из династии Гиреев. Когда на полуостров пришли русские войска, началась новая эпоха для караимского народа. Российские самодержцы относились благожелательно к караимам, видя в них последователей "чистой библейской веры". Религия караимов отвергает Талмуд как толкование Пятикнижия Моисея – Торы и предполагает буквальное понимание текста Священного Писания. Караимским лидерам удалось убедить власти Российской империи в своей непричастности к "изуверствам Талмуда", и на этот народ не распространялись дискриминационные законы, в том числе запрет на проживание в столицах и других городах Российской империи, действовавший в отношении евреев.

К концу XIX века город-крепость Чуфут-Кале покинули последние жители: здесь совершенно иссякла вода. Духовный центр караимов к этому времени переместился в Евпаторию. XIX столетие стало периодом наибольшего экономического благополучия караимского народа. Среди представителей общины появилось много купцов, промышленников, деятелей культуры. Караимы не были связаны "чертой оседлости" и поэтому постепенно расселились по городам Российской империи, возникли довольно крупные общины в Петербурге и Москве.

В российскую смуту начала XX века многие преуспевающие караимы оказались в Белой гвардии, а затем пополнили ряды белоэмигрантов. Зато во время гитлеровской оккупации Крыма караимы, доказавшие нацистам свое тюркское происхождение, избежали истребления.

Несколько лет назад на волне национального возрождения Украины караимская община Крыма отреставрировала комплекс кенасс в Евпатории, откуда еще столетие назад гаханы – главы Духовного управления караимов – руководили религиозной жизнью своих последователей по всему миру. Но даже и здесь особая традиция богослужения в наши дни практически утрачена. Местный священнослужитель-газзан Виктор Терияки самостоятельно, по старым книгам, постигал азы караимского вероучения. Чтобы газзан мог совершить богослужение, необходимо присутствие не менее 10 взрослых мужчин. Основу молитвенных текстов составляют фрагменты текстов Торы и Псалмов Давида. Богослужение совершается на священном и для иудеев, и для караимов древнееврейском языке. Во многом караимская литургическая традиция схожа с иудейской. Караимы, так же как иудеи, соблюдают субботу.

Петляющая по старой части Евпатории Караимская улица приводит к воротам караимского святилища, за ними увитый виноградной лозой дворик, в котором Большая и Малая кенассы. Входить внутрь дома молитвы иноверцам строжайше запрещено, и передо мной лишь приоткрывают дверь. Этого достаточно, чтобы заметить сходство с еврейской синагогой. В глубине здания гахал – хранилище свитков Торы, которую читают во время богослужения. Но есть и отличия от синагоги: пол устилают ковры, имеется небольшой притвор, где прихожане, как в мечети, снимают обувь. Расхождения караимской и иудейской традиций прежде всего связаны с предписанием караимам буквального следования заповедям Торы. На дверях кенассы не увидишь обязательной для синагоги мезузы – вложенного в футляр кусочка пергамента с отрывком из Священного Писания. Караимы записывают священные слова прямо на косяке. Они празднуют только те праздники, упоминание о которых есть в тексте Торы. Поэтому в окнах караимских домов не видны огни ханукальных светильников.

На книжных полках Большой евпаторийской кенассы мой взгляд останавливается на знакомых корешках русскоязычных изданий Пятикнижия, выпущенных еврейскими религиозными организациями. Свои богослужебные книги современные караимы не издают, хотя их предки были основоположниками книгопечатания в Крыму.

В глазах газзана Терияки заметна вполне еврейская грусть. "Караимы признают мудрость святых книг других религий, – говорит он. – В Талмуде, например, есть притча. Один царь, ненавистник евреев, пожелал узнать, каким способом надежнее извести этот народ. И советники ему ответили: сделай так, чтобы в синагогу приходили одни старики, а молодые забыли туда дорогу. Сегодня караимская молодежь обходит кенассы стороной, предпочитая дискотеки".

Евпаторийские караимы пытаются воссоздать субботние и праздничные богослужения, но и сами признаются, что им не удается соблюдать предписания своего вероучения во всей строгости. Зато большой популярностью среди жителей города пользуется караимское кафе. Доход от него – главный источник финансирования общины.

Возрождая национальные традиции и обретая заново историческую память, караимы надеются, что это поможет им выжить. Однако национальное возрождение невозможно без продолжения религиозной традиции, без того, что связывает людей незримыми узами единой веры. И здесь у караимского народа нет иного пути, как последовать примеру "старших братьев" – евреев, – которые только благодаря своей верности религии и ее неразрывной связи с национальным самосознанием выжили в чуждом, а порой и враждебном мире.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама