ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Печорский летописец

Евгений Суворов, :: 07 декабря 2007

"Разорили, всё разорили..."

– Разорили, всё разорили, – сокрушается Яков Николаевич, – не надо атомную бомбу бросать, сами потихоньку вымираем. Пойменные заливные луга зарастают, а ведь нигде в России таких нет, разве что в Сибири. Вешней водой заливаются, илом удобряются, который несёт Печора. А Печоре даёт его Уса, которая течёт по болотам, собирая естественное удобрение. Трава растёт выше человеческого роста, для скота это ценнейший корм. Такой вот уникальный уголок нашей родины. Удои у нас всегда были очень высокие, одна корова на Печорской опытной станции по 12 тысяч литров молока в год давала, Рекордсменкой её звали. Бараны по 80 килограммов весу, с ВДНХ не сходили, постоянно призовые места занимали. Мы даже новую печорскую породу овец вывели, имея такую базу.

Ещё при моём отце в нашем Усть-цилемском сельсовете был 51 колхоз, и все преуспевали. Отец 15 лет проработал председателем сельсовета. Он с войны возвратился весь израненный, на костылях, с которыми не расставался до конца жизни. Но работал как заведённый, всё хозяйство на своих плечах держал. А сейчас ни одного колхоза нет. В Новом Бору был отличный совхоз, снабжал всю Воркуту сельхозпродуктами. Сами сметану, сыр, творог, сливки и кефир делали. И всё разбазарили, хотя и прибыль была, и самоокупаемость. А сейчас всё это из Кирова больше чем за тысячу километров привозят и продают за бешеные деньги... Вот ведь что обидно...

Мы сидим с Яковом Николаевичем Носовым за столом в стенах краеведческого музея, любовно оборудованного его руками. Уважаемый всеми человек, почётный гражданин Усть-Цильмы, известный учитель, историк и краевед, он и сейчас, несмотря на свой 70-летний возраст, преподаёт детям историю родного края, малой родины, которой, конечно, нужно гордиться. Слава Усть-Цильмы далеко разлетелась по всей России. Самобытное село, со своими традициями, историей. И кто, как не Яков Николаевич, может рассказать об этом.

– Почему вы решили заняться историей Печорского края? – спрашиваю своего собеседника.

– По образованию я историк. Когда вернулся в родной край и взялся за его историю, то поразился, какие невероятные повороты тут были. А нам в школе ничего об этом не говорили. Результаты своих краеведческих изысканий – 75 рукописных и машинописных томов по истории Печорского края – я отдал в Национальный архив Республики Коми. Чтобы всё это издать, у меня нет таких денег. История нашего края богатейшая. Те, кто будет этим делом заниматься после меня, ещё много жемчужинок "накопает".

– Я знаю, вы были инициатором создания нескольких краеведческих музеев. Это, наверное, было непросто?

– Не то слово. Чтобы для районного краеведческого музея перевезти в Усть-Цильму дом Журавского, который находился в девяти километрах отсюда, я 183 раза обращался в различные инстанции – партийные, советские, научные, начиная от сельсовета и доходя до Москвы. Все только обещали что-то, но ничем помочь не могли. Наконец добрался до президента Академии Наук СССР. И вот с ним мы общий язык нашли. Сам академик помог составить смету на перенос дома и его переоборудование под музей. Хороший был человек, трижды Герой социалистического труда, жаль, нет его уже в живых. А руководил всей работой другой замечательный человек, который тоже много сделал полезного для государства Российского – Аркадий Александрович Москвитин. Десять лет он был министром просвещения Коми АССР, сейчас на пенсии, в Сыктывкаре живет. Его бы тоже надо в энциклопедию "Лучшие люди России" поместить.

– Да, мне говорили, что и вы включены в эту энциклопедию. А за какие заслуги туда попадают? – интересуюсь у Носова.

– Там у Путина в предисловии сказано "за вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны".

По Сибиряковскому тракту

К заслугам Якова Николаевича нужно отнести создание краеведческих музеев: в Усть-Цилемской средней школе, заведующим которого он проработал 13 лет, в селе Замежном, Пинежского музея и музея в Новом Бору. Но не только на этом поприще проявил себя Носов. Как человек, которому до всего есть дело, он "пробивал" у властей новое здание Усть-Цилемской средней школы, взлётно-посадочную полосу для сельского аэропорта, комбинат детского питания, здание типографии...

– Шестнадцать лет я добивался, чтобы поставили памятник Сибирскому, или, как его ещё называли, Сибиряковскому, тракту, который проходил через Усть-Цильму за Уральские горы в Сибирь и благодаря которому Усть-Цильма стала крупным торговым центром, – рассказывает Яков Николаевич. – Это была почтовая, ямская, грузовая и пассажирская дорога, по которой шло очень оживлённое движение. При царе Алексее Михайловиче в Усть-Цильме был утверждён таможенный пограничный пункт, на котором проверялись все подводы, идущие с Урала.

До Архангельска от Усть-Цильмы 40 станций, каждая из которых отстоит одна от другой на 18-20 километров. Первая станция называлась Поповской, может, поп или кто-то Попов её построил, сейчас на этом месте посёлок Синегорье. На каждой станции раньше стояла изба, в нём жил смотритель вместе со всей семьей и могли остановиться на ночлег проезжающие. Тут же располагались бани, амбары, скотные дворы для лошадей, всё необходимое для проживания. Царская почта до революции шла из Усть-Цильмы до Архангельска за неделю. Тройка с царской почтой мчалась, всех сбивала с дороги в сугробы. Мне старожилы об этом рассказывали, а обычная почта шла месяц. Сибиряковский тракт, он и сейчас есть, никуда не делся. Правда, движение сейчас идёт совсем по другим дорогам.

– В 30-е годы на Поповской станции начали строить замшевый завод, – рассказывает дальше Носов. – Он был единственным на весь Советский Союз. Замша, которую делали из оленьих шкур, шла за рубеж: в Швецию, Германию, Швейцарию, Италию, применялась в производстве музыкальных инструментов, оптики. Не понимаю, – удивляется мой собеседник, – почему сейчас-то она никому не стала нужна?! Все производство развалилось...

Устьяцилёма

Среди других памятников, установленных по инициативе Носова в Усть-Цильме, обращают на себя внимание два, созданных скульптором Владимиром Рохиным и художником Виктором Лудниковым в честь выдающегося исследователя Европейского Севера А.В. Журавского. Все места, связанные с жизнью и деятельностью учёного, взяты под государственную охрану. Для увековечения памяти Журавского Яков Николаевич Носов написал книгу "Подвиг учёного". Один экземпляр подарил мне с надписью: "...32 года отпустила судьба Андрею Владимировичу Журавскому. 32 года из своей жизни посвятил автор этой книги на поисково-исследовательскую работу о жизни и деятельности великого учёного".

Журавского, являющегося главной гордостью Усть-Цильмы, по широте научных изысканий и открытий сравнивают с такими светилами, как Ломоносов, Мичурин, Можайский, Седов, Шлиман. Только один перечень наук, в которых молодой ученый достиг потрясающих успехов, занимает полстраницы текста. Действительный член Географического общества Российской Академии наук, Энтомологического и Вольного Экономического общества, А.В. Журавский ещё при жизни за свои достижения был отмечен высочайшими наградами Академии наук, золотыми медалями. В 1905 году он добился открытия в Усть-Цильме зоологической станции, переименованной впоследствии в Печорскую сельскохозяйственную опытную станцию Академии Наук. Это было первое в истории государства Российского приполярное научное учреждение такого рода. Только одних научно-исследовательских экспедиций Журавский совершил за свою короткую жизнь по Европейскому Северу около тридцати, исколесив всю территорию Русского Севера вдоль и поперёк.

Во время этих экспедиций он неоднократно подвергался смертельной опасности, был на грани жизни и смерти. Разбивались лодки, на которых экспедиция сплавлялась по бурным рекам, тонули корабли, а он спасался и продолжал свой путь, выполняя поставленные цели.

– А убил его выстрелом из ружья злодей, мастер мокрых дел, некто Задачиный, по кличке Иголка, – рассказывает Яков Николаевич подробности трагической гибели учёного. – У него и до Журавского были на совести убийства политссыльных в Пинеге, и после Журавского в гражданскую войну он много душ загубил.

А Андрей Владимирович боролся с произволом чиновников, заступался за всех униженных и оскорблённых. Местное население и политссыльные его очень любили. Он ведь очень многим помогал ещё и по хозяйству в разведении домашнего скота и новых сортов сельскохозяйственных культур. Все сельчане пришли в Никольский собор на его отпевание, а потом проводили в последний путь до кладбища. Ссыльные, которых в одну Усть-Цильму было отправлено в начале XX века около тысячи человек, на его могиле возложили венок с текстом: "Добровольному ссыльному от политических ссыльных", установили на памятнике табличку: "Пророк – борец". Политические помогали ему в работе и участвовали в научных экспедициях.

– Какие-то яркие имена ссыльных вы можете назвать?

– В середине XIX века в Усть-Цильму был сослан опальный грузинский князь Палавандов, – вспоминает Носов. – Он так же, как и Журавский, пользовался большим уважением у местного населения. Во всех своих бедах и нуждах крестьяне шли к нему за помощью, и он, минуя местные власти, своими мудрыми советами разрешал все их распри и тяжбы. Чем ещё запомнился этот князь? Во время крымской войны, когда англо-французские войска стали наступать с севера, с берегов Баренцева и Белого морей, местное население обратилось к нему за помощью. Как человек военный, офицер, ранее принимавший участие в боевых сражениях, он помог организовать оборону устья реки Печоры. Под его руководством на Печорском и Калатыгском мысах были сооружены редуты. Установлены пушки, которые сняли с гидрографической шхуны капитана Крузенштерна, и крупнокалиберные ружья на морского зверя. Собран отряд из местных жителей, вооружённых охотничьими ружьями и топорами. К началу навигации 1855 года подходы к Пустозёрску были обеспечены надёжной обороной, но, столкнувшись в других местах побережья с сопротивлением поморов, англо-французская эскадра так и не решилась сунуться на Печору.

Тем не менее указом императора Александра II князь Палавандов за распорядительность и ревность, оказанные при руководстве обороны Запечорского края, был награжден орденом Св. Станислава III степени. Похоронен он был как почётный житель Усть-Цильмы – возле алтаря Никольского собора.

– Понимаете, сюда, в Усть-Цильму, со всей России стекались люди вольнолюбивые. Убегали от притеснений помещиков, а во время раскола – от преследования властей. Они образовали особую общность людей со своим характером, обычаями, традициями, которые гордо называют себя "устьцилёма". Слово это, кстати, не склоняется.

– Ваши предки, Носовы, они откуда пришли в здешние края? – спрашиваю Якова Николаевича. – До сих пор эта фамилия здесь сильно распространена?

– Род наш берёт своё начало в Новгородских землях. Вместе с новгородцем Ивашкой Лаской Печорские земли осваивал и мой предок Карп Носов, основавший в 1550 году в шести верстах отсюда деревню Карпушовка. Наверняка они хорошо знали друг друга, встречались, общались. Мои предки Носовы вели летописи, перепечатывали богослужебные староверческие книги. Летопись моего прадеда Тараса Семёновича Носова сейчас находится в Пушкинском музее в Петербурге.

Как дальше жить будем?

– У вас на селе, наверное, у каждого в личном хозяйстве есть и своя корова, и лошадь? – спрашиваю Носова.

– Что ты! – машет рукой Яков Николаевич. – Если бы в каждом... Люди обленились, разучились работать. Вот в 1785 году на 127 домов было 320 коров, 320 лошадей и 460 овец. Это выходит по две коровы и по две лошади на дом. А сейчас на две с половиной тысячи домов столько скота в Усть-Цильме нету. Что ты! Нет, нету. Даже овец и то не в каждой семье держат. Заливные луга за рекой зарастают. Каждый год совхоз перевозил на ту сторону на ферму скот. Всё лето там доярки жили. Переезжали с детьми, семьями. Все на сенокосе работали. А в это лето уже никого не перевозили.

До революции у нас лошадей не меньше держали, чем на Кубани и Дону. Это же основной гужевой транспорт. В каждом хозяйстве по 8 коров и 10 лошадей было. Я знаю такие семьи, которые держали по 9 коров и 15 лошадей. На ярмарки продукты везли по 150 подвод. Пушнину, мясо, молоко, масло, рыбу, дичь. Взамен мануфактуру, спички, соль, ружья, всё необходимое для хозяйства приобретали. Этим и жили.

– А сейчас чем живут? – спрашиваю Носова.

– Рыбу ловят. Лодки и моторы почти у всех есть. Рыба в Печоре ещё водится – и семга, и нельма, сиг, омуль, зельдь. Правда, рыбинспекция гоняет. Ну и промышленным ловом занимаются. Рыболовецкие бригады у нас на Ямозере на Тимане постоянно живут. Туда вертолётами залетают. Там тоже рыбы ещё много. Молодёжь в коммерцию пошла. Ищут такую работу, чтобы поменьше трудиться и побольше получать.

– Раньше и люди здоровее были – физически и нравственно, – вздыхает Носов. – С малых лет в труде. Жили дольше. У меня две бабушки-староверки, одна 97 лет прожила, вторая – 93 года. Обе молились постоянно, в своей жизни ни одного глотка чая не выпили, за грех считали, все посты соблюдали. И дедушки такие же были, за восемьдесят лет жили. А сейчас столько не живут, молодыми умирают.

Я согласился с Яковом Николаевичем. Как его не понять. За последние годы с лица земли исчезли десятки тысяч деревень и сел, которые составляли духовный костяк Руси. И тем не менее Усть-Цильма пока держится, строятся новые дома, есть молодежь. Прогуливаясь по селу, я немало видел молодых мам с колясками и малыми детьми. В каждом доме и сегодня хоть и не по десять коров и лошадей, но хотя бы по одной животине есть. Козы, овцы запросто гуляют по улицам. Даже настоятель прихода иеромонах Стефан (Ульянов) держит около десяти овец. У каждого дома свой огород, свое приусадебное хозяйство. И дома в Усть-Цильме крепкие, рубленные из лиственницы, всё больше пятистенки и шестистенки. Ходил я между ними, любовался красивыми наличниками и думал: "Нет, слава Богу, Русь ещё жива".

Источник: Вера-Эском

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама