ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Украденная жизнь, или почему мы хотим закрыть форум на сайте "Фомы"

Владимир Легойда :: 10 декабря 2007

В очередной раз в редакции "Фомы" мы спорим о том, не закрыть ли нам на интернет-сайте журнала комментарии под опубликованными материалами. Почему это такой больной вопрос? Даже не потому, что в интернет-дискуссии люди часто теряют нить разговора, отходят от темы по самым разным причинам; но прежде всего потому, что опыт показывает: никакая содержательная дискуссия в диалоговом интернет-пространстве просто невозможна.

Как только начинается серьезный разговор, где необходимо внимание к собеседнику и серьезная аргументация, ткань диалога мгновенно распадается. Серьезный разговор предполагает все-таки неторопливость и внимание; в интернет-полемике эмоции почти всегда опережают мысль. По большому счету, большинство из дискуссий в конечном итоге сводится к "обмену любезностями" на уровне: "А ты кто такой?".

Самое печальное – когда на православном просветительском сайте в такие отношения друг с другом нередко вступают даже не сомневающиеся или атеисты с верующими, но православные люди, порою знающие друг друга лично. И вот они, имеющие возможность доброжелательно и серьезно поговорить друг с другом в реальности, начинают ругаться в виртуальном пространстве. Какой-то вирус нелюбви буквально сжирает все первоначальные интенции человека к тому, чтобы прояснить проблему, достичь понимания и мира в отношениях. И это подтверждается, кстати, самими участникам дискуссии: нет-нет да и встретишь фразу: "А если хочешь серьезно и подробно, пиши мне на почту или звони".

Я ни в коей мере не хочу сейчас выступать против интернета как такового. Понятно, что в качестве инструмента он дает очень много возможностей и значительно облегчает многие жизненные процессы, важные для современного человека. Вместе с тем, как и любой инструмент, он не свободен от "дилеммы ножа": можно нарезать хлеб, а можно убить человека.

Особо хочется отметить грустную тенденцию, присущую всему интернету и более всего Живому Журналу (Livejournal). Для меня лично сетевой дневник был и остается довольно противоречивым явлением. Дневники раньше писались для себя, а если и публиковались, то после смерти автора. Сейчас же каждый вправе описывать в дневнике все, начиная от личной гигиены и заканчивая мировыми катастрофами. Эмоция, которая в дневнике старого типа долго формировалась, вызревала, в современных блогах мгновенно выбрасывается в глобальное публичное пространство. Любая сиюминутная мысль, недодуманная, высказанная сгоряча, становится предметом обсуждения. (Я сейчас оставляю в стороне те дневники, где серьезные авторы просто вывешивают свои научные и публицистические статьи или создают "сообщества по интересам".)

Получается, что степень эмоционального накала в интернет-дневниках и интернет-форумах огромна, а степень рефлексии, осмысления событий нередко стремится к нулю. В итоге нарушается закон, который очень хорошо сформулировал один современный автор: "Нельзя критиковать пóходя". Вообще работа со словом не терпит такого подхода, а интернет по сути своей построен именно на этом слове – "пóходя"; я бы даже назвал его "пространство-пóходя".

Виртуальное пространство становится самодостаточным – в нем рождаются и умирают события и проблемы, которых в реальности просто не существует. А анонимность, которая в интернете неизменно присутствует, сильно снижает чувство ответственности даже у людей с высоким уровнем самосознания.

Недавно на встрече со студентами МГИМО, описывая ощущение от нашего времени и общества, замечательный режиссер Павел Лунгин сказал, что мы сегодня будто заключены в огромное безвоздушное пространство мелких внешних дел, которые пытаемся выдать за свою жизнь. А вот жизнь подлинную у нас вроде бы украли... Она катится себе по внешнему руслу, а мы при этом изо всех сил пытаемся веселиться и доказывать друг другу, какие мы все счастливые и динамичные. Хотя на самом деле живем в рамках мизерных материальных достижений: купить машину, новые модные очки, попить пива... Украденная жизнь... На мой взгляд, очень точное и емкое описание ощущения от времени. И мне кажется, что интернет-форумы немало "помогают" нам в этом самообкрадывании: выкачивают последний воздух естественного человеческого общения.

...В культурологии есть такое общее положение: культура не может существовать вне смыслополагания, ибо она есть прежде всего пространство создаваемых человеком смыслов (а в предельном плане – Смысла, вложенного в творение Богом). Смысл – это и есть содержание человеческого бытия, связующее звено в отношениях человека с миром и с самим собой. То, что лишено смысла, не принадлежит культуре, разрушает ее.

Вот я и думаю: а не получается ли так, что многое в интернет-пространстве, несмотря на внешнюю активность, просто-напросто уничтожает смысл, разрушая тем самым основания культуры?

Так, может, действительно закрыть форум на сайте "Фомы"?

Источник: Фома. Ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама