ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нашествие Батыя 19 декабря, 1237 год – 770 лет назад началось вторжение войск хана Батыя в пределы Руси

Владимир Жилкин :: 19 декабря 2007

Первой на пути завоевателя встала Рязань. Город мужественно оборонялся, однако, не дождавшись помощи, на седьмой день пал и был практически стёрт с лица земли.

После смерти Владимира Мономаха начался интенсивный процесс распада великой Киевской державы. Южную Русь терзали бесконечные княжеские междоусобицы, в которых на правах союзников активно участвовали кочевники-половцы. Новгородская земля все более дистанцировалась от далёкого Киева как самодостаточное и независимое государство. И наконец, из славяно-финских дебрей выросло как самостоятельная и амбициозная сила Ростово-Суздальское княжество, когда его правителем стал сын Владимира Мономаха князь Юрий Долгорукий. О том, что он был Великим князем Киевским, знают сегодня немногие, зато он известен всему свету тем, что на далёкой окраине его Ростово-Суздальской вотчины появился маленький городок Москва...

В двенадцатом столетии феодальная раздробленность Русской земли положила начало её разделению на Русь Великую, Малую и Белую, которое окончательно стало геополитической реальностью лишь в XX веке. Первой по времени исторической коллизией, инициировавшей этот процесс, стало т. н. "татарское иго". В исторической судьбе России игу была суждена ключевая роль. Вопросы о его происхождении, характере и значении в процессе становления великорусской государственности помогают нам понимать сегодня, кто мы, откуда и куда идём...

Во второй половине XII века Русь, как и весь христианский мир, не ведала о том, что далеко на Востоке идёт "передел мира". Могучий и отважный народ – монголы, объединившийся под властью великого вождя Чингисхана, устремился на завоевание мира, вовлекая в свою экспансию множество народов и племён Великой степи. Наиболее активным и широко расселённым народом среди них были татары. По их имени степное нашествие на Русь получило своё историческое название – татарское. Случилось так, что русские познакомились с ним, когда оно ещё не началось. Это было в 1223 году. В монгольском движении на Запад фланг татар задел южных соседей Руси – половцев. Те издавна были для русских людей "своими", "домашними" кочевниками, и как "своим" южнорусские князья решили помочь им, стали вместе с ними против татаро-монголов на реке Калке – и потерпели катастрофический разгром. Но урока из этого поражения князья не извлекли. Увлечённые своими междоусобными распрями, они как будто не замечали, что над Русской землёй нависла туча, грозившая обрушиться нашествием...

К тому времени Чингисхан создал империю, распространившуюся от Тихого океана до Волги. В 1224 году, незадолго до своей смерти он разделил её между ближайшими наследниками, которым завещал покорить монголам весь мир. Задача расширения империи на запад была возложена на сына Джучи – Бату (Батыя), старшего внука Чингисхана.

Чингисхан подчинил военной необходимости племенную организацию и повседневную жизнь подвластных ему племён. Были строго регламентированы места кочевий для каждой семьи. Также строго было определено место каждого воина – и в мирной жизни, и в походе, и в бою. Обслуживать войско было обязанностью всех, включая стариков, женщин и детей. Победу в сражениях монголам неизменно приносил сокрушительный напор конной лавы, который был многократно усилен железной дисциплиной и заимствованной у завоеванного Китая организацией ведения боя. Действия конных масс в бою направлялись барабанами и флагами, на поле сигналили флажками регулировщики, и войско действовало, как чётко отлаженный механизм. У Китая была взята на вооружение и освоена сложная осадная техника.

И всё же главным "оружием победы" монгольского нашествия, как и за тысячу лет до Чингисхана, был рядовой воин-степняк, скотовод-кочевник, всем своим существом преданный семье, роду и командирам, которых поставил над ним великий хан. Воин в совершенстве владел кривой саблей, поражал цель из лука на скаку, был неприхотлив в походе и бесстрашен в бою. Под стать воину, наезднику с малых лет, была его низкорослая степная лошадка. Неказистая на вид, она была быстроногой и на редкость выносливой. Каждый воин вёл с собой в поход несколько таких лошадей.

Осенью 1237 года на восточных рубежах Русской земли сосредоточилась армия вторжения хана Батыя. Первым русским княжеством на его пути стало княжество Рязанское. Рязанцы просили о помощи Великого князя Владимирского Юрия, князей Черниговских... Тщетно. Монголы обычно в переговоры не вступали: они просто требовали сложить оружие под угрозой смерти. Не пожелавшие сдаться рязанцы были немедленно разгромлены в открытом бою, после чего затворились в городе. Город был взят приступом и дотла разграблен. Погибла княжеская семья и многие тысячи рязанцев – горожан и жителей окрестных сёл. Войско Батыя продолжило свой путь на Запад, но неожиданно у него в тылу появился отряд из уцелевших рязанских воинов. Ударив в тыл захватчикам, они нанесли им большой урон, и все погибли геройской смертью. Погиб и их предводитель – боярин Евпатий Коловрат. Рассказ об этом дошёл до нас в "Сказании о нашествии Батыя". Это же сказание описало кончину княгини Евпраксии, которая при известии о гибели любимого мужа и его войска бросилась с высокого терема на землю и убилась насмерть...

Далее на пути Батыя находилась столица северо-восточной Руси – Владимир-на-Клязьме. Город, богатством и красотой соперничавший с Киевом, был взят приступом и сожжён, погибло все великокняжеское семейство. Сам Великий князь Юрий Всеволодович, во главе войска встретивший Батыя на берегах реки Сити, потерпел сокрушительное поражение и погиб. Северо-восточная Русь была покорена. Шла зима. Она была тяжёлой для завоевателей и убийственной для попавшего под их власть населения. У русских людей, оставшихся в живых, отбирали и запасы продовольствия, и фураж, и скот, обрекая их на голодную смерть. По маршруту следования татаро-монгольского войска край обезлюдел.

На пути Батыя к Новгороду не было ни войск, ни укреплённых городов, но дремучие леса и разлившиеся весной реки сделали поход на Новгород невозможным, и Батый повёл своё войско назад в приволжские степи. В тылу осталась разорённая и, казалось, покорённая северо-восточная Русь, но вдруг батыево войско встретило небольшой городок Козельск, сопротивление которого заставило захватчиков задержаться на семь недель. Жители Козельска решили: "Хотя князь наш и молод, положим живот свой за него, и здесь славу, и там небесные венцы от Христа Бога получим". Сражались до последнего все – от мала до велика, совершали отчаянные вылазки, в которых уничтожали осадные машины. Захватчики перебили всех – даже тех, кто не мог сопротивляться, вплоть до младенцев. Козельск они прозвали "злым городом".

Нашествие Батыя на Русь в 1237-1238 гг. имело все признаки набега. Думали, что он подобен половецким набегам на южную Русь и отличается от них лишь большим размахом, но это было заблуждением. Батый действительно не стремился захватить и оккупировать русские земли: его целью было сделать русских князей своими вассалами и возвести грабёж Руси в систему, работающую "на постоянной основе".

Вознамерившись покорить русские княжества, Батый действовал наверняка, притом что его войско отнюдь не подавляло многочисленностью. Оно насчитывало не сотни, но десятки тысяч, и силы русских по численности были с ним вполне сопоставимы, но они были плохо организованы и разобщены. Батый же располагал великолепно организованной и монолитной армией. Даже если бы объединившиеся русские князья нанесли Батыю поражение, они не смогли бы в тех условиях отстоять независимость Руси. За Батыем стояли колоссальные резервы.

В 1238-1239 гг. Орда отдохнула, пополнила свои ряды покорёнными половцами и снова бросилась на Русь. На этот раз целью были Киев, Чернигов, Галич, Волынь. Монгольская конная лава, всё сметая, промчалась по южнорусским степям. Киев пал, продержавшись почти три месяца, был дотла разграблен и разрушен. Южная Русь была обращена в пустыню. Уцелевшие жители бежали в менее пострадавшие области Северо-восточной Руси и еще дальше, в новгородские земли. В 1241 году монголы прошли Венгрию, дошли до Хорватии и Далмации и вышли к Адриатическому морю. Другое крыло нашествия проложило свой путь через Польшу, и на рубеже Западной Европы было остановлено немцами и чехами; тогда же Батый получил известие о смерти великого хана Угедея и поспешил в родные степи. Его обратное движение пронеслось опустошительным вихрем по Сербии, Боснии и Болгарии. Набег Батыя на центральную Европу закончился в 1242 году.

Держава хана Батыя, получившая название Золотая Орда, простиралась от реки Урал до низовьев Дуная. Покорённые русские земли вошли в её состав. В пределах Северо-восточной Руси татарское иго осуществлялось посредством тяжёлой дани, жёстких вассальных обязанностей русских князей и карательных экспедиций. Русские князья сохранили власть над своими землями на правах слуг и данников хана. Это иго отличалось от установившегося полтора века спустя в странах Юго-Восточной Европы турецкого ига прежде всего отсутствием прямой оккупации. Завоеватели не жили на землях покорённого народа. Русские люди, жившие под игом, обычно во весь свой век не встречали татарина. С завоевателями контактировала только знать и редкие купцы, наезжавшие в Орду. Иным было положение на территории Южной Руси. Её обезлюдевшие степи надолго заняли татаро-монгольские и половецкие кочевья с многочисленными рабами-славянами...

Будучи в массе язычниками, монгольские завоеватели боялись гнева чужих духов и богов и не оскорбляли веру покорённых ими народов. К русской вере они отнеслись с особым уважением. Среди монгольской знати были христиане-несториане. Особенно много их было среди уйгуров, которые как носители китайской образованности заняли в гражданской администрации империи Чингисхана высокое положение. Первый век татарского ига, самый тяжкий для Руси, стал веком укрепления авторитета Церкви и великокняжеской власти. Под жёстким протекторатом Орды Церковь и Великий князь могли укреплять единство Руси и "в угоду Орде" строить русскую государственность. Знаковой фигурой этого периода русской истории стал князь Александр Невский. Военный вождь, остановивший на русском северо-западе немецкое нашествие, он призван был решать вопрос исторической судьбы русского народа – погибнуть ли ему в качестве передового отряда Европы, сражаясь с азиатским Востоком, или признать его власть ради сохранения веры и национальной идентичности. Время показало, что сделанный им выбор был единственно верным. Этот великий человек под ордынским игом обозначил путь развития российской государственности, и построенное его потомками Московское государство стало колыбелью Великой России.

Источник: Русский дом

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама