За последние три-четыре года обновилось понятие "патриотический госзаказ". Появилось несколько образцов госпатриотизма в сфере киноиндустрии ("Государев слуга", "1612", "Диверсант", "Код Апокалипсиса"), прошедших в прокате с большим шумом и мощной рекламной раскруткой. Возникло несколько книг подобного рода (прежде всего "Нефть" Марины Юденич). Вышел на экраны цикл телепередач Михаила Леонтьева "Большая игра" и несколько фильмов об Октябрьском перевороте 1917 г., где четко была показана роль американских банкиров в русской смуте. Наконец, в муках рождается новый учебник по отечественной истории для 11-го класса.
Ясно, что правящая элита воздвигает новую модель для национального исторического сознания. И эта модель совершенно не соответствует ультралиберальному взгляду на русскую историю (снизу доверху все рабы, на самой вершине вечная тирания, и нет никакого просвещения). Более того, совершается очевидная ревизия многих позиций этого мировоззрения, казавшихся когда-то незыблемыми. Но как оценивать "нового ребеночка", выбирающегося на свет из лона кремлевской информационной политики?
С одной стороны, государством делается необходимая и полезная работа по залечиванию глубоких ран, нанесенных массовому сознанию в предыдущем десятилетии. По словам видного историка и писателя Ольги Елисеевой, 90-е гг. в умах значительной части образованных людей "перечеркнули интерес к русской истории". Для кого-то она стала простым соединением холопства и деспотии, а кто-то был испуган, увидев бездну зла, вылившегося на страну после 1917 г. В наши дни ситуация стала понемногу изменяться. "Перед российским обществом, – пишет Елисеева, – стоит нелегкая нравственная задача. Во-первых, принять свою историю, какой бы страшной и кровавой она ни казалась. Во-вторых, понять, что ничего не кончилось, и не открещиваться от нее". И власть, кажется, поняла: отсутствие исторических корней у современного российского социума подрывает ее собственное прочное положение. Установившийся вакуум надо чем-то заполнить.
Однако выбор новой модели, призванной заменить либеральный деструктив, оставляет желать лучшего.
На смену западническому нигилизму 90-х пришел безрелигиозный государственный патриотизм десятилетия "нулевых". Само присутствие понятий "русский" и "православный" допускается на экраны и под печатный станок строго дозированно. Не разбавить их на две трети какой-нибудь политкорректностью в духе "пусть у нас цветут все нации и все веры!" – так и не пройдет материал. У государства хватает средств для того, чтобы представить стране русскую историю во всей сложности, во всей драматичности и во всем ее величии. Но вместо этого пока правящая элита строит незамысловатый "казенный набор" из строго отобранных фактов и суждений, боясь сделать лишний шаг против политкорректности и "общечеловеческих ценностей". Иными словами, происходит замена русской истории на "российскую историю", в которой Православие и русский народ присутствуют в основном как одна из круп в густой мешанине культур, традиций, вероисповедных платформ. Ни о каком преобладании, ни о каком концепте культурообразующей роли в отношении Православия и речи нет.
К чему это может привести в перспективе?
Совершенно точно не приведет к тому, на что, видимо, надеются наши верхи. Россия не стала "плавильным котлом" народов и вер, и она таковым не станет. Ассимиляционные процессы в современной государственной культуре никакой опоры не получают, просто потому что они не идут. Не укрепляется самоидентификация "россиянин" – ни малейших признаков. А вот собственно русская самоидентификация, которая и могла бы стать той вешалкой, на которую можно повесить тяжелый мундир Империи, подвергается разрушительным воздействиям. В этом смысле декларированная политика "национально ориентированных" приоритетов пока резко расходится с действительностью.
Поэтому русскому православному сообществу приходится за счет самоорганизации делать ту работу, которой должно всерьез заниматься государство. Власти взялись за нужное дело настолько неуклюже, с такой преувеличенной осторожностью, что не сумели принести ему особой пользы.
Возможно, таков естественный ход вещей. Той неповоротливой, корнями уходящей в безответственные 90-е элите, которая управляет страной сегодня, необходимо показывать образцы адекватных культурных стратегий. Осознавая, в меру своего интеллектуального потенциала, их связь с национальными потребностями, власть начинает понемногу предпринимать правильные шаги, поворачиваться лицом к народу. Медленно? Да, медленно и со скрипом, очень, очень медленно, но это все же не глухая пора темного беспредела времен Бориса Николаевича... Даже эти скромные акции либеральный сегмент российского общества встречает с воплями негодования, с театральным всплескиваньем рук: "Ах, все пропало, пропало! У нас опять 37-й!" Взять, например, тот же учебник по отечественной истории для 11-го класса (1945–2007 гг.), в котором власть обозначила робкий поворот в сторону понятия "национально-государственные интересы". Этого мало. С точки зрения идеалов русского национального движения произошла позитивная подвижка, но пока не слишком значительная. Она была встречена шквалом возмущения: сталинщина! бездна тоталитаризма! А как же наши общечеловеческие ценности?! И так далее. Глава столичного вуза воздвигся на публикацию статьи, где взялся громить национальный смысл Великой Отечественной войны, требуя интерпретировать ее только с точки зрения борьбы между фашизмом и сталинизмом – понятиями, с его точки зрения, родственными.
Члены жюри Премии имени Н.М. Карамзина (слева направо): Далия Трускиновская, Наталья Иртенина и Ольга Елисеева
Люди 90-х цепляются за свое исчезающее духовное влияние. А власти не имеют духа давать адекватный отпор интеллектуальной среде, которая еще вчера была им верной союзницей. Так вот, сейчас порядочному русскому надо идти впереди власти, показывать власти верный путь, тянуть ее за собой в мелочах и в главном, отбивать наскоки тех, кто пытается вернуть страну в "блаженную пору" дикого капитализма.
В сфере культуры роль одного из инструментов для вытягивания страны из болота играют премии независимых патриотических сообществ. "Карамзинский крест" занял среди них одно из центральных мест, ибо эта награда создавалась именно для такой роли.
20 декабря 2006 г. группа историков и писателей, ориентированных на ЛФГ "Бастион", учредила Премию имени Н.М. Карамзина ("Карамзинский крест") за выдающиеся достижения в исторической литературе. Этой премией награждаются произведения, отмеченные позитивным отношением к историческому прошлому и культуре России, уважением к русскому народу и осознанием великой роли христианства в судьбе нашей страны. Первое награждение прошло в январе 2007 г.
Через несколько месяцев при ЛФГ "Бастион" возник Карамзинский клуб, в течение всего года занимавшийся обсуждением книг, которые стали важным событием современной русской культуры. Усилиями клуба эти книги и их авторы получали информационную поддержку.
23 ноября 2007 г. Карамзинский клуб стал главным учредителем премии "Карамзинский крест". Премия обрела статус ежегодной.
Премия вручается по трем номинациям:
1) Художественный текст (лауреат определяется голосованием жюри);
2) Художественный текст (лауреат определяется голосованием всех участников "Бастиона");
3) Историко-литературоведческий текст (лауреат определяется голосованием жюри).
Материальная часть премии состоит из орденского наградного знака и финансового бонуса, размер которого не разглашается. Состав спонсоров премии будет объявлен в день ее вручения.
В жюри "Карамзинского креста" вошли:
доктор исторических наук, главный редактор журнала "Историческое обозрение" С.В. Алексеев;
историк и писатель, член Русского ПЕН-центра К.С. Бенедиктов;
кандидат исторических наук, член Союза писателей России, вице-председатель Координационного совета Лиги консервативной журналистики Д.М. Володихин;
член Союза писателей России и Союза журналистов России Э.В. Геворкян;
предприниматель, член клуба Silver Dream И.Л. Гринчевский;
кандидат исторических наук Г.А. Елисеев;
кандидат исторических наук, член Союза писателей России О.И. Елисеева;
историк, академик МАДЕНМ К.А. Залесский;
член Союза писателей России Наталья Иртенина;
писатель, член клуба Silver Dream О.В. Марьин;
член Союза писателей России Д.М. Трускиновская;
член Союза писателей России, заместитель главного редактора издательства "Вече" Д.С. Федотов.
Очередное награждение лауреатов произойдет 26 января 2008 г., в рамках VIII Литературно-практической конференции "Бастион".
Источник: Политжурнал