ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новогодний пир или Рождественский пост?

Выбирая между застольем и постом, каждый предпочтёт выпить и закусить

Валерий Каджая :: 11 января 2008

25 декабря большая часть христианского мира отметила свой самый великий праздник – Рождество Христово.

Его по старой привычке или по незнанию называют у нас католическим, так как новый календарь установил в 1582 году папа Римский Григорий XIII, реформировав устаревший юлианский. Так что новый стиль действительно дали миру католики, что вначале вызвало бурный протест среди православных и протестантов, ибо в новом календаре они видели католическую экспансию, хотя григорианский календарь – практически тот же юлианский, только более точный.

Но постепенно здравый смысл восторжествовал и вслед за католиками на новый стиль перешли и протестанты, и англикане, а также греки, сербы, румыны, болгары и македоняне, исповедующие православие. И только Русская Православная Церковь твёрдо, словно это символ веры, держится за юлианский календарь, который отстает от григорианского на 13 дней, вследствие чего Рождество православные россияне будут отмечать 7 января, – через неделю после Нового года (григорианского). Потому что с 1918 года Россия (СССР) перешла на новый стиль, а РПЦ сохранила верность старому стилю. И если не полениться и поднять старые подшивки газет за январь – февраль 1918-го, вы будете несказанно удивлены: там после 31 января идёт сразу 14 февраля.

Пока Советская власть была при власти, календарный разнобой между людьми воцерковлёнными и светскими никак не сказывался. Но вот наступили новые времена...

* * *

Ни в чем так сильно не проявляются пережитки магии первого дня, как в новогоднем застолье. Изобилие блюд на нем издревле считалось залогом благополучия и богатства семьи. Будет обильной еда на Новый год, значит, будет дом полной чашей все последующие 12 месяцев. И блюда готовились не абы как, а со смыслом и с глубоким значением.

В детстве для меня Новый год ассоциировался с елкой, ружейной пальбой и обязательно – с гозинаки (в России то же блюдо называют "козинаки"). Так в Грузии называются сладости из грецкого ореха, зажаренного в меду. До чего же это вкусная штука, гозинаки. И никак не мог уразуметь я, почему их едят только раз в году, хотя и грецких орехов, и меду круглый год вдоволь.

И только будучи студентом и увлекшись мифологией и религиоведением, понял эту загадку, оказавшуюся на редкость простой. В странах Древнего Востока, особенно у персов, грецкий орех символизировал изобилие. Действительно, если расколоть грецкий орех, он весь состоит из причудливо завитых долек. Сладости символизировали счастье – они так приятны и вкусны. Мед, благодаря желтому цвету напоминает золото, а золото – это богатство.

Каждый народ имеет свое "фирменное" новогоднее блюдо.

Изобилием отличался рождественский стол в старой России. "Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем и поросенком с кашей... После поста так сладко"... Дальше цитировать Ивана Шмелева, чтобы не травить душу, не буду. Умели на Руси и выпить и закусить, особенно на Рождество.

Внимательный читатель наверное заметил, что с описания новогоднего застолья я сбился на рождественское. Обычай начинать новый год 1 января идет от римлян. Но еще задолго до того, как эта дата стала у них точкой отсчета (45 год до н.э.), праздновали они Сатурналии, которые начинались... 25 декабря, в день рождения Солнца Непобедимого. Да, именно в этот день завершается зимнее солнцестояние, когда несколько суток держатся самые длинные в году ночи, а с 25-го дневное светило начинает медленно, по минутке, но неуклонно все дольше задерживаться на небосклоне: происходит как бы рождение Солнца, а с ним и нового года. Все пировали и веселились, в честь этого приостанавливались всякие работы и дела, дома украшались ветвями лавра и других вечнозеленых растений, друзья ходили друг к другу в гости и обменивались подарками. Веселье продолжалось 12 дней. Будучи не в силах запретить этот языческий праздник, идущий корнями в глубь тысячелетий, в древние Шумер и Вавилон, церковь сделала его... христианским, назвав священным 12-дневьем. На Руси это праздничное время зовется Святками.

После распада Древней Римской империи в большинстве стран Европы новый год в средние века начинался на Рождество. И когда вновь было восстановлено в своих правах 1 января как начало новолетия, его празднование органично вошло в святочный цикл. А чтобы сделать этот день совсем христианским, первого января Церковь стала отмечать один из важнейших (двунадесятых) праздников – Обрезание Господне.

Еще одно новшество, которое не знали язычники–римляне – Рождественский Пост. Начинается он 28 ноября, а накануне, в день св. Филиппа, происходит заговенье, то есть в последний раз можно от пуза наесться скоромного. Вот почему Рождественский Пост называют еще Филипповым, а в народе просто "Филипповками". Завершается он 25 декабря (в России, естественно, 7 января) на Рождество Христово, отсюда и основное его название.

Из всех многодневных постов Рождественский считается самым мягким. Он радостный, нестрогий, благословляется рыба (кроме Среды и Пятницы). Строгость его усиливается с 20 декабря, когда принято есть всего раз в день и только растительную пищу. А в Сочельник (день накануне Рождества) и вовсе положено полное голодание – ни маковой росинки до первой вечерней звезды, после чего вкушают сочиво – блюдо из зерен злаков, замоченных в воде или же каша из них с добавлением меда. А запивается оно традиционным взваром – густым компотом из сухих фруктов и ягод, подслащенным медом. Второй Сочельник отмечается спустя 12 дней накануне Крещения, когда завершаются Святки.

Как и Великий пост, предшествующий Пасхе, Рождественский продолжается 40 дней, в продолжение которых запрещено есть всё скоромное, то есть мясо, яйца и мясомолочные продукты, а вино дозволено лишь в дни, разрешенные церковным Уставом: это все воскресенья, а также праздники, например, 4 декабря – введение в Храм Богородицы, 8-го – Отдание Праздника Введения, 19 декабря – почитание Святителя Николая и т.д. (все даты – по новому стилю).

Но кто сегодня в России, садясь в полночь 31 декабря (18 по старому стилю) за новогодний стол, думает о Посте? И что, нарушая его, он (она) совершает большой грех? Даже те, кто в последние годы обратились к лону Церкви и вроде бы стали верующими христианами. Но не будем спешить их обвинять в ханжестве. По существу грешить их заставляет не кто иной, как сама Церковь. Виной всему разнобой в календарях, по которым живут народ и РПЦ. И когда у всех мирян 1 января, в русском православном календаре Рождественский пост не просто в разгаре, а наступает время самого строгого его исполнения – даже рыбы вкушать нельзя, не говоря уже о традиционном шампанском.

Отсюда и вся та неразбериха и полный кавардак, которые сопутствуют у нас в последние годы новогодним праздникам: начиная с 25 декабря по новому стилю (Рождество по григорианскому календарю) и до 19 января (Крещение по старому стилю, конец Святок), идет сплошная пьянка или тягучее безделье. Большие убытки несёт народное хозяйство. Никто толком не работает в стране: в Рождественские каникулы все заняты тем, что только "отмечают" – кто по-новому, кто по-старому, а кто от тоски на луну воет. Помимо чисто социально-политической несуразицы, календарный разнобой приводит к большим экономическим потерям.

К сожалению, никто не подсчитал, во что обошлись стране новогоднее-рождественские каникулы прошлого года. То же самое повторяется и сейчас. Одно из двух: или Россия должна вновь перейти на старое исчисление, что совершенно нереально, или РПЦ придется принять в конце концов новый стиль, по которому сверяют время у нас стране, как и во всем мире...

Любопытная деталь: большевики, которые зажали в железный кулак РПЦ и за малейшую вольность гноили иерархов в ГУЛАГе или просто расстреливали, тем не менее смотрели сквозь пальцы на то, что церковь живет по юлианскому календарю, как бы храня верность старому режиму. На самом же деле старый календарь лишь отдалял от РПЦ массу верующих, особенно новые поколения – богоборческая власть это отлично понимала.

Зачем искушать людей без нужды? Сказано же в молитве "Отче наш", заповеданной самим Христом: "И не введи нас в искушение...".

Ведь ясно же: выбирая между привычным новогодним застольем и непонятным Постом, каждый предпочтёт и выпить, и закусить, чем Бог пошлет, и поздравить друг друга с Новым годом, с новым счастьем.

Источник: АПН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама