ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Бумерангом по кресту

Как "президентскую" церковь захватили сторонники президента

Дмитрий Скворцов :: 14 января 2008

Не радостным оказался конец уходящего года для земляков президента Украины – хоружевцев. В день св. Екатерины – небесной покровительницы его жены – прихожане Екатерининской церкви, построенной его братом, впервые молились на улице под промозглым декабрьским небом.

Сельсоветом Хоружевки храм, изначально принадлежавший Украинской Православной Церкви Московского Патриархата был передан религиозной организации, в свое время успевшей первой "благословить" тогда еще кандидата в президенты Виктора Ющенко.

Впрочем, и хоруживские православные никогда не оставляли молитв ни за здравие Виктора Андреевича, ни за упокой его матери Варвары Тимофеевны. Община во главе с настоятелем церкви отцом Геннадием даже поддержала "народного кандидата" на Майдане. Идиллия союза трона и алтаря в отдельно взятом селе так и продолжалась бы, не учреди в 2007 году владелец агрофирмы "Хоруживка" (по сути – бывшего колхоза) Петр Ющенко вместе с советником Виктора Ющенко Александром Саганом* всеукраинское объединение "За Помiсну Украiну" (именно так пишется название организации на ее официальном веб-портале). Своей целью ЗаПУк обозначила поддержку президентской инициативы о создании единой церкви. А чтобы было кому объединяться с канонической церковью и в Хоружевке, по инициативе председателя сельсовета Нины Левченко была срочно образована новая община религиозной организации "Украинская православная церковь киевского патриархата": как водится, подписи "за" были собраны среди самых зависимых от сельсовета людей – учителей и служащих.

Параллельно началось национально-патриотическое воспитание главы Сумской епархии архиепископа Марка. Не выдержав психологического давления, тот перевел о. Геннадия в соседнее село. А у нового настоятеля, уже не имевшего заслуг перед "оранжевой революцией", ключи от церкви попросту отобрали. Так православная община осталась не только без храма, но и без имущества (разрешили забрать только книги на церковнославянском языке, поскольку новым обладателям ключей от храма "москальская" богослужебная литература не понадобилась).

Спросите, почему же Виктор Андреевич не возмутился беззаконием в отношении своих же земляков? Да потому что изъятие храма у прежнего владельца был произведено строго по закону, а захват имущества – по схеме, отработанной с первых дней "народного президентства" ("во исполнение" того же закона).

Загремели по статье

В начале 90-х, когда на Западной Украине начался массовый насильственный захват православных храмов возрожденными греко-католическими общинами (справедливости ради следует сказать, что это возрождение было действительно массовым), Верховной Радой был принят Закон "Про свободу совiстi та релiгiйнi органiзацii", статья 17 которого гласила: "Культова будiвля i майно, що э державною власнiстю, можуть передаватися у почергове користування двом або бiльше релiгiйним громадам за iх взаэмною згодою".

Впрочем, к 93-му мера эта оказалась запоздалой. Практически все "спорные" храмы уже были захвачены. К тому же отстранение от управления Русской, а затем и Украинской православными церквами местоблюстителя московского престола киевского патриарха Филарета пришлось весьма кстати под тогдашнюю "державотворчу" идею: "Незалежнiй краiнi – незалежну церкву". И хотя советники по религии прекрасно понимали, что идея сия – далеко не аксиома (католики всего мира, включая тех же униатов, напрямую подчиняются Риму), воплощена она была в виде "Киевского патриархата" (КП). Так "новостворен? рел?г?йн? громади" появились уже не только на западе, а по всей стране. И пошла вторая волна захватов. Которая, правда, и столь же быстро стихла – с победой Леонида Кучмы на досрочных выборах президента.

И вот, спустя 10 лет относительного межконфессионального спокойствия, со сцены оранжевого Майдана зачем-то прозвучали слова о том, что "отныне на Украине никто никому не будет указывать перстом, в какую церковь ходить". Но не успело эхо инаугурационной речи Ющенко затихнуть, как его назначенцы в "оранжево-электоральных" областях принялись определять, что отныне ходить следует лишь в те "культовые сооружения", которые используются конфессиями, поддержавшими упомянутый Майдан. Для этого в "непатриотичный" храм волевым решением власти подселялась не имевшая к нему никакого отношения, зато "национально-сознательная" община. Действия власти обосновывались поправкой 1993 года ко все той же 17-й статье, гласившей: "За вiдсутностi взаэмноi згоди мiж релiгiйними громадами державний орган визначаэ порядок користування культовою будiвлею i майном...".

Но ведь за то время, пока страной правил во всех отношениях "равновекторный" Кучма, от КП успели отпочковаться "Украинская автокефальная православная церковь", "Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)", "Автономная православная община", "Украинская автокефальная православная церковь каноническая", "Украинская апостольская православная церковь". И все они по закону имеют равные права на храмы, которые принадлежали канонической церкви уже 200-300 лет. Более того, закон не разграничивает конфессии. А это значит, что на православный храм в принципе может одновременно претендовать новообразованные иудейская и индуистская общины, на греко-католический – мусульманская и буддистская, а на католический – "посольская" от Аделаджи и баптистская от Турчинова – число комбинаций исчислению не поддается!

Впрочем, для канонической церкви, что филаретовцы, что мормоны – одного поля ягоды. В переводе на церковный язык – еретики. А это значит, что перед любой службой (венчанием, отпеванием, освящением, не говоря уже о Литургии) священник по канонам обязательно должен произвести переосвящение оскверненного алтаря. А это очень долгая служба. Поэтому графики поочередного богослужения не соблюдаются. И поскольку порядок разграничения времени не объяснен, возникают новые поводы для конфликтов и насилия.

Первой ласточкой новых религиозных конфликтов явилось решение главы Тернопольской облгосадминистрации Ивана Стойко (ныне – нардеп от НУНС) отдать в "поочередное пользование" КП храм в селе Рохманов Шумского района, который 270 лет назад построили верующие Русской православной церкви и отстояли в антиравославных Речи Посполитой, Австрийской империи, Польской республике и, даже, хрущевской УССР. Но 3 года назад, на волне "оранжевой революции" здесь была образована община "антимоскальской церкви". Вдохновителем и главой "церковного комитета общины киевского патриархата" стал олигарх местного пошиба – монополист по закупкам сельхозпродукции у земляков и работодатель для многих из них. А условием дальнейшего пребывания на хоть как-то оплачиваемой работе в этом далеко не зажиточном селе явилась запись в новую общину. Разумеется, это относилось и к атеистам (по данным пресс-службы УПЦ сегодня по Украине таких виртуальных "общин Киевского патриархата" более 2000*). Православным же не удавалось даже оставаться тайным христианином – за входящими-выходящими из "москальской церкви" велось круглосуточное наблюдение.

Настоятель церкви о. Олег Сирко в знак протеста объявил голодовку. Несмотря на это, на 33-й ее день "новостворена громада" захватила храм и, при полном попустительстве главы Шумской райадминистрации Василия Петрука, избила прихожан вместе со священниками. Лишь на 57 день, поверив обещанию Ющенко: "такие случаи абсолютно недопустимы, все они будут расследованы, и виновные понесут наказание", данному им накануне Пасхи в Лавре, отец Олег вышел из голодовки. Но обещания эти постигла та же судьба, что и прочие "шаги навстречу людям". И православным рохмановцам ничего не осталось, как установить палаточный храм под стенами Верховной Рады. Где он уже третий год и стоит.

Прецедент и президент

Предчувствуя беду всеукраинского масштаба, предстоятель УПЦ митрополит Владимир направил президенту, а также тогдашним премьер-министру Тимошенко, главе Верховной Рады Литвину, секретарю СНБО Порошенко и министру юстиции Зварычу письма, где просил приложить усилия для отмены злополучной поправки, которая к тому же противоречит 28 пункту т.н. Баламандских соглашений (Резолюции 7-й сессии Международной комиссии по теологическому диалогу, состоявшейся в ливанском Баламанде): "поочередное богослужение может вводиться лишь по взаимному согласию Церквей" (http://orthodoxy.org.ua/News-R_ooua.php?id=6057). Но адресаты митрополичьего обращения остались к нему глухи. И пошла волна захватов по всей Украине – от Буковины до Сиверщины.

И даже после того, как Высший административный суд Украины создал прецедент и отменил распоряжение Тернопольского губернатора на том основании, что "местные органы власти могут заключать дополнительные договора о пользовании культовым сооружением только в том случае, если оно уже не используется на законных основаниях" (как это следует из тех же Баламандских соглашений), ни рохмановцам, ни остальным их братьям по несчастью никто храмы не вернул.

Видя полную безнаказанность захватчиков, граничащую с высочайшим покровительством, вновь, спустя 20 лет после первой волны насилия, "проснулись" и греко-католики. А поскольку, самая приближенная к высочайшей особе Сумская область уже была отдана на откуп конкурирующей организации, взялись за регион, наиболее близкий к главе секретариата указанной особы – за Закарпатье.

Для начала решили пойти методом наименьшего сопротивления. Так в городе Тячеве, еще несколько лет назад настоятель местного православного храма "заради миру i спокою" добровольно решился на поочередные службы с униатами. Но вот в августе 2007 года последние неожиданно повесили на ворота храма свой замок. Который, видимо, и следовало теперь целовать законным хозяевам храма вместо икон.

И тут оказалось, что не всех архиереев УПЦ МП пронимает ведущаяся по отношению к ним воспитательная работа. Предстоятель местной епархии епископ Ипполит, понимая, что уступка чаяниям местной администрации будет равнозначна команде на массовый захват, занял принципиальную позицию. Вдохновленные стойкостью своего архипастыря, на решительные действия решились и православные. Тячевский Храм удалось отстоять, но 52-летний епископ Ипполит был "отправлен на покой". Видимо, ради все того же "мира и согласия" между церковью и государством. Сменил его... бывший сумской епископ Марк.

Круг замкнулся. Стоит ли после этого удивляться, что и "президентскую" церковь захватывают президента же сторонники? И если ни глава государства, ни церковные иерархи не желают нарушать установившийся между ними мир, то, простым верующим остается надеяться на... коммунистов. В последний день работы нового парламента в 2007 году представитель КПУ Екатерина Самойлик объявила о создании межфракционного депутатского объединения в поддержку канонического православия. Может быть, 155 вошедших в него депутатов обратят внимание на нарушения прав верующих и инициируют отмену дискриминационной поправки к Закону о свободе совести и религиозных организациях?

Примечания:

* Один особо ретивый активист умудрился зарегистрировать на свой домашний адрес 24 такие общины (http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=&id=8697).

** С нового года по квоте президента Александр Саган приступил к обязанностям главы Госкомитета по делам религий при кабмине Тимошенко.

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама