17 января в Российской Христианской Гуманитарной академии в Петербурге состоялась презентация сборника докладов Всероссийской конференции "Церковное искусство: его восприятие и преподавание".
Конференция проходила в Москве в мае 2006 года и была организована Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, Институтом художественного образования, Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Сборник докладов был издан минувшей осенью, первая его презентация прошла в Москве 20 ноября 2007 года. Петербургская презентация сборника, сопровождалась обсуждением поставленных в нем проблем. Среди выступавших были искусствоведы, богословы, священнослужители, преподаватели, а также мастера церковного искусства.
"Цель прошедшей конференции, изданного сборника и сегодняшнего обсуждения не в том, чтобы в полной мере раскрыть обозначенную тему, сказал один из составителей и авторов сборника, преподаватель церковной археологии и христианской эстетики Свято-Филаретовского института, профессор Александр Копировский, Мы пытаемся вовлечь церковных и светских специалистов, занимающихся вопросами искусства, в продуктивный диалог. Мы хотим объединить два взгляда на церковное искусство: и художественно-эстетический, и богословский". В ответ директор Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений, профессор РХГА протоиерей Владимир Федоров назвал такое взаимодействие разноплановых специалистов "междисциплинарным экуменизмом" и всецело поддержал его.
В том же ключе прошло выступление доктора искусствоведения Веры Залесской. Будучи заведующей сектором Византии и Ближнего Востока Государственного Эрмитажа Вера Николаевна выразила надежду на то, что "люди церковные будут больше помогать музейщикам в исследовательской работе".
О том, что до недавних пор между богословами и искусствоведами не было диалога, а был лишь обмен мнениями, говорил председатель Архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, директор Иконописного отделения Санкт-Петербургских Духовных школ и доцент Российской Академии художеств имени Репина игумен Александр Федоров. Отец Александр подчеркнул, как важно современным творцам, "прочувствовав дух и вкус церковного искусства, не ограничивать себя лишь копированием старых шедевров". Развивая эту мысль, иконописец Филипп Давыдов говорил о важности сохранения иконописи как живой традиции "Работа для иконописца должна быть продолжением его духовной жизни".
По материалам источников: Богослов.ру