"Будьте как дети", призывает Небесный Владыка. "Народ дитя", вторит Ему Царица земная*. К сожалению, младенческие слабости народа не всегда ведут к обретению Царствия Небесного. Так, бывает, школьный класс, стоит учителю на минуту отлучиться, мигом теряет всякое подобие благообразия: летят, рассыпая содержимое, рюкзаки и портфели, трещат столы и стулья, а то и оконные стёкла вылетают прочь...
Пока прибывающая физическая сила не уравновешена разумом, к отрокам и отроковицам искони приставляют дядьку с палкой или строгую бонну: по мнению ребёнка, они тиранят его и ограничивают его свободу, по мнению родителей берегут от беды.
90 лет назад учителю даже не дали выйти из класса: "народ-дитя" начал безобразничать в столице и жечь помещичьи усадьбы, не смущаясь присутствием Государя, от Бога поставленного присматривать за поведением своего народа. Была в ходу даже особая поговорка: "Народ согрешит Царь умолит", возводившая в норму подобное "разделение труда": народу безобразничать, Царю молить Бога о прощении.
В одном из номеров журнала "Фома" диакон Андрей Кураев высказал предположение, что утрата Россией своего Государя явилась знаком Божьим: детство кончилось, пора учиться самим отвечать за себя. Но "свято место пусто не бывает": скоро, скоро утвердился над беспризорным народом новый, лютый пастух, пасущий свои стада "жезлом железным" и готовый истребить 99 овец ради того, чтобы одна оставшаяся вполне соответствовала его представлениям об овечьей породе... На десятилетия вопрос об ответственности и свободе выбора отпал за ненадобностью: накрытые непрозрачным колпаком идеологии, мы ели, что давали, смотрели, что показывали, и говорили, тщательно выбирая слова.
И вдруг колпак рассыпался, а мы оказались предоставлены самим себе.
И как же мы воспользовались неожиданной свободой? Да так же, как это делают неразумные дети, не способные предвидеть последствия своих поступков!
Есть такой анекдот. Человек звонит в дверь, ему открывает маленький мальчик: на голове отцовская шляпа, на ногах мамины туфли на каблуках; в одной руке дымящаяся сигара, в другой рюмка коньяку. Оторопевший гость спрашивает ребёнка: "Есть кто взрослый дома?" на что тот резонно отвечает: "А ты сам-то как думаешь?"
Сравнение некорректно, скажут нам. Не превращайте читателя и зрителя в неразумного младенца!
Но ведь мы росли в стерильной идеологической теплице, где железный занавес надёжно ограждал и от плохого, и от хорошего (нельзя было провезти в страну ни прозу Набокова и Солженицына, ни порножурнал). А наши дети осваивались на руинах 90-х, где о морали упоминали только в шутку, а словом "патриот" обзывали врагов. Манипуляция сознанием потерявшихся, дезориентированных, одурманенных поколений это гнусность, а не борьба за демократические идеалы и гражданское общество!
Поборники безграничной "свободы слова" убеждают нас: человек вправе сам выбирать, что ему смотреть и что читать. За подобными утверждениями стоит либо незнание социальной психологии, либо полное равнодушие к судьбе своей Родины, либо подлый и тщательно скрываемый корыстный расчёт. Мне так и слышится усмешка наркоторговца на школьном дворе: не ограничивайте свободу ребёнка, пусть он "сам выбирает", что ему пить и курить!
Долг того, кто считает себя интеллектуально сильным, ограждать слабого от "мысленного хищника", готового ради наживы подсадить своего потребителя на любую тухлятину. Долг человека, обретшего для себя укоренённые в глубине нашего существа ценности веры, свидетельствовать о них не менее громогласно, чем ратуют за право "взять от жизни всё" безнаказанные молодёжные телеканалы. Наконец, долг власти, желающей стать преемницей тысячелетней российской государственности, принять на себя заботу о тех, кто не способен самостоятельно выбирать дорогу, пищу и удовольствия, кто привык полагаться в этом на других.
Страшное слово цензура! Мы ненавидим его генетически, нам отвратительна мысль, что кто-то будет за нас решать, что нам можно, а что нельзя... А не страшнее ли потерять отечество, которое растворится в безликом глобальном ширпотребе, утратит облик и культурное своеобразие, а следом за тем неминуемо и территорию, и самостоятельность, и свободу? Добровольное самоограничение может оказаться ценой выживания России во втором тысячелетии её истории.
Ключевым вопросом остаётся моральный авторитет тех, кто возьмёт на себя смелость "отделять овец от козлищ". Ах, если бы в XXI веке, как в XIX, цензорами стали люди масштаба И. Гончарова и С. Аксакова, а не невежественные функционеры, получившие доступ "к рубильнику" за выслугу лет во властных структурах!
Но, так или иначе, благая воля, которая "в журнальных вымыслах стесняет балагура", необходима так же, как неизбежно родителям заботиться о рационе питания своих детей. Иначе первое и второе останутся нетронутыми, зато банка с вареньем из глубины шкафа будет опустошена, а в итоге диатез, перхоть, кариес и прочие недуги, столь популярные в телерекламе. "Я уже большой", бурчит недовольный телезритель, до тошноты объевшийся сладкого и липкого содержимого эфира. "Большой, конечно, большой!" поддакивает мама и наливает ему тарелку супа, со вздохом предвидя последствия своего недосмотра
Источник: Фома. Ру