ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Созвездие забытых сказочников

Ольга Кельберт :: 22 января 2008

"Я пишу не для детей, а для тех, в ком живет детство – будь им пять, пятьдесят или семьдесят пять лет", – писал Джордж Макдональд в предисловии к сборнику своих сказок. Детская душа наиболее восприимчива к тайнам мира. Для нее преображение, чудо – безоговорочная реальность. Христианская сказка рассматривает не просто чудо, а то, что за ним стоит. Надо заметить, что волшебная сказка, преобразившись под христианским пером, не становится нравоучением и не лишается своего вечного очарования. Она только приобретает отсвет личности, ее создавшей.

Я увидел ее под блестящей луной,

Ее грива сияла красой неземной.

С гордо выгнутой шеей – ко мне... не ко мне?

Она будто летела в серебряном сне.

..................................................................

Не узнать никогда – это ты ли была,

Или просто луна ко мне ночью пришла?

И, утратив тебя, я молю об одном, –

Чтобы помнить всегда о виденьи моем.


*

На самой высокой башне

От самых первых времен

В колоколах молчащих

Скрыт таинственный звон.

(Перевод Ольги Кельберт)

Это стихи из удивительной повести-сказки "Белая лошадка", написанной английской писательницей Элизабет Гоудж в 1947 году.

"Человечество можно разделить на три типа, – лукаво писала Гоудж, – тех, кто находит утешение в литературе, тех, кто находит утешение в украшении самих себя, и тех, кто находит утешение в еде". Думается, что среди тех, кто находит утешение в литературе, немало тех, кто находит его в сказке.

Английская литературная сказка как нельзя более утешительна. Ее "таинственный звон" присутствует в жизни, даже если мы этого не подозреваем. Нам хорошо известны Льюис и Толкин. Но имена основателя жанра – Джорджа Макдональда (George Macdonald) (1824-1905), которого Честертон, Льюис и Толкин считали своим учителем, и замечательных сказочниц Фрэнсис Бернетт и Элизабет Гоудж были надолго забыты. А ведь без них знакомый нам фантастический мир был бы другим.

Принцесса Айрин и ее друг и спаситель Курди из сказок Макдональда, Мария Мерривезер из "Белой лошадки" Гоудж, Мэри Леннокс из "Таинственного сада" Бернетт – пребывают в неустанных поисках, венец которых – преображение души. Шестисотлетние башни и лестницы соседствуют в этих книжках с викторианским антуражем и подробнейшими деталями домашнего быта. Герои проходят серьезные испытания, сталкиваются с неизбежным злом в различных его проявлениях. Но как гласит девиз рода Мерривезеров – "храбрая душа и чистый дух наследуют царство".

Для тех, в ком живет детство

"Я пишу не для детей, а для тех, в ком живет детство – будь им пять, пятьдесят или семьдесят пять лет", – писал Джордж Макдональд в предисловии к сборнику своих сказок. Детская душа наиболее восприимчива к тайнам мира. Для нее преображение, чудо – безоговорочная реальность. Христианская сказка рассматривает не просто чудо, а то, что за ним стоит. Надо заметить, что волшебная сказка, преобразившись под христианским пером, не становится нравоучением и не лишается своего вечного очарования. Она только приобретает отсвет личности, ее создавшей.

На одном из камней сидел высокий человек, почти великан, с длинной бородой... Передо мной было божество, чисто духовное создание без возраста и порока. И в то же время я видел старика, продубленного дождем и ветром, как пастух, которого туристы считают простаком, потому что он честен, а соседи по той же самой причине считают мудрецом. Глаза у него были зоркие, словно он долго жил в пустынных местах, и я почему-то догадался, что их окружали морщины, пока бессмертие не умыло его лица...

– ...Посиди со мной, – сказал он. – Поговорим, – и он подвинулся, чтобы дать мне место на камне.

– Мы не знакомы, – смутился я.

– Меня зовут Джордж, – сообщил он. – Джордж Макдональд.

– О, Господи! – закричал я. – Значит, вы мне и скажете. Уж вы-то не обманете меня.

Сильно дрожа, я стал объяснять ему, что значит он для меня. Я пытался рассказать, как однажды зимним вечером я купил на вокзале его книгу (мне было тогда шестнадцать лет) и она сотворила со мной то, что Беатриче сотворила с мальчиком Данте – для меня началась новая жизнь. Я сбивчиво объяснял, как долго эта жизнь была только умственной, не трогала сердца, пока я не понял, наконец, что христианство не случайно. Я заговорил о том, как упорно отказывался видеть, что имя его очарованию – святость, но он положил мне руку на плечо.

– Сынок, – сказал он, – мне ли не понять твою любовь и всякую любовь. Но мы сбережем время (тут он стал с виду истинным шотландцем), если я тебе скажу, что я все это знаю... (Перевод Натальи Трауберг.)

Таким предстает Джордж Макдональд в притче К. С. Льюиса "Расторжение брака".

Он родился в семье шотландского фермера. Был пастором, поэтом, писателем, философом, написал более пятидесяти томов сочинений: романы, фантастическую прозу, стихи, проповеди, сказки, рассказы, критические эссе. Но классиком не стал; его забыли на долгое время и обратились к его творчеству сравнительно недавно, как предсказывал его преданный почитатель Г. К. Честертон. Он называл Макдональда одним из трех или четырех величайших людей девятнадцатого столетия, а сказка "Принцесса и гоблин", по словам Честертона, изменила все его существование.

Мы располагаем бесценным свидетельством жизни Макдональда – биографией "Джордж Макдональд и его жена", составленной его сыном Гревиллом. Биография во многом апологетическая, но думается, что сын не погрешил против истины, представив отца рыцарем идей, живущим именно той духовной жизнью, к какой он стремился в своих книгах.

По мнению Гревилла Макдональда, ключ к пониманию его отца лежит в кельтском наследии. "Романтика никогда не умирала в кельтах, – пишет Гревилл, – даже тех, кто жил на равнинах, никогда не оставляла воображение, полное видений и духов, независимо от знаний и интеллекта". В Джордже Макдональде проявились характерные черты предков: свободолюбие, религиозное чувство, не нуждающееся в догмах, тяга к знаниям и благородный героизм. Детство его прошло среди шотландских гор и долин. Когда мальчику было восемь лет, умерла мать, но отец женился вновь. Мачеха стала второй матерью ему и его братьям. После школы, в 1840-1845 гг., Макдональд обучался химии и хотел заниматься медициной, но на это не хватило средств. Мысли о религии неотступно занимали его, и он поступил в конгрегационалистский Хайбери-колледж в Лондоне. В 1850 году получил место пастора в Арунделе, а в 1851-м женился на Луизе Пауэлл. Брак был счастливым, они прожили вместе более пятидесяти лет и родили шестерых сыновей и пятерых дочерей.

Пасторское служение оказалось недолгим. Проповеди Макдональда шли вразрез с кальвинистской доктриной о предопределении, и ему вполовину уменьшили жалованье. Он продолжал отстаивать свое видение мира, считая, что спасение доступно всем и любовь Господня слишком велика, чтобы отстранять кого-то от себя. Это совершенно расходилось с догмами конгрегационалистской церкви, считавшей, что все в мире предопределено и спасутся немногие праведники. Макдональду пришлось выйти в отставку. С тех пор он всецело посвятил себя литературе, читая иногда независимые проповеди и, ради заработка, научные лекции. Долгое время семья пребывала в бедности и существовала благодаря денежной поддержке друзей. Но одна за другой выходили книги. Макдональд приобрел известность и очаровывал своей личностью всех, кто его знал. В число его близких друзей входили Джон Раскин и его преподобие Чарльз Лютвидж Доджсон, известный как Льюис Кэрролл, а также Марк Твен, с которым они познакомились во время поездки в Америку в 1872 году, куда Макдональда пригласили с лекциями по литературе. В этот период начали появляться знаменитые сказки "Золотой ключ" (1867), "На спине Северного Ветра" (1871), "Принцесса и гоблин" (1873) и, позднее, "Невесомая принцесса" (1875), "Принцесса и Курди" (1882).

Макдональд прожил долгую жизнь, полную трудов, забот и болезней, и непрерывно писал. Всю жизнь его мучили недуги: астма, экзема, туберкулез, от которого умерли два его брата, две сводные сестры и четверо детей. Несмотря на это, все отмечали его подлинный оптимизм и готовность к радости; он жил силой своего духа... Слабые легкие его нуждались в южном климате. Полученная от королевы Виктории в 1873 году годовая пенсия в 100 фунтов (по тем временам довольно большие деньги) позволила Макдональдам большую часть времени проводить в Италии, в городке Больдиньера. Там он продолжал писать вплоть до 1898 года; в 1900-м тяжело заболел и скончался в 1905 году, через год после своей жены.

Конечно, Макдональд – главным образом сказочник. Его крупные произведения перенасыщены рассуждениями и трудны для чтения. В нем преобладал дар проповедника, а не художника. Но недаром, по словам сына, он любил подолгу рассматривать драгоценные камни. В его книгах среди неудобных и тяжелых пассажей мы встречаем россыпи драгоценных мыслей, подобные самоцветам из двойной сказки о принцессе Айрин. Макдональд не любил объяснять свои сказки. "Если в моем читателе есть музыка – я буду счастлив пробудить ее".

Где нет места чертополоху

Фрэнсис Бернетт (Frances Hodgson Burnett) (1849-1924) – почти современница Макдональда. Она тоже много писала для детей и взрослых, но знают ее в основном по нескольким детским книгам: "Маленький лорд Фаунтлерой", "Маленькая принцесса", "Таинственный сад".

Фрэнсис Бернетт, до замужества Фрэнсис Элиза Ходжсон, родилась в Манчестере. Ее отец владел магазином художественных принадлежностей. В семье было пятеро детей, Фрэнсис – третья. Отец умер, когда ей было четыре года. Мать, оставшись с детьми одна, пыталась продолжить семейное дело, но безуспешно. В 1865 году они переехали в Америку, штат Теннесси, к брату матери. Они очень нуждались. Фрэнсис писала с детства и с семнадцати лет стала зарабатывать, сочиняя рассказы для журналов. Ее охотно печатали, и после смерти матери она содержала братьев и сестер на свой литературный заработок. В 1873 году она выходит замуж за доктора Свана Бернетта; после нескольких лет жизни в Европе и Англии они с мужем и двумя маленькими сыновьями поселяются в Вашингтоне. Бернетт поглощена трудами и заботами, много пишет, борется за авторские права, путешествует в Европу и обратно.

В 1886 году выходит книжка "Маленький лорд Фаунтлерой", мгновенно ставшая популярной. Идею книжки подал Бернетт ее сын Вивиан. Приключения маленького лорда так понравились публике, что появилась мода одевать мальчиков в вельветовые костюмчики с кружевными воротниками в подражание Седрику из книжки. Такой костюм, описанный в книге, на самом деле носил Вивиан; впоследствии он сетовал, что ассоциируется у всех с образом мальчика в вельветовом костюмчике. В 1890 году старший сын Бернеттов Лайонел в возрасте шестнадцати лет скончался от туберкулеза. Мать в то время подолгу находилась в Англии; узнав о болезни мальчика, она спешно вернулась и после смерти сына долго была в глубокой депрессии, но писала при этом безостановочно.

Брак с Бернеттом распался в 1898 году; вскоре она вышла замуж за своего делового партнера, с которым впоследствии тоже рассталась. Следующие десять лет Бернетт проводит в Англии, в купленной ею усадьбе. Становится очень известна как в литературных кругах, так и среди читателей. Театры ставят пьесы по ее книгам. В 1905 году выходит знаменитая "Маленькая принцесса", в 1911-м – "Таинственный сад". С 1909 года писательница вновь живет в Америке и до самой своей смерти в 1924 году пишет книжки. В 1925 году в центральном парке Нью-Йорка появилась скульптура, изображающая Мэри и Дикона из "Таинственного сада".

Большинство "взрослых" книг Бернетт сейчас не читаются; но книги для детей, ставшие заодно фильмами и спектаклями, живы и любимы всеми. Их в строгом смысле слова нельзя назвать волшебными; но в них – все то же, чем пленяет английская сказка. На фоне викторианских загадочных усадеб совершается душевная эволюция героев. Застывшие упрямые сердца, как детские, так и взрослые, становятся живыми и любящими, стоит попасть через секретную дверь в запертый сад, который нуждается в них так же, как они нуждаются в нем. И слова старого садовника: "Там, где ты хорошо окучиваешь розы, нет места чертополоху", – приходятся очень кстати.

Только любовь имеет значение

Элизабет Гоудж (Elizabeth Goudge) (1900 – 1984) гораздо ближе к нам по времени, чем Макдональд и Бернетт. Но благодаря своей "Белой лошадке" встает с ними в один ряд.

Писательница родилась в маленьком городке Веллс графства Сомерсет. В начале XX века это было уединенное место, окруженное зелеными холмами; с внешним миром его связывала только маленькая железнодорожная ветка. Отец писательницы, преподобный Генри Гоудж, учительствовал в школе при городском соборе. Элизабет была единственным ребенком у родителей, которых соединял брак по любви – достаточная редкость в те времена. Мать ее, ожидая ребенка, попала в велосипедную аварию и с тех пор стала инвалидом, перенеся множество операций. Девочку воспитывала гувернантка; Элизабет жила в замкнутом мире, не готовясь к практической жизни, зато получая глубокие впечатления для будущего писательства. Когда ей было одиннадцать лет, отца назначили настоятелем собора и главой теологического колледжа в Эли. Дом в Эли стал для Элизабет настоящим Домом. Веллс был "волшебным местом", а Эли – "источником жизненной силы". Там она читала Эндрю Ланга, Диккенса, Теккерея, Троллопа, Бронте, Джейн Остин – то, что советовал отец. Воздух Эли, стоявшего на холме, казался благотворным и для матери.

Подросшую Элизабет отправили затем в школу-интернат в Хэмпшире. Это совпало с началом Первой мировой войны. Девочка очутилась вдали от дома, среди других сверстниц. Как она вспоминала потом, их не учили практическим вещам, а прививали религиозные понятия, обучали хорошим манерам и домоводству, они музицировали, составляли букеты цветов.

После окончания войны родители не очень понимали, что им делать с юной дочерью, мало приспособленной к жизни и считавшей себя некрасивой неудачницей. Она поступила в Арт-колледж, где с удовольствием училась прикладным искусствам.

Начало ее писательства связано с переездом в Оксфорд, где в 1923 году Генри Гоудж был назначен профессором богословия. Жизнь в Оксфорде оказалась мучительной и для матери, и для дочери. Шумный город, темный сырой дом с крысами, сквозняками, маленьким садом разительно отличался от коттеджа в Эли. Пришлось купить бунгало в Бартоне, возле моря, где миссис Гоудж могла жить летом, а на зиму перебираться в Оксфорд.

Элизабет тяжело переживала смену обстановки. Она страдала застенчивостью, а положение отца вынуждало ее принимать участие в общественной жизни. Но она нашла утешение в прогулках возле оксфордских старинных зданий и знакомстве с самыми блестящими умами эпохи. И, конечно же, в писательстве.

Сначала это были три пьесы, потом пошли романы. В 1934-м была издана первая книга. Успех подарил Элизабет возможность путешествовать. Ее преследовали нервные срывы, но, подобно героям своих книг, она всегда выходила из тупика благодаря способности к состраданию и умению находить комические стороны даже в самых мрачных ситуациях.

Весной 1939 года внезапно умер отец, друг и наставник с детства, успев сказать ей перед смертью: "Только любовь имеет значение".

Немного оправившись от первого шока, мать решила уехать на месяц в Девон. И они буквально влюбились в эту местность. Дом в Бартоне, полный грустных воспоминаний, был продан. Знакомый строитель спроектировал для них подходящий коттедж с приспособлениями, необходимыми инвалиду. Коттедж был назван "Провидение". Там они начали новую жизнь и прожили десять счастливых лет. За это время Элизабет написала десять романов и бесчисленное количество коротких рассказов.

Известность принесла ей сказочная повесть для детей "Белая лошадка" ("The Little White Horse", 1947), изданная в русском переводе в 1995 году. Там есть все – волшебный антураж, девочка-сирота, странный дядюшка – владелец таинственного замка, и свет луны, и лев с единорогом, и необыкновенные приключения. Видится перекличка с Макдональдом и Льюисом, но вместе с тем повесть отличается явственно индивидуальным стилем и редким очарованием деталей. А главное: в самом начале книги гувернантка читает "эссе о любви, которая никогда не исчезает". И это ключ ко всему повествованию. Вся книжка ненавязчиво пронизана готовностью к чуду, которое и есть любовь.

Интересно, что лев в сказке Элизабет Гоудж предваряет Нарнийского Аслана: "Хроники Нарнии" вышли через три года после книги Гоудж. "Белая лошадка" получила в 1947 году престижную медаль Карнеги, которой в Великобритании награждают за лучшую книгу для детей.

Элизабет Гоудж написала несколько религиозных книг, таких как "God So Loved the World" – о земном пути Христа, биографию Франциска Ассизского, автобиографическую книгу "Радоваться снегу" и множество художественных. На сегодняшний день "Белая лошадка" – единственная ее книга, переведенная на русский язык.

После смерти матери писательница переехала в Хэмпшир и вела там почти затворническую жизнь в доме под названием "Розовый коттедж" в компании подруги-экономки и нескольких собак, к которым чувствовала необычайную привязанность. Каждые два года из-под ее пера выходила новая книга. Умерла Элизабет Гоудж на 84-м году жизни, в 1984 году.

* * *

Можно только дивиться, как сказки, создавая свое дополнительное пространство, перекликаются друг с другом – и с реальностью.

Хорошо известно, что Джорджу Макдональду мы обязаны появлением в печати "Алисы в стране чудес". Льюис Кэрролл, будучи другом семьи "дядей Доджсоном", опробовал свою "Алису" на детях Макдональда. Дети были в восторге, и книжку решили печатать.

Забавно и то, что Гревилл Макдональд в пятилетнем возрасте позировал другу отца скульптору Манро для статуи "Мальчик с дельфином" в лондонском Гайд-парке (1860). Не ее ли имела в виду писательница Памэла Трэверс, придумывая мальчика-статую Нелея в "Мэри Поппинс"?

Перекличка сказок еще более причудлива, чем кажется. "Золотой ключ" Макдональда отдается слабым эхом в "Буратино", вечные розы английских садов – предмет заботы и восхищения героев ­ – становятся Розой Маленького Принца, а в связи с белой лошадкой как не вспомнить чудесного "Ежика в тумане"! Так, сказочные образы живут в своем мире, то и дело оборачиваясь к нам и освещая пути в нашей непростой детской жизни.

Источник: Фома. Ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама