ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церкви нужны канонисты

Псарев Андрей Владимирович :: 24 января 2008

Богослов.RU публикует несколько статей, посвященных различным аспектам современного церковного права. Статья преподавателя Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле А.В. Псарева посвящена современным проблемам преподавания церковного права. Публикуется впервые.

Андрей Владимирович Псарев

преподаватель Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле

(США; Русская Православная Церковь Заграницей)


Канонично ли...

Недавно мне пришлось провести беседу на одном динамично развивающемся приходе Русской Зарубежной Церкви о значении канонических правил в Православной Церкви. Надо сказать, что сейчас очень трудно найти приход Русской Зарубежной Церкви, где не было бы заметно присутствие россиян, эмигрировавших за последние 10-15 лет. Демография этого прихода весьма отличалась от привычных норм: здесь практически отсутствовали представители или потомки послереволюционной и послевоенной волн эмиграции. Моя беседа содержала некоторые мысли из вводных лекций курса церковного права о том, что церковные правила не налагают прещений сами по себе, но приводятся в действие законной церковной властью, пользующейся канонами, как снадобьями для душевного врачевания, и что, следовательно, канонично то, что служит спасению души.

Вопросы, заданные мне после беседы, например: "канонично" ли стоять в церкви без платка или как "канонично" налагать на себя крестное знамение – отражали представление о понятии "каноничности" среди прихожан.

По своему личному опыту могу судить, что такой подход вполне естественен у людей, пришедших в Церковь в зрелом возрасте; поэтому недаром церковное право изучается на последнем курсе семинарии, когда для студентов уже вполне очевидно, что православный подход подразумевает рассмотрение какой-либо проблемы в контексте.

Творческий подход не избежен

Для адекватного понимания "намерений законодателей" церковных правил и для верного их применения необходимо знакомство со Священным Писанием, историей Церкви и Византии, нравственным и пастырским богословием. Конечно, главной миссией семинарии является подготовка приходских священнослужителей, а не специалистов по каноническому праву. Однако в пастырском служении важно понимание того, что для работы с канонами необходим междисциплинарный подход. Навыки, приобретенные студентами на курсах, предшествующих изучению данного предмета, позволяют вести занятия в достаточно свободном режиме общения.

В этом отношении ориентиром для меня является подход протопресвитера Фомы Хопко, составлявшего свои лекции в Свято-Владимирской духовной академии по принципу "работы в составе группы" (team work) и старавшегося вместе со студентами определить, что является православной позицией по тому или иному вопросу, при этом избегая предположения, что у преподавателя есть некая презумпция непогрешимости, даже когда он говорит ex cathedra.

Мне представляется, что задача этого, возможно, и других предметов, заключается, прежде всего, не в том, чтобы снабдить студентов неким багажом знаний, которым они смогут воспользоваться при любых обстоятельствах, но в том, чтобы воспитать у студентов самостоятельное православное мировоззрение, чтобы дать им навык правильной постановки вопросов и нахождения на них ответов. То, что без личного творческого подхода приводить в действие законоположения церковного права невозможно, видно из того, что содержание многих правил не самоочевидно и для толкования требует привлечения различных вспомогательных пособий; замечу, последний, имеющий общеправославное значение собор, пытавшийся согласовать и упорядочить канонический корпус Вселенской Церкви, проходил в VII веке.

Границы икономии

С самого начала курса мы оказываемся в затруднительном положении (в книгах невозможно найти ответы на все вопросы), когда выясняется, что не только преподаватель, но и авторитетные толкователи зачастую не могут объяснить, как иные эксцессы церковной жизни согласуются с "теоретической частью". Остается повторять, что во избежание сложных ситуаций священник должен по всем спорным вопросам обращаться к архиерею, а качество тех или иных решений зачастую может быть определено только в будущем, и скорее всего, в будущем веке.

Вопрос о том, почему в жизни не соблюдаются какие-либо церковные правила, вплотную подводит нас к обширной теме церковной икономии, принципы которой в области душепопечения описаны в 102 правиле Трулльского Собора (в нем указано, что налагаемая епитимья должна соизмеряться с душевным состоянием кающегося).

Предварительное изучение истории Церкви помогает студентам рассматривать вопрос об икономии в более широком аспекте церковного созидания. Например, в основе дискуссий о событиях истории Русской Церкви новейшего периода лежит вопрос о границах церковного "домостроительства" в аномальных условиях жизни, будь то при тоталитарном режиме или в диаспоре.

Может ли клирик быть математиком?

Тогда как Священное Писание постоянно присутствует в жизни христианина, нельзя сказать того же о канонических правилах, составляющих неотъемлемую часть Священного Предания Православной Церкви. Поэтому одна из главных задач первого семестра заключается в том, чтобы студенты получили ясное представление о составе Книги Правил, о том, где искать правила посвященные той или другой тематике.

Каноны составляют фундамент для прохождения материала курса, их изучение сопровождается знакомством с толкованиями, что позволяет студентам непосредственно прикоснуться к проблематике нашего предмета. Так, при прохождении вопроса о требованиях к клирикам студенты обнаружили, что греческое слово οί maqhmatikoί в 36 правиле Лаодикийского Собора в английском переводе Пидалиона отображено как "математики", а в Книге Правил представлено более ясно – "числогадатели".

Яркий пример канонической экзегетики дает студентам упомянутый выше собор, ставивший своей целью упорядочить каноническое предание Православной Церкви в конце VII века, – Трулльский, который в 16-ом правиле, рассматривая эволюцию института диаконата, исследует проблему и в историческом и сакраментальном измерении.

Ниша Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке

Без введения в православное каноническое право в I семестре во втором невозможно подойти к разделам предмета, связанным со спецификой Свято-Троицкой семинарии.

Большинство приходов Русской Зарубежной Церкви находится на Северо-Американском континенте, поэтому неудивительно, что касающиеся её вопросы проходятся главным образом на опыте ее североамериканских приходов, основанных в 1920-х годах представителями послереволюционной эмиграции. Существовавшая здесь до революции епархия по своей миссионерской направленности, мультикультурному и многонациональному составу резко контрастировала с опытом, принесенным духовенством и паствой Русской Зарубежной Церкви из своих велико – и малороссийских епархий. Достаточно сказать, что русскому заграничному духовенству было позволено Святейшим Синодом стричь волосы и во внебогослужебном обиходе носить сюртуки.

Однако сегодня, спустя десятилетия, такие традиции Православной Церкви царской России, как, например, ношение духовенством ряс и длинных волос в Северной Америке представляет ценность, особенно для тех кто, приняв Православие в зрелом возрасте, ищет приобщения к аутентичной, непрерывающейся традиции благочестия. Сохранение последней является общепризнанным вкладом Русской Зарубежной Церкви в Православие на Северо-Американском континенте.

Важная особенность РПЦЗ состоит в том, что она, имея гарантированную законом свободу слова в рамках американского плюралистического общества, смогла посредством трудов своих духовных писателей, например архиепископа Аверкия (Таушева) или архимандрита Константина (Зайцева), обличать перед сильными мира сего апостасию в различных её проявлениях – экуменизме, модернизме или сервилизме.

Русская Зарубежная Церковь никогда не считала себя независимой, осознавая себя как временно самостоятельную из-за политических обстоятельств часть Русской Православной Церкви. Этот момент ограждения от внешних политических воздействий сыграл значительную роль в отношении Русской Зарубежной Церкви с Поместными Церквами. Условия изоляции привели к отсутствию диалога, к тому, что направление православной экклезиологии, представленное такими богословами, как протопресвитер Николай Афанасьев и митрополит Иоанн (Зизиулас), в Русской Зарубежной Церкви не нашло своевременного отклика.

Однако положение меняется: на IV Всезарубежном Соборе в мае 2006 года один из маститых протоиереев – отец Виктор Потапов – в своем докладе "Задачи православного прихода в наши дни" опирался, в том числе, на работы митрополита Антония (Блума), протопресвитеров Николая Афанасьева и Александра Шмемана.

Сказанное выше применимо и к позиции Русской Зарубежной Церкви в отношении неправославных христиан. В основе этой позиции лежит богословие новосвященномученика архиепископа Верейского Илариона (Троицкого), выраженное в его работе "Христианство или Церковь". В практическом отношении Русская Зарубежная Церковь в 1971 году приняла практику, одобренную собором Константинопольского Патриархата 1755 г., требующую крещения всех инославных, желающих присоединиться к Православной Церкви. Здесь опять возникает вопрос о границах икономии, в данном случае в отношении приема в Церковь.

* * *

Авва Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) часто повторял своим ученикам о том, что каноны – это живая, а не мертвая материя. То, насколько необходимо сегодня воспитывать такое представление в народе Божием, видно из вопросов, заданных мне на приходе, где проходила беседа о значении церковных правил. Для того чтобы положение изменилось, необходимо, чтобы изучение канонического права вдохновляло студентов к посвящению себя малопопулярной, но очень актуальной области богословия – церковному праву, в качестве ученых-богословов, а еще лучше – священнослужителей.

Источник: Богослов

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама