С самого начала христианской эпохи отношение к браку и к монархической государственности связывает некая тайна.
Внутренними антиномиями, неразрешимыми для "чистого разума" именно в этих двух вопросах, наполнено само Евангелие.
Владимир КАРПЕЦ
С одной стороны, Христос Сын Давидов, единственный законный Царь из единственно законного Царского Рода. С другой Царство Его не от мiра сего. Вход Его в Иеросалим, мистерия страстей и самая казнь на кресте (нечистом для иудеев, но для православных, "хранителе Вселенной" и "царем державе"), а затем Воскресение, именуемое Церковью как Красная Пасха (красный цвет цвет царских одеяний), Христос как "царь мiрове и Спас душам нашим" , "Царь царем и Господь господем".
С одной стороны "скопцы, соделавшие себя для Царствия Небесного" и "ангелы на небесех" , которые "не женятся, не посягают". С другой стороны "да будут два в плоть едину" , Царство Небесное изображается как брачный пир Агнца. Все Евангелия и особенно Откровение Святого Иоанна Богослова наполнены одновременно точнее, единоименно брачной и царской символикой. Символикой ли, или же все следует понимать буквально?
Тайна окружает и саму перво-христианскую общину. С одной стороны, большинство апостолов принадлежало к тем слоям, что сегодня называются "социальными низами". С другой, согласно многим древним источникам, значительная часть окружавших Спасителя лиц имела отношение не только к эллинистической знати (так, "друг Господень" Лазарь, воскрешенный Им на четвертый день по смерти, был военачальником), но и прямо к царским родам, причем не иудейским (св. Мария Магдалина была дочерью "царя Сира и царицы Евхарии"), не говоря уже о том, что сами
"деспозины" , родственники Христа по плоти (св. Иаков, "брат Господень по плоти"), св. Иосиф Аримафейский и другие принадлежали к одному с Ним роду Давидову, восходящему к ветхозаветному Царепророку. И если апостолы, согласно рассказу Писаний, отправились "во всю землю" на проповедь Евангелия, то некоторая часть "деспозинов" тайно морскими путями перебралась в Европу, опасаясь как иудеев, так и римских властей, не только как христиане, но и как представители царских родов. Знаменитое предание о предъявленном св. Марией Магдалиной красном яйце императору Тиберию свидетельствует о том, что она была пропущена в императорский дворец не случайно, а как представительница царей (видимо, иранского происхождения), правивших землями к северу от Иудеи и Самарии. Можно в определенном смысле говорить о том, что исторические пути "апостольской" и "вифанской" линии первоначальной общины если не разошлись, то некоторым образом разделились. Можно говорить и о том, что внутри самого первохристианства содержались как условно "демократические" , точнее, теократические (апостольские), так и монархические и аристократические ("вифанские") потенции, что в дальнейшем повлияло и на взаимоотношения Церкви и Империи, а затем Православной Церкви и Русского Царства, а на Западе папства и меровингских королей, позднее папства и германских императоров. При этом, если Евангелие в отношении брака предельно антиномично, "сочетавая несочетаваемое" , а послания св. Апостола Павла (проповедовавшего, как известно, отдельно от других апостолов) это вообще, по сути, апологетика брака, то жития других апостолов (св. Фомы, св. Андрея Первозванного и отчасти св. Петра, который, впрочем, сам был женат, что, кстати, дискредитирует саму католическую идею целибата священства), действительно содержат сведения о том, что они проповедовали безбрачие или физическое воздержание в браке. Хотя многие жития в данном случае западного происхождения (они собраны в "Золотой легенде" XII в. ) эти сведения подтверждает и преп. Иосиф Волоцкий в "Просветителе". Интересно при этом, что очевидное принижение брака (при почти негативном отношении к его собственно брачной стороне) по отношению к девству сочетается и с принижением Империи перед "экклесией" (общиной верных), и даже применительно к Ветхому Завету "судейство" считается более высоким состоянием, чем Царства, в том числе Давида и Соломона.
Негативное отношение к браку выражали такие раннехристианские авторы, как Тертуллиан, Татиан (III в. ), учивший, что брак есть жизнь по Ветхому Завету, а безбрачие по Новому, Иаков Афраат (IV в. ), не отрицавший брака вообще, но считавший, что после принятия крещения супругам следует соблюдать воздержание. Священномученик Мефодий Олимпийский (Патарский, IV в. ) в "Пире десяти дев" , формально не отрицая брака, призывает к добровольному девству и воздержанию для уже в брак вступивших. Близкие к св. Мефодию мнения высказывал и святитель Амвросий Медиоланский. Из ранних апологетов решительно высказывался в пользу брака только Климент Александрийский, пребывавший до X в. в святцах, а затем вычеркнутый (но не осужденный). В своих "Строматах" Климент Александрийский указывал, что сама идея безбрачия может быть оправдана лишь признанием переселения душ в ходе линейного времени, которую он, как и все христиане (включая, кстати, и Оригена, понимавшего метампсихоз как перемещение в иные пространственно-временные модусы), отвергал.
С другой стороны, многочисленные еретики, прежде всего так называемые карпократиане, в отличие от православных, рассматривали "гнушение браком" не как воздержание, а, напротив, как "дозволение на всяческая" , чем вызывали хулу на христианство даже у язычников. И то, и другое на самом деле одно и то же, так как в основе этих представлений лежит гнушение плотью как частью тварного мира, созданного, по их мнению, "злым демиургом".
В условиях Империи как призывы к воздержанию, на которые часто откликались жены императоров и высшей знати, о чем довольно подробно повествуют западные жития, так и, наоборот, обвинения в развратных оргиях (они были, но не в христианских общинах, а в полухристианских-полугерметических сектах, не примкнувших ни к тому, ни к другому направлению), за которыми часто стояли иудеи, вызывали напряженность в отношениях между властью и "экклезией" и часто были одной из причин конечно же не единственной гонений и мученичества. С учетом же того, что членами основанных апостолами общин были в то время все же в основном социальные низы в Риме папы в то время фактически заменили так называемых плебейских трибунов то можно в целом говорить о том, что с политической точки зрения, несмотря на наличие внутри христианства неизмеримых превышающих языческо-римские "царские" , "имперские" , "монархические" потенции в целом исторически в то время оно являлось, говоря современным языком, "левым дискурсом". При том, что, будучи по сути своей трансцендирующим, оно, в отличие от левого дискурса современного, в котором связь с горним отрезана, было аскетическим левым дискурсом. Об этом писали и пишут многие глубокие мыслители уже нового времени от православного христианина Льва Тихомирова ("социализм есть христианство без Бога") до критиков христианства Дени де Ружмона и Алена де Бенуа. О соединении якобы "безполости" раннего христианства с эгалитаризмом много писал барон Юлиус Эвола.
Бракоборчество и государство-борчество везде и всегда идут рука об руку. О связи гностицизма с государствоборчеством и бракоборчеством подробно писал, в частности, академик И. Р. Шафаревич в книге "Социализм как явление мировой истории". Можно спорить с автором в оценках советского периода русской истории, но то, что корни идей "мировой революции" он обнажил, не подлежит сомнению.
Изначально же в христианстве делались попытки восстановить сакральную природу брака, нарушенную повальным и разнообразным развратом времен поздней античности. Отсюда возглас "благословенно царство" в начале литургии и чина венчания брака. Гностицизм же этим попыткам противостоял и в той неразберихе кое-где добился перевеса в некоторых вопросах, в том числе в отношении к материальному миру, в частности, к полу. Увы, он оказал огромнейшее влияние на западное христианство, особенно через блаженного Августина (и позже Фому Аквинского), который сам в юности был гностиком (манихеем) и до конца их идей в себе не изжил.
Ситуация радикально меняется с наступлением "Константиновой эры" , когда подспудные религиозные течения легализуются. Формальное начало ее датируется Миланским эдиктом, а фактическое I Вселенским собором (325 г. ) в Никее, созванном по инициативе Императора. С тех пор Император в Православии является единственной фигурой, имеющей церковную правообязанность созыва Вселенского Собора, поскольку именно он выступает как представитель "мира Церкви" (в отличие от клира).
В числе прочих преданий о святом Константине существует и предание о том, что его мать Елена была не девушкой из предместья, торговавшей на рынке (демократическая, "гвельфская" версия), а дочерью британского короля Коля, происходившего из рода св. Иосифа Аримафейского, просветителя Британии, как известно, имевшего детей и, следовательно, она была из "деспозинов" , то есть близких родственников самого Христа. В этом случае является совершенно логичным расследование ею дела о Кресте Господнем и установление праздника Воздвижения, всегда считавшегося особым праздником монархической государственности.
Отныне судьбы Церкви и судьбы Монархии становятся едины (как были едины судьбы ветхозаветной Церкви и монархии при Давиде и Соломоне). А в политологическом аспекте можно сказать, что Христианство в его Православной версии из "левого дискурса" переходит в "правый" , в качестве какового окончательно закрепляется зрелым Православием Семи Вселенских Соборов. А поскольку происходит воцерковление народа, то Имперское (Царское), церковное и народное становится одним целым, "единой плотью". Происходит мистический брак Царя и народа, соединяемый и исполняемый Духом Святым через Церковь.
Не случайно в это же время брак признается одним из семи церковных таинств (наряду с Крещением,
Евхаристией, Покаянием). Воцерковление Империи хронологически совпадает с анафематствованием Гангрским Собором 340 г. гнушающихся браком как нечистотой. Правда, гнушение браком пока что приравнивается к гнушению вещами более второстепенными (употреблением мяса и вина, ношением "красных одежд"), но черта была перейдена. При этом мы должны помнить, что именно на Никейском соборе один голос одного епископа св. Пафнутия помешал введению правила о целибате священства, и именно св. Пафнутий прямо поставил вопрос о браке как о таинстве. В конце концов вопрос о том, как жить в браке, был оставлен на произволение брачующихся (епитимий из публичных постепенно превращаются в тайные). При том, что в некоторых общинах также на усмотрение сохранялось как обычай (но не правило) крестить брачных лишь по достижении ими преклонного возраста, а до этого оставлять в чине оглашенных (нечто подобное в виде деления на "молящихся" и "немолящихся" до сих пор сохранилось сегодня в некоторых старообрядческих согласиях, прежде всего у федосеевцев и филипповцев). В Империи развивалась многоукладность жизни, "цветущая сложность".
Абсолютно новая реальность Христианской Империи вызвала сопротивление папы именно в качестве наследника "плебейских трибунов" обвинения св. Константина в убийстве сына Криспа, его отъезд из Рима и основание новой столицы. Противостояние христианского Востока и христианского Запада начинается уже тогда. Одновременно с началом "константиновой эры" начинается мирный христианский "исход из Египта" Империи тех, для кого христианство по-прежнему остается "левым дискурсом" ("апостольская" , а не "вифанская" линия).
В своей чрезвычайно значимой статье "Империя и пустыня" прот. Георгий Флоровский (к моменту написания статьи он уже отошел от движения евразийцев и пришел к своеобразному "общехристианству"), не соглашаясь с теми, кто утверждал, что, в частности, отказ от брака был вызван ожиданием конца мира, писал: "Апокалиптические страхи и предчувствия, ожидание конца истории могли войти в сердца многих. Все это так. Но в писаниях отцов-пустынников мы не находим значительных следов этих апокалиптических волнений. Они уходили в пустыню совсем по другим причинам". И далее: "И до самого падения Византии монашество оставалось отдельной, ни на что не похожей формой устройства общества, находящейся в постоянном напряжении и соперничестве с Империей... Как в языческой Империи сама Церковь была своего рода "движением сопротивления" , так в христианском обществе неослабевающим "движением Сопротивления" было монашество".
Именование раннего христианства "движением Сопротивления" лишь подтверждает наши и не только наши догадки. Как подтверждает это же и наличие в Византии так называемой монашеской партии, противостоявшей партии "патриаршей" последняя всегда и при любых обстоятельствах поддерживала Императоров.
Важно указать, что церковные чины венчания на царство и венчания брачного если не тождественны, то весьма схожи и формировались они постепенно, по мере укрепления Империи. "Священнодействие венчания Царей на царство имеет глубочайший исторический смысл, писал русский исследователь Е. Барсов. В нем идея государства выражается во всей ее полноте, жизненности и силе. Это священнодействие воплощает в себе три главнейших момента действенности верховной власти как единого личного живого начала, зиждущего историческую жизнь народов и благоденствие великих государств. В этом священно-торжественном и общенародном акте выражается, во-первых, исторический союз государя с своим государством, во-вторых, завет его с Церковью, то есть душею и совестью своего народа, и, наконец, в-третьих союз Царя и народа с Царем царствующих, в руце коего судьбы царей и народов... Но едва ли не самый торжественный и знаменательный акт в чине венчания Русских Царей на Царство представляет те моменты, когда Царь молится о своем народе, а народ молится о своем Царе, в коих Русь является как царство, верующее в Бога царя царей и народов" , заключает В. Барсов. "Без Царя земля вдова" , издревле говорили на Руси.
А вот что относительно прямой связи венчания на царство и венчания брака по сути, их мистической тождественности говорит уже современный автор: "Слияние Царствия и Царства в лице Царя, который становится от этого как бы мостом между двумя мирами духовным и светским отражается во многих аспектах православного ритуала. Особенно наглядно это проявлено в обряде венчания. Само слово "венчание" и символическое использование корон (их держат над головами вступающих в брак. ~ B. K. J. Старое русское именование жениха и невесты "князь" и "княгиня" указывает на то, что любой человек в наиболее ответственные духовно моменты своего существования ритуально отождествляется с самим Царем, актуализирует в себе царственное измерение (потенциально заложенное в нем через причастие Св. Тела и Крови "царевы люди" становятся единой плотью и кровью как в браке! высочайшему Царскому Роду. B. K. J" , пишет А. Дугин ("Метафизика Благой Вести"). Добавим, что завершение венчания на Царство причащением Царя и Царицы св. Христовых Тайн в точности соответствует древнему чину браковенчания, завершавшемуся тем же (сегодня Причастие заменено испитием вина из общей чаши).
Как и царское служение предполагает некую "тайну цареву" , неудобосказуемую для остального мира и являющуюся для него подчас невыносимой и страшной, так и брак имеет свою тайную, "ночную" сторону, требующую покаяния и искупления. "Тайна царева" в эпоху Русского Царства покрывалась и стиралась принятием Царем великой схимы перед смертью. С "тайной брачной" дело обстоит более запутанно: радикальные старообрядческие согласия, такие, как федосеевцы, ее понимают, но решают неадекватно, современные "никониане" ее или игнорируют (либералы), или, наоборот, требуют соблюдения "чистоты" в браке (так называемые фундаменталисты), что уничтожает сам смысл брака как взаимопроницания и создания единого.
Если Византия в конце концов не сумела отчасти ввиду отсутствия твердой династичности, отчасти ввиду непреодоления монашеством
"левого дискурса" первохристианства (на Западе переросшего, как всякий "левый дискурс" , в тоталитаризм папства) перейти от "симфонии властей" в конце концов, республиканский по своей внутренней сущности к подлинной общенародной брачной мистерии. Но на Руси в какой-то пусть хронологически довольно короткий период это произошло. И связано это было если рассматривать с исторической точки зрения с тем, что исторически между иночеством и властью не было той напряженности, какая сопровождала историю Второго Рима.
"Слово о законе и благодати" митрополита Илариона (преп. Никона Киево-Печерского) по сути утверждает брачную, то есть разрывающую узы запрета, свободу обретшей благодать Руси "Июдеи бо при свешти законней делаху свое оправдание, християны же при благо детънеим солнци свое спасение зиждют. Яко июдейство стенем и законем оправдашеся, а не спасагаеся, хръстияни же истиною и благодатию не оправдаютъся, нъ спасаютъся" с другой прославляет православного монарха "кагана нашего Влодимера" , "благороднаго от благородных" (в буквальном, генетическом, точнее, парагенетиче-ском смысле слова), "единодержца земли своея": "Тобою бо обожихом и Живота Христа познахом (выделено нами Византия никогда не восклицала такого о своих Императорах, даже святых. B. K. ) <... > Ты правдою бе облеченъ, крепостию препоясанъ, истиною обутъ, смыслом венчан (выделено нами. B. K. J и милостынею яко гривною и утваръю златою красуяся".
Именно со времен "Слова о законе и благодати" , как позже напишет Лев Тихомиров, русский человек или монархист, или анархист, но никогда либерал. Кроме того, сама идея единоличной великокняжеской, а затем и царской власти (а согласно "Степенной книге царского родословия" , написанной святыми митрополитами Макарием и Афанасием, все Великие князья из рода Рюриковичей были не князьями, а царями) вынашивалась именно в монастырях. Равно как и поддержка самой династии, которую иноки-иконописцы изображали на "Древе Иессеовом" , включавшем в себя также и родословную самого Христа. Дораскольная Русь вообще в гораздо меньшей степени разделяла небесное и земное: отсюда и стояние ее за древний чин, древлее благочестие, за небо на земле.
Также в Житиях русских святых никогда не было бракоборных мотивов (в отличие от византийских в меньшей степени и особенно римо-католических). Русский инок становится иноком, как правило, не от бегства от брака как такового, а от "мирской суеты" в целом. Ни в одном русском житии, даже там, где рассказывается о том, как будущий святой уходит из семьи, когда родители хотят его женить, не говорится о презрении к браку как таковому только о "суете и тщете мира сего" , не более. Русское иночество изначально с благоговением относится к браку. И к Царской власти.
Но в XVII в. этот мистический брак Царя и народа (единого с Церковью) дает трещину. Желая укрепить свою власть, Алексей Михайлович дает "зеленую улицу" "кружку боголюбцев" , ставящих, по сути, по образцу гуманистического Запада в центр церковной жизни не собственно литургию, а проповедь, "церковь учительную" (само по себе выражение католическое), причем характерно, что к этому кружку принадлежали как будущий патриарх Никон, так и протопоп Аввакум. Тем самым осью бытия народа становится, по сути, не Царь, а священник, а иноческий идеал постепенно начинает обособляться от общенародного, "брачного". "Новый Иеросалим" патриарх Никон строит на самом деле только для иноков, тем самым возрождая идеалы в лучшем случае "монашеской партии" Византии, св. Мефодия и св. Амвросия (но на самом деле не Татиана ли?). В этом случае и Царство как брак лишается благодати своего "медового месяца" , чем объясняется и истерическая антицерковная реакция Петра Первого, и последующая бюрократизация и Империи, и Церкви, подчиненной не столько Царю "по любви" , сколько бюрократии. Как и сам Царь (Император), по сути, превращается в "первого чиновника". Таковой становится и мысль о Царстве.
От Никона к Феофану Прокоповичу затем к Сперанскому и, наконец, к Милюкову с Гучковым. А в отношении к браку от "Повести о Петре и Февронии" к "Анне Карениной" и еще далее к "Крейцеровой сонате". Интересно, кстати, что последняя написана еще до отпадения графа Толстого от Церкви и во многом повторяет, по сути, гностические и католические воззрения (в частности, о том, что брак допустим лишь с целью деторождения, после чего возбраняется, что вообще чем менее брак есть брак, тем лучше, а еще лучше безбрачие вообще). Но при этом "Крейцерова соната" была подвергнута порицанию Святейшим синодом, но именно появление "Крейцеровой сонаты" Толстого обнажило и вскрыло древние антиномии.
Мученическая кончина Императора Николая II и его Семьи, взявших на себя и грех династии, расколовшей Церковь, и грех народный (по крайней мере, согласно записанному видению митрополита Макария Невского), несмотря на существование группы ревнителей, не вызвала тогда и не вызывает сейчас в "толще народной" никакого отзыва ни благоговейно-почитательного, ни мистического. Царь-Мученик пожалуй, единственный из правителей XX в. , к которому народ безразличен. Характерная реакция жены на гибель безразличного ей супруга еще один пример внутренней связи Царства и брака. Это не осуждение никому и вообще не оценка. Это просто констатация факта.
Да и сама Русская Православная Церковь, все-таки прославившая Царственных Мучеников, сделала это скорее по просьбе светских властей как бы в обмен на признание ее новой социальной доктрины а не "от всея души и всего помышления". Здесь тоже тайна. Однако что это означает с точки зрения исторической? Конец "Константиновой эры" , как о том провозглашали еще несколько десятилетий назад представители "либерального "Православия" (М. Левитин-Краснов, о. Александр Мень, парижский журнал "Вестник РХД")? Или все же иное незавершенность эпохи, начатой расколом и возникновением "абсолютизма" в середине XVII в. ?
Не могу не вспомнить в связи с этим стихи автора, далекого от формального благочестия, но написанные, несомненно, по прямому наитию, каковое иногда посещает "буее мiра":
Это просто, как кровь и пот:
Царь народу, Царю народ.
Это ясно, как тайна двух:
Двое рядом, а третий Дух.
Царь с небес на Престол взведен:
Это чисто, как снег и сон.
Царь опять на Престол взойдет
Это свято, как кровь и пот.
(М. Цветаева)
В прижизненном зарубежном сборнике своих стихов Марина Ивановна Цветаева приписала после этого стихотворения: "7 мая 1918. Третий день Пасхи. А оставалось ему жить меньше трех месяцев".
Источник: Политический журнал