ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Старая Русса. Наследие Достоевского – источник православия

Сергей Филатов :: 28 января 2008

Ситуация в городе Старая Русса, где с конца 80-х годов сотрудники музея Ф. М. Достоевского развили активную и своеобразную церковную деятельность, – явление едва ли не уникальное. Литературные и краеведческие музеи еще в советское время были заповедниками, в которых сотрудники стремились сохранить дореволюционную культуру во всей полноте. Желание понять и воссоздать в заповедных усадьбах и особняках утерянную красоту мысли и красоту быта, особенно в окружающем мире советского провинциального уродства, естественно способствовало обращению к православию. Можно привести целый ряд примеров, когда музеи стали очагами провинциального интеллигентского православия, но пример музея Достоевского в Старой Руссе – самый яркий и самый впечатляющий.

Несмотря на то, что превращение музея практически в центр православного просвещения произошло по воле многих людей, все же наиболее значительна в этом деле роль Веры Богдановой, директора музея до весны 2007 года. Ее яркий характер и оригинальное мировоззрение отложили заметный отпечаток на духовную интеллектуальную атмосферу музея, характер его деятельности. Богданова с гордостью говорит о себе, что она потомственная новгородская крестьянка с берегов Ильменя, интеллигент в первом поколении. Крестьянское происхождение сразу видно в ее политических взглядах – главным для успешного развития страны она считает вопрос о земле. Земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. По ее словам, родители сохраняли веру и воспитывали ее в христианском духе. Но, когда она стала ученым, исследователем творчества Достоевского, наследие писателя открыло для нее глубину евангельской правды. Большинство других сотрудников музея стали верующими еще в советское время, благодаря Достоевскому.

Богданова считает, что Достоевский открывает людям тайну души человека, трагедию свободы и спасения. "Я воспринимаю наследие Достоевского через призму опыта человека XXI. Его мысли о государственном устройстве – это груз XIX века. Из Достоевского можно надергать цитат для обоснования национализма и авторитаризма – но в этом Достоевский ничего оригинального самостоятельного не сказал. Если бы было только это, он никому не был бы интересен".

Сотрудники музея, по словам Богдановой, считают себя "носителями открытого православия, лишенного обрядоверия и ксенофобии, понятного и близкого интеллигенции и молодежи".

К началу перестройки музей представлял собой значительный для Старой Руссы потенциал православной интеллигенции, но без поддержки и организационного оформления со стороны епархии он бы и остался потенциалом. Такую поддержку и оформление музейные православные получили в 1990 году, когда Новгородскую епархию возглавил епископ (с 1995 г архиепископ) Лев (Церпицкий). Церковная деятельность сотрудников музея осуществляется при активном участии Старорусского благочинного настоятеля Воскресенского собора протоиерея Амвросия Джигана.

В 1993 г. епископ Лев одобрил инициативу сотрудников музея и помог организовать Катехизаторские курсы при музее. Эти курсы с энтузиазмом были поддержаны либеральной профессурой СПб Духовной академии и православной академической гуманитарной интеллигенцией Петербурга. Представители тех и других регулярно читали лекции на этих курсах.

Курсы просуществовали четыре года – до 1997 г. За это время их кончили несколько сотен представителей старорусской интеллигенции – города и района. В результате среди учителей, врачей, агрономов, и инженеров Старорусского района весьма заметно представительство людей, приобщившихся к православию "через призму Достоевского". К 1997 году энтузиазм спал и среди жителей Старой Руссы, и среди питерской профессуры. Курсы прекратили свое существование. По словам Богдановой, "благодаря работе этих курсов, в городе появилась православная закваска – никто из выпускников курсов из Церкви не ушел, несколько человек стали священниками, существует православно ориентированная общеобразовательная школа, во всех храмах района существуют воскресные школы, в которых преподают выпускники курсов. В городе существует православная общественность". Через несколько лет – в 2003 году, при музее был организован Православный университет для учителей. В нем и учащихся поменьше, и преподавательские кадры уже не те. Однако традиция сохраняется.

Для школьников района в музее проводятся Достоевские школьные конференции. Многие из детей, таким образом, связаны с музеем и через общеобразовательную школу, и через школу воскресную, и через летний православный лагерь, и через церковь. Сотрудники музея часто вынуждены помогать детям решить проблемы, о которых Достоевский действительно много знал – как вести себя, когда твои родителя алкоголики или безработные, когда ты растешь без родительской заботы в условиях нищеты.

Музей имеет широкие связи среди петербургской и московской интеллигенции, что позволяет ему организовывать различные культурно – художественные мероприятия. Наиболее значительные из них – всероссийские фестивали театра по произведениям Достоевского, которые проводятся ежегодно. Завсегдатаем этих фестивалей, в частности, является Георгий Тараторкин, который почти никогда их не пропускает.

Своей религиозно – просветительской деятельностью музей обращается не только к жителям Старорусского района, существует и другая сторона – активность среди научного сообщества. Основное объединение исследователей творчества Достоевского – Международное общество Достоевского (МОД). МОД регулярно проводит свои конференции в Старой Руссе на базе музея. Ежегодные международные конференции собирают достоевсковедов из десятков стран мира. С 1993 года конференцию открывает архиепископ Лев, а в ее работе на равноправной основе участвуют представители Церкви. "Для нас, – говорит Вера Богданова, – эти конференции стали не только местом встречи исследователей творчества Достоевского из разных стран, но и местом для встреч и дискуссий светской и церковной интеллигенции". За прошедшие годы несколько крупных филологов, в т. ч. не только из России, были крещены в Старой Руссе (некоторые имена довольно известны, но без согласия их носителей, я не решаюсь их называть). Они считают, что в православие их обратил Достоевский, но его рукой была Вера Богданова. В 2007 г. из-за слабого здоровья Богданова оставила директорство, сейчас она рядовой научный сотрудник музея. Новый директор Наталья Костина – ученица и последовательница Богдановой, продолжает ее курс.

Наиболее удивительно в истории православной деятельности музея, что она не встретила заметного противодействия ни со стороны церковных структур (церковными бюрократами такая самодеятельность мирян в другой епархии могла бы быть воспринята как ересь или бунт), ни со стороны светских противников распространения православия на различные сферы общественной жизни.

Богданова вспоминает, что в середине 90-х гг. некоторые участники международных конференций несколько раз протестовали против участия в них духовенства. Но, со временем, убедившись, что принцип "не хочешь – не слушай, а другим не мешай" жестко соблюдается, протестующие удовлетворились.

Сотрудники музея говорили мне, что никакой существенной поддержки от властей области и района они не получают, и считают это нормальным. "Мы и есть Церковь, а наша православная деятельность и есть именно то, что теперь называют гражданским обществом". Возможно, эта позиция, предполагающая отсутствие поддержки светских властей и автономность от властей церковных, отсутствие агрессивности и воинствующего этатизма, предотвращает от возникновения агрессивного противодействия, желания некоторых секулярных кругов избавиться от церковного давления..

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама