Речь идет о фильма архимандрита Тихона (Шевкунова).
Документальный фильм наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) о Византии "Гибель империи", который недавно был показан по телевидению, вызвал разные отклики у российских историков.
"Главная мысль фильма заключается в том, что никакие технологии, никакая наука и внешняя развитость не могут удержать от упадка, если разрушены внутренний стержень, связь между личным и общим, гражданское чувство, понимание того, что есть грех и добродетель, если произошло разложение элиты, которая перестает осознавать себя частью нации", заявила в интервью порталу "Интерфакс-Религия" президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая.
По ее словам, фильм "панорамно показал общее движение человеческой истории то, что современный человек не хочет видеть".
Как отметила собеседница агентства, для либералов, "которые подняли визг по поводу этого фильма, невыносима сама концепция, что целью и стержнем человеческой истории являются вещи, связанные с верой, гармонией между личным и общим философским смыслом человеческой исторической жизни".
"Сегодняшний либерал утверждает, что автономность человеческой личности от веры, религиозных, нравственных, национальных, семейных ценностей это и есть задача человечества и движущая сила. Наоборот, человек в этом случае перестает понимать, как сопрягается его личная жизнь с общим движением", отметила Н.Нарочницкая.
В фильме, считает она, нет лести в отношении Византии, в нем показано, "какие у нее были жизненные силы и как она сама их растеряла, потеряла в них смысл, и это ее и разрушило, а другие этим воспользовались".
"Нет в фильме лести и нашему государству наоборот, такое смелое и дерзкое замечание прозвучало, что даже отдельные ответственные и созидательные правления при утере общего стержня и разложения элиты могут остаться в истории как отдельные созидательные правления и не более того", заявила историк.
В свою очередь сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Николай Лисовой в интервью порталу назвал фильм отца Тихона "актуальным и очень нужным".
Однако, как отметил он, "хотелось бы, чтобы в нем присутствовала большая историческая глубина и более точная, выверенная культура факта, потому что, к сожалению, многие тезисы, которые подаются в нарочито осовремененной форме, немножко повисают, кажутся немного голословными".
"В фильме под названием "Гибель империи" нужно было говорить немного о другом о том, а кто вообще обещал, что такая империя мощная, великая может просуществовать больше, чем тысячу лет, сколько она просуществовала. А может быть, наоборот, империя сделала все, что могла, чтобы максимально сохраниться и передать свою эстафету Третьему Риму Москве".
"А тут, продолжил он, получается однобоко, что мы только горюем, почему погибла Византия этого они не сделали, другого не сделали. А может быть, что могли, то по максимуму сделали. Вот таким вопросом автор почему-то не задается совсем, а говорит просто о том, что была великая империя, а потом из-за того, что в ней завелись олигархи и не был решен демографический вопрос, из-за этого она погибла".
Византия, по словам Н.Лисового, не из-за этого погибла, "она погибла из-за того, что истощила свои ресурсы и биогенетические, и финансовые, и всяческие другие именно на то, чтобы создать великое наследие, которое в нас живет до сих пор. Она рухнула под бременем той ответственности и ноши, которую она несла".
В то же время историк заявил, что Византия "вообще не умерла, она плавно перетекла в другие исторические формы, и то, что человек ставит эти вопросы, решает их, используя поэтический код Византии, говорит о наших сегодняшних наболевших проблемах, это, безусловно, плюс. Но это, конечно, не история и тем более не историософия. Это очень хорошая, актуальная публицистика, предвыборная".
По материалам источников: Интерфакс-Религия