ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Мощи преподобномученика Анастасия Персиянина в сокровищнице Ахенского собора

Анатолий Холодюк :: 05 февраля 2008

Путешествуя в 1520 году по Нидерландам и Германии, немецкий живописец, основоположник искусства немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер присутствовал в Ахене на коронации Карла V и оставил в своем дневнике восторженную запись о тех "уникальных и изысканных по красоте" реликвариях и предметах церковной утвари, какие довелось ему видеть в ризнице Ахенского собора. В Средние века Ахен был центром империи Каролингов и Священной Римской империи германской нации, местом коронации германских королей и резиденцией императора Карла Великого († 814), при котором город достиг особого расцвета. Не только в Средневековье, но и в более позднее время Ахен имел высокий статус среди других городов Германии. Он был паломническим центром Западной Европы и служил традиционным местом остановки паломников из Северной и Восточной Европы на пути в испанский город Сантъяго-де-Компостела, где хранятся мощи святого апостола Иакова.

Особое значение Ахена как политического и религиозного центра империи подтверждается многочисленными дарами от германских королей и римских императоров кафедральному собору города. Бесценные приношения хранятся в специально построенном здании сокровищницы, превращенной ныне в музей[1]. Один из таких даров – реликварий с мощами (глава) преподобномученика Анастасия Персиянина († 628, память 22 и 24 января). Согласно информации, предоставленной заведующим музеем-сокровищницей Ахенского собора доктором Георгом Минкенбергом, реликварий изготовлен в Антиохии между 969 и 1025 годами, а в сокровищнице хранится с 1204 года. Ссылаясь на данные исследований немецких историков и искусствоведов, музейные сотрудники сокровищницы придерживаются мнения, что в 1000-1002 году реликварий вместе с другими драгоценными сосудами был преподнесен немецкими и византийскими посланниками в качестве свадебного подарка коронованному в 983 году в Ахене Оттону III и его византийской невесте. Другая версия гласит, что, возможно, реликварий в 1204 году поступил в ризницу Ахенского собора в качестве трофея.

Искусно выполненный из серебра с чернью и позолотой, он имеет следующие размеры: высота – 39 см, ширина – 19 см, глубина – 20 см. Реликварий сделан в форме одноглавой купольной греческой церкви квадратной формы с апсидой. По мнению специалистов, изначально это была кадильница, которую наполняли горящими углями и благовониями. Кадильницы подобной формы можно видеть в ризнице собора святого Марка в Венеции. На серебряном корпусе реликвария надпись по-гречески, из которой можно узнать имена его возможных заказчиков и исполнителя. Вот ее перевод: "Господи, помоги рабу Твоему Евстасию, проконсулу, патрицию, полководцу Антиохии, и рабу Твоему Ликию". На стенках реликвария греческим шрифтом выведены три стиха из 86-го и 131-го псалмов: "Славное возвещается о тебе, граде Божий!" (Пс. 86: 3); "Стань, Господи, на [место] покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего" (Пс. 131: 8); "Ибо избрал Господь Сион; возжелал [его] в жилище Себе" (Пс. 131: 13).

Анастасий Персиянин широко почитался в Византии. В византийских и греческих календарях его память указывается 22 января, 24 января упоминается как день перенесения его мощей. Житие этого святого было написано сразу после его смерти в 628 году и основано на рассказе монаха, свидетеля его подвигов и мученической кончины[2]. В Х веке житие святого было переработано Симеоном Метафрастом. В первой половине ХII века на Руси был сделан перевод краткого жития Анастасия Персиянина: о его почитании на Руси свидетельствуют месяцесловы древнейших Евангелий.

Афанасия Персиянина в миру звали Магундатом. Он был родом перс, из селения Раснуни в земле Разих, принадлежал к сословию магов и содержал школу, где обучал желающих чародейским хитростям. Во время войны между персами и ромеями шаханшаху Хосрову II в завоеванном им Иерусалиме удалось захватить Крест Господень, который в 614 году был отправлен в Персию и находился там до 628 года, а потом был возвращен в Святой Град византийским императором Ираклием. Именно появлением Святого Креста в Персии автор жития Анастасия Персиянина объясняет зарождение в персидском жреце-огнепоклоннике интереса к христианству. Оставив школу на попечение сына, Магундат в числе войска персидского военачальника Шахина участвовал в походах в Малую Азию. В это время войска императора Ираклия появились в самой Персии, и Шахину пришлось отступить. Побуждаемый жаждой истинной веры, Магундат дезертировал из войска и поселился в Иераполе у одного перса-христианина, золотых и серебряных дел мастера. Магундат посещал христианские богослужения и уговаривал своего хозяина способствовать его крещению, но тот, опасаясь персов, отказался. Тогда Магундат отправился в Иерусалим, где обратился с просьбой о крещении к Илии, пресвитеру храма Вознесения Господня. Тот крестил его и нарек именем Анастасий. Через некоторое время Анастасий Персиянин объявил Илии о своем желании стать монахом и вскоре принял постриг (ок. 620) в монастыре святого Анастасия, основанном неким Юстином неподалеку от Иерусалима. Там Анастасий Персиянин изучал греческую грамоту и Псалтирь, позже стал читать Священное Писание и жития, особенно вдохновляясь подвигами мучеников. Он был иноком добродетельным, смиренномудрым, трудолюбивым и поэтому охотно исполнял все послушания и монастырские работы. Руки его всегда были заняты работой, а уста – прославлением Бога. Через семь лет Анастасий Персиянин покинул обитель и отправился странствовать. Придя в Кесарию Палестинскую и увидев у храма святой Евфимии персидских магов, готовящихся совершить жертвоприношения, Анастасий Персиянин выступил против них с обличениями и на вопрос, кто он такой, открылся, что он перс и сам бывший маг. Маги позвали солдат, и те задержали Анастасия Персиянина как соглядатая, а выяснив, что он к тому же бывший царский всадник, отправили в тюрьму, доложив об этом марзбану (наместнику). Тот подверг его допросу, а затем потребовал отречься от Христа, но Анастасий Персиянин решительно отказался. Несколько раз представал он перед марзбаном и обличал его в нечестии, оставаясь непоколебимым даже после пыток. После праздника Крестовоздвижения, который в виде особой милости святому было разрешено провести в христианском храме, Анастасия доставили на суд самого Хосрова. Тот послал к Анастасию одного из судей с предложением отречься от Христа и вернуться к вере предков, за что обещал большие богатства. После того как Анастасий Персиянин отказался выполнить это, его вновь подвергли мучениям, но он остался тверд и несгибаем, вознося хвалы Господу. Тогда Анастасия Персиянина вместе с 70 другими христианами отвели к реке и одного за другим удавили веревкой. Тела казненных были брошены у реки на съедение собакам, а голову Анастасия Персиянина отправили Хосрову. Собрав деньги, местные христиане выкупили тело мученика, которое чудесным образом не было тронуто собаками, и похоронили его в расположенном неподалеку монастыре мученика Сергия.

Через десять лет после кончины Анастасия Персиянина его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, а затем – в Константинополь, где в конце VIII века был построен храм во имя святого. Сохранились сведения, что позднее глава святого хранилась в Риме. Одна часть мощей находилась в церкви Святого Креста, а другая – в одном из загородных монастырей. С 1204 года и по настоящее время глава преподобного Анастасия Персиянина хранится в немецком Ахене.

Во второй половине 2007 года реликварий с мощами этого святого несколько месяцев находился в Ватиканском музее. Для специалистов в Ватикане и Ахене остаются не до конца выясненными некоторые вопросы. Неясно, ни для какой церкви сначала была предназначена антиохийская кадильница, ни когда и при каких обстоятельствах ее превратили в реликварий с мощами (главой) преподобного Анастасия Персиянина. Впрочем, в историях и других христианских святынь сокровищницы Ахенского собора есть свои пока еще не разгаданные тайны.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 году были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния.

[2] См.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 249.

(Мюнхен), специально для "Православия.Ру"

Источник: Православия.Ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама