ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В. Я. Пропп, которого мы не знали. Часть 1

Мария Хорькова :: 05 февраля 2008

Один из тех, кто определил "интеллектуальный почерк" ХХ столетия, "канонизированная" фигура в истории науки... Не верится, что так было не всегда, что труды Проппа осуждали, а самому ученому, возвращавшемуся из эвакуации, запретили въехать в родной Ленинград (ведь немец!), и он едва избежал ареста... Или верится? Ведь такая судьба для России не редкость...

– Мама, мама, смотри, ein Pilz[1]!

Бедный мальчик! Он с мамой говорит по-немецки, а с другими по-русски и иногда путает языки.

Да, несчастный... Может ли быть скучнее судьба, чем родиться немцем, евреем или поляком в великодержавной России?

(В. Я. Пропп. "Древо жизни. Автобиографическая повесть)

С работами В. Я. Проппа каждый филолог встречается в начале первого курса... и иногда не расстается всю жизнь. Первокурсники удивляются: "И это – филология?" На страницах книг – формулы похлеще тех, что пугали в учебнике по физике (см. иллюстрацию)... Да, так до Проппа не писал никто. Это потом появились структурализм, порождающая грамматика... А во времена, когда В. Я. Пропп создавал первый из своих знаменитых трудов, для подобного подхода еще не был разработан понятийный аппарат. Ученый писал смело, но мягко, по-дружески знакомя читателя со своим поистине революционным подходом: "О возможности понятия и термина морфология сказки никто не думал. Между тем в области народной, фольклорной сказки рассмотрение форм и установление закономерностей строя возможно с такой же точностью, с какой возможна морфология органических образований"[2].

"Морфология сказки" потому и была мало кем понята и востребована в течение 30 лет после первой публикации в 1928 году, что опередила свое время. Значительно позже она была признана одной из базовых работ по теории наррации. Затем последовали "Исторические корни волшебной сказки" (1946), "Русский героический эпос" (1958) и "Русские аграрные праздники" (1963). Все работы В. Я. Проппа связаны между собой – методологически, идейно. Эти тексты сами стали объектом филологических исследований. Все это предстает перед нами в столь откристаллизовавшемся виде, что мы редко задумываемся о том, что Владимир Яковлевич Пропп не только ученый, но и человек, что путь его – и в жизни, и в науке – был тернист...

...немец по рождению и воспитанию

В. Я. Пропп родился 16 апреля 1895 года в Санкт-Петербурге в семье выходца из немецкой колонии Саратовской губернии Иоанна Якова Проппа. При крещении (а крестили мальчика в евангелическо-лютеранском приходе) был наречен Германом Вольдемаром.

Несмотря на ограниченные средства, родители нанимали детям гувернанток для обучения немецкому и французскому языкам, игре на фортепиано и "манерам". В результате дети разговаривали с матерью – по-немецки, с гувернантками – по-французски, между собой и отцом – по-русски.

В 1913 году В. Я. Пропп поступает в Петербургский университет, где начинает заниматься немецкой литературой. Но на третьем курсе он переводится на славяно-русское отделение, причиной чего было "влечение к России, явившееся отчасти как последствие отвращения к окружавшей... немецкой грубости и ограниченности... К этому влекли и научные знания[3].

Но не только "отвращение" так переменило интересы и жизнь молодого Проппа, было еще и другое, гораздо, думается, более важное

..."жалеть" и значит "любить". И как стать русским

Еще до появления иностранных гувернанток детей в семье Проппов нянчила русская старушка. Все было, как когда-то у Пушкина: она пела им песни, рассказывала сказки, и все это в старости Владимир Яковлевич вспоминал с большой теплотой. И тогда же он усвоил одно из значений слова "жалеть" – "любить".

Первая мировая война застала В. Я. Проппа студентом. Он был готов идти на фронт, чтобы разделить судьбу русских солдат, но студенты не подлежали мобилизации. Тогда он окончил курсы "подания первой помощи и ухода за больными" и добровольно пошел работать санитаром в лазарет. Позднее он записал в дневнике, что именно тогда, общаясь с солдатами, он стал русским.

"22.IV.1918 года был одним из лучших в моей жизни. Была Пасха. Самая ранняя, какая может быть. Я смотрел на огни Исакия с 7-го этажа лазарета в Новой Деревно. Тогда я любил Ксению Новикову. Она ходила за ранеными. Было воскресение в природе, и моя душа воскресла от признания не только своего "я". Где другой – там любовь. И она была другая, совсем другая, чем я. Я сквозь войну и любовь стал русским. Понял Россию"[5].

Затем последовало окончание историко-филологического факультета, преподавание языков в различных учебных заведениях столицы, научная работа, но...

... в школе никаких интересов к религии еще не проявлял

Мало кто знает, что 2 апреля 1921 года В. Я. Пропп подал прошение о зачислении на первый курс Петроградского богословского интститута, открытого за год до того. Институт ставил перед собой очень широкие задачи: готовить пастырей и церковных деятелей, устраивать богословские кружки и публичные лекции, руководить религиозными курсами и кружками, разрабатывать церковно-практические и богословские вопросы. Но просуществовал он, лишь сделав единственный выпуск. И даже это кажется сейчас достижением.

Но вернемся к Проппу и его удивительному прошению: "В школе никаких интересов к религии еще не проявлял. Сильно увлекался немецким романтизмом. В связи с этим явился крайний индивидуализм и утверждение в себе. Однако смутная тоска и искание выхода из плена своей души служили выходом для будущих прорывов. К тому же и религиозный элемент романтизма и интерес к идеалистической философии XIX в. оказали свое влияние. Я вышел из школы с предрасположением к мистике. <...> С началом войны... я поступил в санитары при одном из лазаретов. Общение с некоторыми солдатами в связи с внутренними потрясениями и сознанием безысходности моего душевного состояния привели меня к церкви. К этому я еще раньше был подготовлен чтением сочинений Соловьева"[5]. Кроме Соловьева на молодого Владимира повлияли "Столп и утверждение истины" Павла Флоренского, поучения преподобного Серафима Саровского и... послания Иоанна и его же Евангелие.

Вышеизложенные причины сам Пропп назвал субъективными, а объективными назвал следующие: необходимость личного участия в строительстве новой духовной и церковной культуры. По его словам, он понял, чем должна быть Церковь по отношению к индивидууму, но чем является Церковь по отношению ко Христу – еще не понял.

Как бы то ни было, в институте Владимир Яковлевич занимался недолго, и причина такого решения – неизвестна.

Продолжение следует...

--------------------------------------------------------------------------------

[1] ein Pilz – гриб (нем.).

[2] Владимир Яковлевич Пропп. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки // Собрание трудов В. Я. Проппа. – М., 1998. – С. 5.

[3] Цит. по: Неизвестный В. Я. Пропп. – СПб, 2002. – С. 8.

[4] Там же. – С. 289.

[5] Там же. – С. 9.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама